История/1.Отечественная история

К.и.н. Т.В. Юрина

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, Россия

«Красная свадьба»: обряды в системе ценностей жизни россиян в 1920 - 1930 – е годы

Историческая судьба российского общества является ярким подтверждением тому, что основой формирования лучших качеств характера человека, фундаментом его личности является семья. П. Сорокин высказался в этом отношении следующим образом: «Какова семья народа, такова будет и историческая судьба народа».  Как правило, начало семьи традиционно связывается с обрядом свадьбы. Не случайно фольклор содержит столько примеров, где свадьба становится счастливым финалом истории. Современные реалии жизни россиян позволяют рассмотреть несколько типов обрядового оформления семьи, однако свадьба по – прежнему остаётся классическим вариантом.

В данной статье автором предпринимается попытка анализа роли свадебного обряда в жизни российских крестьян и горожан периода модернизации. Как правило, люди во все времена строили отношения, руководствуясь определенными нормах или отклоняясь от них. Брачное или матримониальное поведение россиян в 1920 – 1930 – е годы также было ориентировано на стандарты и их антиподы. Провозглашённое строительство социалистического общества и новое понимание общественного блага  требовали соответствующих образцов поведения. Именно эти установки, определяющие, во – первых, борьбу традиционного уклада жизни и новых ориентиров, определяли систему матримониального поведения: действия и поведение ведущие к заключению брака, само супружеское поведение и конфликтное поведение, ведущее к разводу. Необходимо оговорить, что брак для крестьян был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, но это был ещё и моральный долг. Такие взгляды на брак поддерживались церковью. Только женатые люди могли быть правомочными на сельских сходах, имели возможность получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство.

Настоящей революцией в семейной жизни стали преобразования советской власти, приведшие к отделению церкви от государства.  Естественно,
что именно молодое советское руководство взяло на себя ответственность за узаконение отношений. Днем рождения гражданского брака в
России можно считать 20 декабря 1917 года, вошедший в историю как день издания Декрета СНК «О гражданском браке,
о детях и о ведении книг актов состояния». В этом документе, в частности, оговаривалось, что отныне только отношения зарегистрированные государством признаются браком, то есть союзом, порождающим взаимные права и обязанности. Церковный же брак становился частным делом
каждой семьи.

В целом законодательство о семье и браке положило начало культурной революции, сыгравшей важную роль в изменении общественной психологии россиян. Именно эти изменения повлекли трансформацию, как внешних атрибутов формирования семьи, так и самой семьи.

Итак, первые изменения отразились в критериях выбора будущего супруга или супруги. Для прочного брака теперь было достаточно «сходства характеров, взаимного понимания, классовой принадлежности, общей политической установки, трудового контакта». Семейная жизнь, по мнению одного из теоретиков советской семьи – Н.К. Крупской, может дать большое счастье, если она связана со взаимной любовью. Но любовь надо понимать не как удовлетворение здорового полового инстинкта. Необходимо, чтобы это чувство, которые даёт много радости, связывалось с идейной близостью, со стремлением к единой цели, с борьбой за общее дело. [4. С. 323–324]. Значение родительского благословления было сведено к минимуму, но появились идеологические ограничения. Предлагалось осуждать тех, кто женится на представителях чуждого класса: «Это должно быть воспринято так, как в прежнем обществе представляли себе женитьбу графа на горничной». [2. С. 8].

Ещё до заключения брака оговаривались тонкости межличностных отношений, например, вопрос ревности. Наладить жизнь было необходимо «без перепалок, без ревности», «никогда не мешать друг другу, чтобы не было никакой помехи от совместной жизни общественной работе, посещению собраний, спектаклей, отъездам» [6.С. 32]. Таким образом,  семья превращалась в коллектив, а личное чувство связывалось с общественными интересами. Исчезали обрядовые формы знакомства на посиделках. Им на смену приходили такие формы, где и юноши, и девушки становились полноправными участниками трудового процесса.

В противовес церковному венчанию и традиционному свадебному ритуалу появляются первые «красные свадьбы».  Эту форму брака связывают с существовавшей формой «брак убёгом» - «самоходкой», подразумевавшую ситуацию «сошлись без свадьбы».

 Вместе с трепетным ожиданием семейного счастья исчезла помпезность и торжественность свадьбы, на смену подвенечным
платьям пришли рабочие костюмы. Отходила в прошлое обрядовость, соблюдение традиций. Сама свадьба стала делом будничным и мало
примечательным. «Красная свадьба» могла быть следующим этапом после «самоходки», когда жених увозил невесту без ведома родителей в свой дом, а потом молодые собирали друзей на один из новых советских праздников, как бы по случаю создания семьи, но номинально, например, по случаю
сбора урожая или дня рождения вождя. Новым обрядовым звеном при заключении брака должен был стать акт общественного скрепления. Эмоционально – зрелищная сторона выполняла важную социально – воспитательную и антирелигиозную роль. Однако порядок, принятый при гражданской регистрации брака, ещё не имел разработанных единых торжественно – ритуализированных форм, а носил формальный характер. Деловая и суховатая процедура заменяла пышные народные свадьбы. Народный фольклор отреагировал появлением частушек:

Нынче новые права.

Не надо венчаться.

В исполкоме за столом

Только расписаться. [3. С.98]

Именно в первые послереволюционные годы появился и стал входить в быт термин «расписаться», означавший в обыденной жизни заключение брака.

Однако на практике обрядовая  сторона жизни  продолжала существовать одновременно с новыми советскими традициями. По – прежнему, большинство молодых людей заключали браки с родительского благословления, что объясняется, в первую очередь,  «местным характером» этих браков, которые не вышли за пределы круга деревенских связей. После торжественной регистрации устраивали обряд свадьбы, осуждаемый общественностью. Вот как реагировала передовая общественность на сохранившиеся пережитки: «Член партии Маслова выдавала дочь по всем правилам старого проклятого капиталистического строя. Со сватьями, с благословлением и трехдневной беспробудной пьянкой. Надо сказать, что отсталые пережитки имеются не только у Масловой, но и ряда других коммунистов». [5]

«Красная свадьба» в глазах современников стала прототипом
современного сожительства, ошибочно именуемого сегодня «гражданским браком». Как правило, дни свадьбы подбирали под «красные» дни
календаря, то есть даты советских праздников, особенно значимых для поколения 1920 - 1930–х.  Ритуал «красной свадьбы» подразумевал, с одной стороны, государственное участие в оформлении семьи, во вторых, имел воспитательное  антирелигиозное значение. Советская идеология предлагала как альтернативу свадьбу без пьянства, без обжорства, но зато с речами, с пением, с музыкой, с красным знаменем. [1С. 139]. Венчание осуждалось как пережиток:

Целовать за то я буду,

Что мой миленький хорош:

У мощей не верил чуду

И попу не подал грош.

Не повёл меня к налою,

А в совете записал,

И теперь уже со мною

По закону жить начал. [3С.96].

Примечательно, что после 1917 года ещё существовали браки «венчанные», сопровождавшиеся народным свадебным обрядом. От последнего, связанного с большими тратами, отказывались семьи бедняков. Признание неофициальных браков законными по правовому положению привело к появлению невенчанные и нерегистрированных браков.

Исходя из приведённых фактов, можно сделать вывод о трансформации традиционного образа жизни, однако этот процесс проходил разными темпами в городе и в селе. Активные миграционные процессы, индивидуальные формы труда и жизни горожан способствовали более быстрому переходу к новым формам заключения брака. В селах же, напротив, до конца 1930 – х  годов сохранялись преимущественно традиционные формы. «Красные свадьбы», как и возникшие в то время семейные обряды, связанные с рождением ребёнка  «октябрины», «звездины», «красные крестины» не получили массового распространения прежде всего потому, что новое, социалистическое содержание обряда не могло сразу найти адекватные формы. Система ценностей российских жителей провинции трансформировалась медленно, что объясняется несколькими причинами. Во – первых, традиционность ассоциировалась не только с дореволюционным укладом жизни, но прежде всего, с религиозностью, которая  была более живуча в российской глубинке. Во – вторых, новые формы брака не совпадали  теми функциями, которые по –прежнему выполняла семья.  С провинциальной глубинке семья оставалась не только хозяйственной единицей, основанной на коллективном сельскохозяйственном труде. Семья оставалась единственной формой жизни для людей, в то время как в крупных были возможны разводы или уход из семьи. Сельская общественность осуждала распад семьи, по каким бы то ни было причинам. В-третьих, представителями власти в селе или небольшом городе были хорошо знакомые люди, которые явно не выступали против желания своих знакомых. Таким образом, новые формы устройства семьи  стали достоянием истории, так и не заняв своей ниши в семейно – брачных отношениях россиян, а свадебный обряд, претерпев отказ от венчания или другие формы религиозного оформления сохранялся как один из важных этапов в жизни семьи.

Литература:

1.     Бабы не рабы// Международный женский день: Сб. Изд – во «Пролетарий», 1927.

2.     Великая послеоктябрьская сексуальная революция, начавшаяся 65 лет назад// Независимая газета, 1992, 23 июля.

3.     Коробейник: новый народный песенник. Иваново – Вознесенск, 1929.

4.     Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения М., 1957.

5.     Текстильщик на посту. 1936. 10 мая

6.     Шошин М. Пути–дороги//Комсомолу, ИПО, 1932.