Валитов А.А., Федотова Д.Ю.

Тобольская комплексная научная станция УрО РАН

 

Тобольск духовный и культурный центр региона

 XVI-XX вв.

 

В Тобольске уже впервые века его истории были носители идеальных, возвышенных стремлений: многие его обитатели имели богатый внутренний мир, стремились встать выше мирской суеты, подняться над мелочами жизни. Конечно, не следует преувеличивать общий уровень духовности тоболяков: значительная часть населения города была озабочена почти исключительно добыванием и утилизацией материальных благ. Таких лиц было немало и среди купцов и крупных чиновников, утопавших в довольстве и роскоши, и среди беднейших слоев населения, задавленных нуждой и утомительной физической работой. Однако основная масса горожан заботилась не только «о хлебе насущном».

Возникнув в 1587 г. Тобольск уже спустя четверть века стал центром воеводства, а затем и крупнейшим средоточием власти на востоке страны (центром губернии, провинции, наместничества, наконец, огромного генерал-губернаторства). Это содействовало росту городской культуры.

Тобольск развивался за счет торговли, причем торговли главным образом небольшими по весу и объему, но ценными товарами, перевозившимися на большие расстояния (пушнина, чай, рыба, ювелирные изделия и т.д.). В силу этого многие тобольские купцы владели крупными капиталами, обладали, бывая в разных районах Сибири и других стран, значительными познаниями и понимали необходимость развития культуры, науки, образования.

Имело большое значение и то, что Тобольск рано стал религиозным центром. Здесь в 1620 г. была открыта первая в Сибири епархия, и более ста лет новых епархий в Сибири не открывалось. Тобольские архиереи управляли всей церковной жизнью Сибири и Дальнего Востока, а также ряда областей современного Казахстана. В 1668 г. Сибирская епархия получила статус митрополии, которая просуществовала до 1768 г. причем, за тобольскими архиереями сохранилось одна из митрополичьих привилегий, употреблять при богослужении митру с крестом.

Наличие в городе первоклассного Свято-Знаменского монастыря, при котором с 1743 г. была открыта Тобольская Духовная семинария, долгие годы единственная на всю Сибирь.

Своеобразие городу придавали и политические ссыльные, большинство которых встало на путь борьбы с самодержавием не ради честолюбия или материальных выгод, а потому, что не могли мириться с существовавшим тогда политическим устройством России. Испытывая нужду и лишения, считаясь преступниками, большинство из них вело себя с достоинством и не жалело о том, что отважилась на открытую борьбу с правительством.

Немало прекрасных примеров духовности дали и состоятельные люди, жертвовавшие большие суммы на благотворительные цели.

Таковы главные особенности дореволюционного периода Тобольска, влиявшие на воспитание высокой нравственности и культуры.

Так, известия о первых театральных постановках в городе датируются 1705 годом, когда Пётр I только намеревался восстановить театр в столице. В период с 1789 г. по 1791г. в Тобольске выходил первый журнал в Сибири «Иртыш превращающийся в Ипокрену».

Одними из первых в Сибири были и открытые здесь же средние учебные заведения: мужская гимназия (1810г.) и Мариинская женская школа (1854 г.).

Большим влиянием в городе пользовались политические ссыльные. Как людей высокой культуры, стремившихся помогать простому населению, помнили здесь декабристов. Их пребывание сказало облагораживающее влияние на многих тоболяков, салоны Муравьевых и Фонвизиных были своеобразными общественными центрами.

По инициативе и непосредственном участии декабристов в 1852 г. в городе было открыто женское заведение - девичье приходское училище, преобразованное в 1854 году в Мариинскую женскую школу. Факт этот приобретает особое значение, если учитывать, что открытие его не входило в планы центральных ведомств и совершилось помимо них.

Последующие поколения политических ссыльных также обладали моральным авторитетом, активно участвовали в научной и культурной деятельности, а иногда успешно пропагандировали революционные идеи.

Много подвижников было и среди идеологических противников политических ссыльных - тобольского духовенства. Значительная часть его не только вела высоконравственный образ жизни, но и стремилась искренне помогать «всем страждущим», пользовалась уважением среди тоболяков. Из них назовем лишь двух: первый тобольский митрополит Филофей (Лещинский) - им была создана первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания. Содержалась она за счет Архиерейского дома, а учителями в ней были образованные киевские монахи. Второй из них, митрополит Иоанн (Максимович) - продолжил дело Филофея, занимался миссионерством и просвещением ее аборигенов Севера-Западной Сибири. Большинство горожан стремилось присутствовать на церковных службах, участвовать в крестных ходах, имело дома иконы. Часть из них серьезно относилась к выполнению как чисто сакральных обязанностей, так и в обыденной жизни выполняла известные десять заповедей.

Невозможно перечислить тех жертвователей, которые внесли крупные материальные или денежные вклады на благо тоболяков. Назовем лишь несколько лиц, жертвовавших главным образом вследствие нравственных побуждений. В XIX в. много раз вкладывали большие средства на нужды города купцы Корниловы, Плотниковы, Сыромятниковы. Так, например, почетный гражданин Тобольска, купец И.И. Корнилов в 1898 г. впервые передал в контору Тобольской городской больницы 100 руб. на устройство бесплатной кровати для лечения бедных детей. Оплата за пребывание в больнице или вовсе не взималась, если дети были очень бедны, или взималась в половинном размере по количеству суток, проведенных в больнице, а другая половина суммы относилась за счет корниловской кровати.

Тобольск был одним из крупных сибирских центров журналистики. Особенно яркими были такие передовые газеты, как «Тобольские губернские ведомости», «Сибирский листок», «Тобольские епархиальные ведомости». В городе в 1914 г. было до 20 учебных заведений; гастролировали на сцене Народной аудитории решались только сильные труппы, знавшие высокую взыскательность тобольской публики.

Перед началом первой мировой войны город жил богатой и разнообразной духовной жизнью: здесь активно действовали разнообразные общественные объединения, издавалось три газеты, действовало около трех десятков церквей, представлявших пять конфессий (православную, католическую, лютеранскую, иудаизм, мусульманство), кипели страсти в многочисленных политических и общественных объединениях.

Литература:

1.   Алисов Д.А. Административные центры Западной Сибири: городская среда и социально-культурное развитие (1870-1914). Омск, 2006.

2.   Коган Л.Б. Культурный потенциал большого города // Культура в советском обществе. М., 1988.

3.   Копылов Д.И. Тобольск в дореволюционный период (XVI- начало XX вв.)//Роль Тобольска в освоении Сибири. Тобольск, 1987.

4.   Копылов Д.И., Прибыльский Ю.П. Тобольск. Тюмень: «Вектор Бук», 2007.

5.   Обзор Тобольской губернии за 1892–1913 гг. Тобольск, 1893–1914.