Картабаева Е.Т.

кандидат исторических наук, доцент

кафедры всемирной истории

КазНУ имени аль-Фараби

 

Суфизм и средневековые тюркские мыслители 

С конца ҮІІІ века тюркские народы Центральной Азии начинают втягиваться в культурную сферу мусульманской цивилизации. Принятие ислама в эпоху средневековья народами Центральной Азии, усвоение новой религиозной доктрины, парадигм мифологического сознания и мировоззрения, освоение арабской графики, ознокомление с традицией мусульманской книжной литературы, широкие культурные контакты с мусульманскими странами означали тотальнуя поэтапную перекодировку всей традиционной культуры тюрков, стереотипов, обычаев и т.д. Вместе с тем сохранение реликтов тенгрианства, со временем неизбежно привели к синкретическим и двойственным вариантам смешения ислама с местными религиозными традициями. Так в Центральной Азии сформировался свой вариант народной религии – переинтерпретированного ислама в виде суфизма.

   Что же дал мусульманская цивилизация миру? Прежде всего – гениальных мыслителей. Одним из выдающихся представителей мусульманской мысли в Центральной Азии является Махмуд Кашгари. М.Кашгари ученый-энциклопедист, который изучал тюркские языки, он был первым в мире ученым-тюркологом. Книга М.Кашгари «Диуани лугат-ат-тюрк» - научный труд, в котором даны новые теоретические обобщения, выводы по важным направлениям языкознания. Его книга содержит массу сведений о диалектах, лексике, фонетике, морфологии, словообразовании в тюркских языках своей эпохи. Именно «Словарь» позволил расшифровать, изучить древние письменные тюркские памятники. Только после того как был найден «Диван», появилась возможность прочитать, перевести и сделать транскрипцию «Благодатного знания» Юсуфа Баласагуни  [1, 77]. Однако, в данной статье мы не ставим цель рассмотреть работу М.Кашгари в лингвистическом аспекте. Главная наша задача – выявить связь между трудом М.Кашгари и его эпохой, то есть определить влияние на его мировоззрение ислама, как идеологии того времени.

   В литературе, которая всегда развивается вместе с развитием общества, остаются следы каждой эпохи. Биографические сведения о поэте Махмуде Кашгари, крайне скудны, однако одно несомненно – его дух, интеллектуальная связь с центрами мусульманского образования, науки и философии. Безусловно Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Ахмет Яссави, Н.Рабгузи, как и Сулеймен Бакыргани, Ахмет Югнаки, аль-Хорезми – это происламски ориентированные тюркские ученые, поэты, мыслители. Они жили в эпоху расцвета первых тюркских мусульманских государств с признаками городской, оседлой цивилизации. Многие из них были придворными учеными, поэтами, летописцами при правителях этих государств, например при караханидах, этим во многом объясняется их официальная и часто неформальная ориентация на господствующую религию. Некоторые из них, например Махмуд Кашгари, видимо, отдавали себе отчет в центрирующей роли этой религии с ее развитой идеологией, юридическими нормами, этикой, системой обслуживающих наук и филологических дисциплин, в ее потенциальных возможностях в общем культурогенезе народа. Очевидно, что так же они хорошо понимали ограниченные возможности тенгрианства как реликтовой религии, неимеющей единой книжной традиции и канона. Во всяком случае осознанное интеллектуальное отношение к своему религиозному выбору заметно в энциклопедии Махмуда Кашгари «Диуани лугат-ат-тюрк» и в философской поэме Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билиг».  Проблема религии в "Дивани лугат ат-тюрк"  это одна из главных тем. М.Кашгари специально не исследует эту проблему, но уже с первых страниц словаря можно проследить, что вся его работа пропитана религиозным мировоззрением, духом ислама. Ислам проявляется в словаре суфийскими мотивами.

  Суфизм – это особое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение человека с божеством. Суфизм (тасаввуф) возник в ҮІІ – ҮІІІ вв.  в Аравии. Начало формирования суфизма связано с движением мусульманских подвижников-аскетов и благочестивых праведников первых веков ислама, призывавших к отрешению от мирского, возводивших в культ бедность. Одним из первых известных суфиев был крупнейший богослов раннего ислама аль-Хасан аль-Басри (742-828). Идейно-теоретическая основа суфизма вобрала в себя элементы древних верований и культов Востока, античных и христианских воззрений. Наиболее влиятельными среди суфийских школ стали багдадская, куфийская, басрийская и хорасанская. В отличие от абстрактных богословских рассуждений мутазилитов или безусловного следования всемогущим авторитетам, «букве» священных текстов, в основе учения исламских мистиков лежит интуитивное познание Бога, внутреннее эмоциональное осознание религиозных истин – «духовный опыт».

    В исторической науке утвердилось мнение, что основоположником суфийской традиции на территории Казахстана  является великий мистик Ходжа Ахмет Яссави. Бесспорно, Х.А.Яссави был основоположником местной, тюркской суфийской школы и внес огромный вклад в развитие и распространение суфизма среди тюркских народов. Однако нельзя не признать суфийские мотивы в "Тюркском словаре" Махмуда Кашгари, жившего за четверть века до славного суфия. Хотя нет данных, что Кашгари строго придерживался суфийских принципов, но бесспорно то, что  он внес свой вклад в развитие суфийской поэзии. Еще один момент, который нужно учесть - это то, что стихи-бейты, которые были включены в словарь были написаны или сочинены еще до XI века. Значит, история происхождения стихов с суфийскими мотивами среди тюрков относится к еще более раннему времени.

 Хотя М.Кашгари, как великие суфии ибн Араби, аль-Ансари, Х.А.Яссави не отличался особым аскетическим образом жизни и не писал обширных произведений, посвященных суфизму, но он внес свой вклад в его развитие, оставив потомкам суфийские стихи. Читая бейты в Тюркском словаре, мы являемся свидетелями безмерной любви тюрков к единому Аллаху, и явно видно, что жизнь самого поэта была посвящена всецело к служению Создателю. Исследователь тюркской поэзии  XI века И.В.Стеблева об этом явлении говорит так: "Особое место в "Диване" Махмуда аль-Кашгари занимают тексты, которые, по-видимому, можно рассматривать как самые ранние образцы тюркоязычной суфийской поэзии. Они содержат тот комплекс суфийских взглядов, который в дальнейшем станет стандартом" [2, с. 10]. Рассматривая содержание стихов с суфийским мотивом в "Тюркском словаре" можно выделить две основных тем. Первая – это любовь, а вторая – горесть и страдания, объект обеих тем – Всевышний Аллах. От чего страдает поэт? Любовь к создателю, стремление узреть его, раствориться в нем не дает поэту покоя, это желание остается несбыточной мечтой и он предается пессимизму. Основная группа стихов, которые относятся к этой теме, это во-первых стихи о быстротечности и гибельности времени, например:

"Ночи и дни мира проходят как странники.

Того, с кем пересекутся их пути,

Они лишают сил".

Так же содержатся призывы к бедности, которые присущи суфизму:

"Вещи и имущество человека – его враги…

Собрав (скопив) богатство,

Думай, что (это) низвергся поток воды

Словно валун, катит оно своего обладателя вниз".

Имеются стихи, осуждающие порочность людей:

"Все мужи испортились из-за вещей.

Увидев имущество, они кидаются [на него],

Словно гриф на добычу";

"Они держат свое имущество, заперев [его],

Сами не пользуются,

Плача от скупости, они собирают (копят) золото.

Из-за имущества, не памятуя о боге,

Сыновей [своих], родственников

Они в самом деле душат".

Вместе с тем для суфизма характерны призывы к самосовершенствованию:

                   "Стремись к добродетели,

                   А приобретя ее, не будь гордым".

         Стихи с суфийским мотивом не ограничиваются только этими стихами. Изучая стихи из Тюркского словаря обнаруживаем, что всего 58 строк стихов являютя суфийскими стихами.

  Следующий представитель тюркской мусульманской мысли - это Юсуф Баласагуни. О жизни и творчестве талантливого поэта, прозорливого мудреца Юсуфа Баласагуни известно только со слов автора: «Сочинитель сей книги – уроженец Баласагуна, муж воздержанный и благочестивый. Завершил же книгу сию он в Кашгаре и представил ее ко двору властителя Востока табгач-хана; повелитель почтил и возвеличил сочинителя, дав ему титул хасс-хаджиба; посему и известна слава имени его – Юсуфа, Великого хасс-хаджиба» [3, 60]. Из самой же поэмы Юсуфа Баласагуни с полной очевидностью устанавливается, что он «был выдающимся поэтом, высокообразованным человеком, многомудрым знатоком человеческой души, философом, ученым-энциклопедистом, стихитворцем, владевшим всеми тонкостями арабской и персидской поэзии, тюркского фольклора; он был сведущ в астрономии и математике, в медицине и элоквенции, в игре в шахматы и народных спортивных играх, в охоте и птицеловстве, и во многом, многом другом» [4, 517]. Он написал множество трудов по самым различным отраслям знаний, но до нас дошло принесшее ему всемирную известность только одно произведение – «Кутадгу билиг», написанное им в 1070 году. Ю.Баласагуни отмечает в своей поэме, что до него было написано много книг на арабском, персидском языках, но именно он впервые в Караханидском государстве создал подобное произведение на тюркском языке. «В руках у мудрецов перебывало арабских и персидских книг немало. Но это книга первая из книг, в которой тюрки слышат свой язык» [3, 60].

  По мнению известного тюрколога А.Кононова, произведение «Кутадгу билиг» пока единственное сочинение на одном из тюркских языков, основанное на мусульманской идеологии и пропагандирующее эту идеологию [4, 506]. Это мнение подтверждает и известный казахский ученый А.Касымжанов, говоря «Юсуф вписывается в общий процесс Ренессанса и на Востоке, в частности, совершенно явственны в его творчестве отпечатки философского восточного перипатетизма. Речь идет о мощной культурно-философской традиции, идущей от Аристотеля и продолженной Аль-Фараби и Ибн Синой» [5, 30].  Масштабная поэма Юсуфа Баласагуни «Кутадгу Билиг», как и многие другие произведения этого периода несет печать религиозно-парадигмического мышления. Выше уже говорилось, что в этот самый период среди народов Центральной Азии стал распространяться суфизм. В духовном развитии Ю.Баласагуни, возможно, сыграл важную роль известный суфий-ханбалит из Герата ал-Ансари ал-Харави (1006-1088) [6, 168].

«Прекрасные имена» Бога суфии рассматривали как свод идеальных качеств божества и идеалов-ориентиров, как ценностные установки на пути человека к совершенству. Один из героев поэмы – Одгурмыш, старец-суфий, следует пути поиска божественного  откровения. Неслучайно его имя переводится как Пробуждающий, непритязательный. Он как бы возвышается над тщетой и суетой мирской жизни, открывая в своем сердце лучи божественной благодати.

Путь веры – это тяжкий путь избранных, сильных духом, посвятивших себя служению вечной и высшей ценности – Богу. Все остальные герои «Кутадгу билиг» служат людям, олицетворяя собой разнообразные пути достижения человеческого блага. Айтолды – визирь посвящает жизнь реализации своих идеалов служения народу, благу государства. Он мудрый и чуткий наставник своего правителя. Жизнь его проникнута сознанием долга перед отечеством. В то же время, Айтолды – это символ мимолетного счастья.  Устами этого героя вопрошает Ю. Баласагуни: «Все блага обретший найдет ли благое?» [6, 141]. Подвергая философско-этическому анализу поэму Ю. Баласагуни можно прийти к выводу, что в  мировоззрении автора преобладали суфийские идеалы.

         Итак, подытоживая рассмотренные выше вопросы можно сделать вывод, что жившие и творившие в мусульманскую эпоху наши знаменитые земляки -  Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни внесли огромный вклад в развитие мусульманской мысли. Они были истинными представителями своего времени, в их произведениях отражена идеология эпохи, а именно суфийские идеалы.

 

1.     Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. – М., 1966.

2.     Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке. –М., 1971.

3.     Юсуф Баласагуни. Благодатное знание. –Л., 1990.

4.      Кононов А.Н. Поэма Юсуфа Баласагунского «Благодатное знание». –М., 1983.

5.      Касымжанов А.Х. Портреты. Штрихи к истории степи. –Алматы, 1995.

6.     Амребаева Ж. Мир ценностей Юсуфа Баласагуни в поэме «Кутадгу билиг»//История и культура Центральной Азии и Казахстана. Исследования молодых. Материалы Летноего университета по полтологии, истории и культуре Центральной Азии и Казахстана. 4-24 августа 1997 . –Алматы, 1998.

 

 

РЕЗЮМЕ

         В статье автор на основе источников и историографического анализа рассматривает проблему мусульманской мысли и вклад в ее развитие тюркских народов Центральной Азии. В особенности анализируется творчество знаменитых тюркских мыслителей Махмуда Кашгари и Юсуфа Баласагуни.

 

SUMMARY

 

         In this article on the basis of historical sources and historiografical analyses is considered problem of muslim culture and its in Turkish people of Central Asia. The author chirictizes Sufism in the creative of Makhmud Kashgari and Yusuf Balasagun.