Л.М. Гарсаев

д.и.н. КНИИ РАН

ДРЕВНИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ЧЕЧЕНЦЕВ

 

Аннотация: описаны типы войлочных и суконных головных уборов: шляпы и башлыки; процесс их изготовления, покрой, манера ношения, функции, ареал распространения.

Ключевые слова: чеченцы, ингуши, Северный Кавказ, шляпы, башлык.

Abstract: We describe the types of felt and woolen hats: hats and hoods, their production process, cut, style wear, function, area of distribution.

Keywords: Chechens, Ingush, North Caucasus, a hat, a hood.

 

Войлочные шляпы. Вайнахи с древнейших времен носили войлочные  шляпы (лаба, б1ег1иган куй), хотя они были у них менее популярны, чем у соседних народов (осетин, кабардинцев и некоторых народов Дагестана). Шляпы использовались весной и летом во время полевых работ, особенно во время косьбы. Поэтому этот вид головного убора еще называется мангалан куй (шапка косаря). Изготовляли войлочные шляпы из валяной целиком шерсти разных цветов, но в основном белого цвета. Шляпы из белой мягкой шерсти в Чечне называли исхар куй, т.е. суконная шляпа, они были более нарядные и носились молодежью в селениях. Формой шляпа напоминала полусферу, имела мягкие, широкие, немного опущенные поля. Войлочная шляпа была очень консервативна, устойчива по технике изготовления и употребляемому сырью на протяжении длительного времени. Изготавливали шляпы из шерсти очень высокого качества – первой стрижки ягнят, родившихся в мае. Стригли их в начале сентября, чтобы шерсть достигала достаточной длины к зиме.

На  каждую шляпу войлок изготовляли отдельно, натягивали его на специальную деревянную форму (дечиган кеп) и крепко привязывали, определив его нужный размер и глубину. После высыхания заготовки ей обрезали края и формировали поля будущей шляпы, которые впоследствии окантовывались шнуром в тон. По форме шляпы были одинаковы для вайнахов любого возраста и социальной группы, но различия проявлялись лишь в цвете и качестве изделия.

Войлочная шляпа имела способность не пропускать воду, поэтому владелец ее мог использовать ее в качестве черпака для питья родниковой воды в горах. Надевали шляпу и в дорогу, но при въезде в населенный пункт обычно заменяли папахой.

Женщины, согласно адату, не имеют права носить мужской головной убор, но войлочную шляпу, как подтверждает полевой материал, она могла надеть только во время сельхозработ в поле.

В настоящее время ни в Чечне, ни в Ингушетии войлочные шляпы не производят, следовательно, используют их крайне редко, а если кто и пользуется ими, то они имеют возможность купить их в магазине.

Башлык. Другим древнейшим головным убором у вайнахов является башлык и бытовал он у всех народов Северного Кавказа как составная часть их парадного и дорожного костюма под тем же названием тюркского происхождения (баш – голова), что в буквальном смысле означает «головной», «наголовник».

 Чеченцы  его называют башлакх. (Общенахск.: инг. палчакх < палшакх < пашлакх, цова-тушинск. башлакъ. Заимств. из тюрк. яз. ( кум. башлыкъ ), где является суф. образованием от  баш «голова», буквально – «капюшон, наголовник». Отсюда же каб. башлыкъ, сван. baslyq, груз. baslughi, осет. баслыхъ, баслухъ, баслахъ) [1]. «Башлуг1 - турецкое слово», - отмечает Ив. Джавахишвили [2]. Видимо, вайнахский термин произошел от этого слова. Башлык является элементом одежды, широко распространенным в Грузии, Осетии, Дагестане, в Кабардино-Балкарии  и т. д. В изучаемый нами период он составлял неразделимую часть не только головного убора, но и вайнахского костюма в целом. Носился в любую погоду независимо от времени года, т. к.  он служил надежной защитой от снега, дождя и ветра.

Башлык имеет свои локальные отличия в пошиве и покрое. В качестве дорогого головного убора он неразделим с буркой и надевался поверх папахи, а не прямо на голову, «как в западной Грузии и частично в Абхазии». Шили его вайнахи из домотканого и фабричного сукна. По покрою башлык был подобен общекавказскому, представлял собой капюшон с отстроченным верхом и с длинными закругленными на концах лопастями. Кроили его из сложенной вдвое ткани, а сшивался он сзади. Когда он надевался на шапку, лопасти его заматывались вокруг шеи. Башлык мог носиться стариками на плечах или повязываться на талию для тепла.

Пастухи часто использовали его как сумку для продуктов питания и лесных дичков во время переходов в горах, для переноски ягнят в период окота, а во время сева землепашцы иногда использовали его как сеялку, завязав лопасти через плечо. Бывало, что абреки и кровники использовали его для сокрытия лица

Помимо будничного применения башлык использовался и как украшение мужского костюма в праздник. Богато украшенный   башлык был нарядом жениха, когда он ехал за невестой. Надевали башлык и на скачки, а во время дождя – в накидку. Его дарила невестка родственникам мужа. В этом случае его положено было вышить как можно красивее. При этом соблюдался подбор цветов, их сочетание и гармоничность с костюмом. Нарядные башлыки шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшали их галунами, вышивали золотыми нитями, шелковой тесьмой, кисточками из разных ниток, позументами. Богато украшенные башлыки были одними из предметов его подарков членам царской фамилии, русским начальникам.

Башлык широко распространился в России. Он входил в форму казачьих войск и некоторых других воинских частей. Известен был и за границей (наполеоновские солдаты были снабжены башлыками). В конце XIX – нач.  ХХ в. в русских городах башлыки носили не только гимназисты, но и гимназистки [3].

Хотя башлык считался мужским головным убором, в рассматриваемый период его стали носить и девушки во Владикавказе и Адыгее. Как ни странно, украшенными башлыками пользовались и ингушские девушки – красавицы, что являлось подтверждением их почетного статуса в обществе.

 В настоящее время башлык, этот оригинальный, и вместе с тем популярный  элемент горской одежды, к сожалению, вышел из употребления, по причине того, что их теперь не шьют, так как нет мастериц, занимающихся этим. Ни один фабричный плащ заменить башлык не может, ибо те функции, которые он выполнял в свое время, не свойственны ни одному импортному плащу и головному убору, о чем справедливо писали ученые, путешественники скалолазы, побывавшие в разное время на Кавказе.  Но нарядный его вариант используется участниками художественной самодеятельности Домов культуры и профессиональными артистами танцевальных ансамблей кавказских республик. И все же отрадно видеть, что сегодня чеченские руководители всех рангов носят национальные костюмы с башлыками, возрождая чеченское культурное наследие. И надо признать, что это очень неплохо получается.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Вагапов А.Д. Этимологический словарь чеч.языка // Linguauniversum – Назрань, 2009. С. 33.

2. Джавахишвили  И.А. Материалы к истории материальной культуры грузинского народа – Тбилиси,  1962. IIIIV.  С. 145.

3. Студенецкая Е.Н. Одежда // Культура и быт народов Северного Кавказа – М., 1968. С. 122.