К.и.н., доцент Жумадил М.Т.

 кафедра социально-гуманитарных дисциплин

КазНТУ им. К.И. Сатпаева, Казахстан

Деятельность по сохранению культурного наследия казахского народа в 20-30-е годы

 

Проблемы сохранения казахской истории, культуры, культурного наследия являлись одним из важнейших  направлений в культурном развитии Казахстана в 20-30-е годы. Большое внимание представители казахской интеллигенции уделяли исследованию народного фольклора. В послеоктябрьский период работа по изучению казахского культурного наследия возглавлялась Казахской научной комиссией. Важнейшей задачей комиссии являлась научная обработка огромного этнографического материала, собранного учеными.

Председатель комиссии Х. Досмухамедов в 1921 году отмечает: «Разработка и систематизация собранных двумя экспедициями
по Сырдарьинской и Семиреченской областей этнографических материалов. Этот материал для своей разработки и систематизации
потребует значительного времени. На разборку его  придется обра­тить особое внимание, чтобы определить его научную ценность» [1].

В докладе Казахской Научной Комиссии говорится о том, что было  сделано по сбору памятников народного творчества.  «В Кир.Науч.Ком. имеется огромное собрание киргизской народной литературы.

Эта литература состоит из трех частей:

 Материалы, собранные этнографом Диваем в течение 34
лет по Туркестану.

 Материалы, собранные по Семиреченской области.

3)         Материалы, собранные по Сырдарьинской области
Диваевский материал описан, систематизирован и часть переписан по новой орфографии для печати.

По Семиреченскому материалу составлена опись. По Сыр-Дарьинскому материалу составляется опись» [2].

Ценность данной работы, считал Х. Досмухамедов, не только в его научной значимости, но и в том, что этот материал "является книгой для чтения детей школьного, дошкольного возраста, и пособием по изучению грамматики и теории словесности киргизского языка" [3].

Значительный вклад в изучение истории и культуры казахского народа внес сам Х.Досмухамедов. Так, им написаны статьи, посвященные этнографии и истории казахского народа: "Оратор Шернияз", "Предание о том, как был построен медресе Кугельташ в Бухаре" (1927), "Родословная Жаланташ-батыра, воздвигнувшего медресе Телли-Кары Шиддар в Самарканде" (1928), был опубликован очерк "Устная литература казахского народа", посвященный теоретическим вопросам казахского фольклора.

Х. Досмухамедов придавал большое значение изучению культурного наследия казахов, им были изданы сборники произведений устного народного творчества: "Слова Мурат-акына" (1924), "Исатай-Махамбет" (1925), "Аламан" (1928). Досмухамедов осуществил подробный анализ различных жанров казахского народного творчества. В частности, им дана классификация жанров казахской народной литературы: эпос (жыр) – героический, исторический, животный; сказки (ертек), пословицы и поговорки (мақал және мәтел), загадки (жүмбак), приметы (ырым сөз), скороговорки (жанылтпаш), поверия,   легенды и т.д. [4]. 

Такой подход к результатам научных изысканий, имевший конкретно-прикладной характер способствовал бы овладению знаниями широких масс. Необходимость в этом для казахов, считал Х. Досмухамедов, заключается в том, что "современная эпоха - эпоха культуры. Только знания приведут к культуре. Знания сами по себе не приходят, чтобы овладеть ими надо много трудиться".

В удостоверении Народного комиссариата просвещения Туркестанской республики, выданном М. Жумабаеву указывается: «Государственный Ученый Совет Наркомпроса Туркреспублики настоящим уполномочивает сотрудника Киргизской Научной Комиссии тов. М.Е.Жумабаева вести переговоры с учреждениями, издательствами и частными лицами по вопросам этнографии, педа­гогики и другим отраслям, имеющим отношение к научной куль­турно-просветительской работе коренных народностей Туркестана, главным образом, в области Киргизоведения» [5].

Активными собирателями народного фольклора были и многие другие деятели казахской интеллигенции: Ахмет Байтурсынов, Миржакуп Дулатов, Алимхан Ермеков, Магжан Жумабаев, Кошмагамбет Кеменгеров, Жумахан Кудерин и т.д. 

Значительную роль в сборе, сохранении и издании произведений из культурного наследия выдающихся казахских сыграл Сабит Муканов. Еще в 1924 году  в статье «Казахская литература и Ибрай» пишет о том, что   стихи Ибрая – это чистейший казахский язык. Высоко оценивая литературное наследие Ибрая Алтынсарина Сабит Муканов считал необходимым  собрать  сохранившиеся благодаря устной передаче стихотворные произведения Ыбраи и издать их в полном объеме. 

Большую роль в сборе, изучении и сохранении культурного наследия казахов сыграл М. Ауэзов. Весной двадцать третьего года М. Ауэзов по предложению крупного этнографа, историка и фольклориста А. Диваева, принимает участие в научной комиссии в Чингизскую волость Каркаралинского уезда «для сбора и приемки сохранившихся рукописей переводов работ Дрейпера, Льюиса, Спенсера» и оригинальных трудов Абая – философских заметок и стихов. Спутниками Ауэзова были Х. Досмухамедов и М. Жумабаев.

Летом 1925 года Мухтар Ауэзов отправляется в экспедицию по аулам Семиречья, собирая образцы песенно-фольклорного творчества казахов. Незадолго до этого он успевает застать последнюю в истории Каркаралинскую ярмарку с ее прославленными айтысами – состязаниями акынов. Результатом этих путешествий стала объемная статья «Казахское народное творчество и его поэтическая среда» с ключевым тезисом: «Ни один значительный факт в жизни казаха не проходит для него просто так, не будучи отмеченным хотя бы давно устоявшейся традиционной формой поэтического слова. Несомненное, неколебимое, полновесное значение поэтического слова, унаследованное, как устойчивая традиция, от далекого прошлого казахов и до настоящего времени, для огромного большинства степного населения не потеряло… своего актуального значения» [5].

В 1926 году М.Ауэзов заключает с Наркомпросом Казахстана договор на издание уже написанной «Истории казахской литературы» на казахском языке, едва отпечатанный тираж которой идет под нож. Редакция Большой Советской Энциклопедии предлагает М.Ауэзову заказ на составление словника и написание статей о заметных фигурах казахской и киргизской литератур.

По окончании Ленинградского университета в августе 1928 года Мухтар Ауэзов продолжает образование в аспирантуре при восточном факультете Среднеазиатского государственного университета г.Ташкента. Изучая литературу «средне-азиатских тюрков» и эпос «Манас», он старается разгадать тайну долголетия и неиссякаемой поэтической энергии этого памятника. Результат – научное исследование «Сказители «Манаса» и слушательская среда». В 20-е годы, пору научной юности и писательской зрелости, М.Ауэзов становится профессиональным ученым-фольклористом.    В учебном пособии «Әдебиет туралы» М.О. Ауезов  подробно анализирует  различные жанры казахского народного творчества. В частности, им дана классификация жанров казахской народной литературы:  героический эпос («Кобыланды», «Ер Таргын», «Ер Сайын»), исторический, животный, сказки (ертек), легенды (аныз), пословицы (мақал) и поговорки (мәтел), загадки (жұмбақ) и т д. ». [6].

Таким образом, следует отметить, что М.О. Ауезов проделал огромную работу по сбору и систематизации устного народного творчества своего народа.

О.Исаев также придавал огромное значение сохранению культурного наследия казахов. 21 ноября 1931 года он писал наркому просвещения Садвокасову: «Мне кажется, что у нас бесповоротно пропадает огромное количество ценнейших материалов, имеющих большое культурное и историческое значение, как-то: 1) Песни Абубакириулла  «Гумар Карашев», Даукен Чулаков (Зап. Казахстан), Абай и др.

2) Многочисленные «ШЕЖИРЕ», целые поэмы передаваемые  наизусть из поколения в поколение…» [7].

По его мнению, требовалось в срочном порядке  заняться сбором и систематизацией этих материалов, а главное, необходимо было пропагандировать это ценнейшее наследие.

Одним из важных направлений научных изысканий 20-х гг. было изучение  богатейшей казахской национальной музыкальной культуры.  В 1920 г. музыкальный отдел художественного сектора Наркомпроса Туркестана обязал отделы народного образования собирать сведения обо всех выдающихся народных певцах и певицах, игроках на домбре и других народных музыкальных инструментах, сочинителях народной музыки. Предлагалось также сообщать все сведения о лицах, изучающих музыкальный фольклор, об известных мастерах по изготовлению национальных музыкальных инструментов.

В 1920 г. в Оренбурге возникло Общество изучения Киргизского края. В качестве основной задачи оно ставило всестороннее изучение Казахстана в историко-археологическом, естественно-географическом и этнографическом отношении.

В 1927 году вышла в свет работа Т. Рыскулова «Казахстан», в котором описываются традиции и обычаи, образ жизни, быт, культура, религиозные верования, жилище казахов.

Восстановление народных праздников и введение их в практику всенародного празднования явилось крупным вкладом в сохранение традиционной культуры и культурного наследия казахов. Эта заслуга по праву принадлежит Т. Рыскулову. Благодаря его деятельности в Казахстане стали праздновать наурыз. «Согласно постановления ЦИК Советов Турк.Сов. Респ-ки РСФ от 20 сего марта, постановлено: день 22 марта считать всенародным праздником «Начала Весны - Навруз» [8].

С. Асфендияров внес важный вклад в развитие академической науки Казахстана. В 1931-1933 гг. он является заместителем председателя Казахстанской базы АН СССР, возглавляет комиссию научной консультации и пропаганды, историко-археологическую комиссию, комиссию казахского словаря и, кроме того, являлся заведующим сектором истории Казахского научно-исследовательского института национальной культуры. Автор многих работ по истории Казахстана, он являлся также способным исследователем-филологом и писателем. Написал повесть "Шатер мира" о жизни народов Востока, статьи о казахском эпосе и национальной культуре.

С.Д. Асфендиаров в 30-ые годы высказывал некоторые интересные с научной точки зрения мысли об этногенезе казахского народа, делении его на три жуза, одним из первых утверждал, что казахи как этнос в своем историческом развитии миновали рабовладельческую формацию и т.д.

С.Д. Асфендиаров полагал, в частности, что деление казахского этноса на три жуза связано с географическим фактором, поскольку Казахстан естественным образом делится на три части: Семиречье (Старший жуз), Западный Казахстан (к западу от Мугоджар – Младший жуз) и Восточный Казахстан (Средний жуз). Для  каждой из этих зон была характерна своя специфика этносоциальных и  этнокультурных процессов [9].

 В 1930 г. был созван  первый  всеказахстанский краеведческий съезд. Работа съезда носила научно-исследовательский характер, в ней приняли самое активное участие ученые России (прежде всего – Москвы и Ленинграда). На заседаниях секций съезда были заслушаны важные для развития казахстанской науки в научно-теоретическом и методическом отношении следующие доклады: Асфендиаров С.Д.  Из истории развития общественных форм на Востоке; Кун В.Н. О систематическом изучении жизненного режима казахов в связи с проблемами этнографии казахов; Руденко С.И. Итоги и перспективы научно-исследовательской работы АН СССР в Казахстане.

В том же 1930 г. был проведен также Всеказахстанский съезд краеведческих музеев. В 1932 г. состоялась Всеказахстанская краеведческая конференция. Данные съезды и конференции способствовали некоторой активизации краеведческой деятельности в республике. Однако следует отметить, что «в начале 30-х годов, несмотря на проведенные съезды и конференции, в области живой этнографической работы деятельность  существовавших краеведческих учреждений дальше более интенсивного сбора экспонатов и обновления музейных экспозиций по существу не пошла… Этнографические экспедиции в начале 30-х годов вообще не работали». [10].

27 февраля 1932 г. Президиум АН СССР  принял решение о создании Казахстанской базы Академии наук. База была создана в марте того же года. Первым председателем Казахстанской базы АН СССР  стал известный востоковед, тюрколог академик АН СССР А.Н. Самойлович. Членом Президиума, а затем заместителем председателя был С.Д. Асфендиаров.

 Академик Б.Д. Греков предложил создать в структуре базы Институт истории и археологии, но  первоначально были организованы две научные комиссии: Историко-археологическая комиссия и Комиссия казахского языка, которые в 1935-1936 гг. были преобразованы в секторы [11].

  В 1933 г. состоялся расширенный пленум Государственной академии истории материальной культуры. На данном пленуме был поднят целый ряд важных в научно-теоретическом и методологическом отношении вопросов, касавшихся подходов к изучению культуры и истории казахов и вообще номадических этносов. Были рассмотрены проблемы этногенеза, этнической истории, культурного развития номадов. Правда, основной лейтмотив  данного пленума был все же в марксистском духе:

были опровергнуты» (а точнее – ошельмованы и подвергнуты жесточайшему антинаучному остракизму) концепции, признававшие наличие у казахов (и других номадов) даже в ХIХ-начале ХХ вв. родового строя;

были признаны «ошибочными» теории о существовании особого азиатского способа производства, отличного от европейского рабовладения и феодализма;

были указаны задачи «дальнейшего изучения патриархально-феодальных отношений у казахов с позиций марксистско-ленинского учения и в интересах социалистического строительства».

В 1936 г. была создана Комиссия по истории казахского народа. Данному вопросу было уделено столь пристальное внимание партийного и государственного руководства, что первым председателем Комиссии по истории казахского народа был избран (пусть и формально) бывший в тот период  первым секретарем республиканской парторганизации Л. Мирзоян.

В 1935-1936 гг. началось некоторое оживление деятельности Общества изучения Казахстана. «Все эти мероприятия создали необходимые условия для нового подъема научных исследований в Казахской республике, для подготовки национальных кадров историков, археологов, этнографов» [12].

В 1935-1936 гг. С.Д. Асфендиаров совместно с известным этнографом, профессором  П.А. Кунте впервые в советской литературе опубликовал сборник источников, документов и материалов по истории и этнографии казахского народа «Прошлое Казахстана в источниках и материалах» в двух томах.[13]. Книга содержит многочисленные извлечения из трудов античных, древневосточных, средневековых  авторов, содержит интереснейшие сведения по истории и этнографии не только казахского народа и его предков, но также и других народов Центральной Азии. Для своего времени это был значительный шаг вперед по расширению источниковедческой базы историко-этнографических исследований. Этот сборник не потерял своего исторического, этнографического, общенаучного  значения до сих пор.

В то же время сбором произведений устного народного творчества занимался целый ряд научных экспедиций в 1934-1940 гг. Такие исследователи как Б.Г. Брусиловский, Б.Г. Ерзакович, А. Жубанов и др. систематически изучали музыкальный фольклор казахского народа. Правда, следует отметить, что «в труднейшем положении, в условиях тоталитарной политизации науки находились работники музеев… Включение в состав этнографических экспозиций экспонатов из жизни и быта коренного населения поощрялось, как правило, лишь тогда, когда эти экспонаты отражали бедственное положение низших  слоев общества, «эксплуатируемых масс».

Наличие в экспозиции изделий народных мастеров-умельцев (золотошвеев, ювелиров, кружевниц и других, образцов праздничной утвари, одежды, головных уборов и т.п.) было чревато обвинениями в пропаганде кулацкого быта, воспевании образа жизни эксплуататорской знати. А отсюда нередкая практика увольнений за утрату классовой бдительности. И в этой сфере науке насильственно навязывались чуждые ей апологетические функции; стремление превратить гуманитарные науки, в исполнительницу воли административно-командной системы» [14].

В 1936 г. в Москве была устроена Выставка казахского народного искусства, в 1937 г. экспозиция Казахстана принимала участие в Выставке музыкальных инструментов народов СССР.

Несмотря на то, что 1930-е гг. ХХ века явились сложным и трагическим периодом в истории Казахстана в целом, и его культуры – в особенности, тем не менее, развитие культуры не остановилось. Напротив, казахский народ показал жизнеспособность своей национальной культуры, способность к динамичному развитию и модернизации.

Литература:

1. ЦГА РУз., ф. 34, оп. 1, д. 1188, л. 93, 93 об.

2. ЦГА РУз., ф. 34, оп. 1, д. 1188, л. 93, 93 об.

3. Нурпеисов К. Халел Досмухамедов: государственный деятель, ученый-энциклопедист, педагог // Мысль. 1998. № 2. С. 84-87.

4. Досмүхамедұлы Х. Тандамалы шығармалар. Алматы, 1998. С. 133. 260 с.

5. ЦГА РУз. ф.34, оп.1, д.2114, л. 14.

5. Әуезов М. Әдебиет туралы. Алматы, 1997, 300 б.

6. Әуезов М. Әдебиет туралы. Б.27.

7. ЦГА РК, Ф.1634, Оп.1, Д. 57, Л. 19.

8. Рыскулов Т. Казахстан //Собрание сочинений в трех томах. Т.2. Алматы,1997. С.209.

9. Асфендиаров С.Д. О некоторых основных вопросах истории казахов // Большевик Казахстана, 1933. - № 10.

10. Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР. Алма-Ата, 1966. С. 303. - 322с.

11. Нусупбеков А.Н. У истоков создания Казахстанской базы Академии наук СССР// Вестник АН КазССР. - № 2.1974. С. 16-18.

12. БСЭ. 3-е изд. Т. 30. М., 1978. С. 304.

13. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб.1 (V в. до н.э. – ХVIII в. н.э.). Москва – Алма-Ата, 1935. - 299с.

14. Маргулан А.К.  Материалы к биобиблиографии ученых Казахстана. Павлодар, 2004. С. 42-43. - 72 с.