Ушницкий В.В.

 

Урянхайцы  Синьцзяна.

 

 

В Канасе вместе с тувинцами или кёк-мончаками проживают монголы урянхайцы. Видимо они являются ответвлением алтайских урянхайцев, проживающих в Монгольском Алтае. Казах по нации Мину Архан, из племени керей черуши дал следующую информацию. Урянхайцев  всего – 5, 6 тысяч человек.   Живут в селах Хом и Ханас. Тувинцы являются сеоком урянхайцев. Урянхайцы в отличии от тувинцев, говорят только на монгольском языке.  Урянхайцы и есть монголы Китайского Алтая. Еще есть другие монголы, это ёёлёды или джунгары.  Урянхайцы делятся на 7 сумонов и 6 хошуунов.  Как давно живут здесь урянхайцы сказать трудно.   По словам информатора, урянхайцы Канаса и алтайские урянхайцы Монголии один этнос.

По словам информатора Мюнхэ – отставного военного, алтайские урянхайцы отличаются от тува только языком.  Они делятся на семь хошунов. В 1850 г. маньчжуры разделили урянхайцев и сделали 7 хошунов.  Сумон зурхан сумон был среди них самым главным.   Он в свою очередь делился на семь сумонов: оорчак, кюрюна, ак-сумон, уранха, ахи, хонжыга и сангин.  Второй хошун носил название мерингэн хошун.  Их мало осталось, все они стали монголами.  Третий, четвертый, пятый хошуны носили название: саган соян, ак соян и хара соян.   Четыре сумона были кок-мончаками (тувинцами).  Пятым сумоном были дюрюн  сумон.  Шестым сумоном являлись сарлыын кюн хошун, седьмым сюлтюн беш сумон.  Кара соян, ак соян, сагаан соян, дюрбюн соян назывались тувинцами.      

По словам информатора – чабана-урянхайца Буярту, тувинцев привезли сюда русские, границу охранять. Урянхайцы много воевали с казахами.  Своим предком они считали Субэдэя.  Казахи много помогали дунганам.  Казахи воровали скот, но воевать не умели.  Урянхайцы здесь (в Канасе) являлись местными.       

Есть прекрасный источник, как урянхайцы охраняли кышгар – границу.  На границе ставили тувинцев, так как они отличались преданностью. В другой раз, Буярту дополнил, что Канас является исконной территорией тувинцев, что их никто не перевозил.  Отчет местные тувинцы ведут с Цинских времен, но и раньше были на этой территории, который является их родиной.  Тува и уранхайцы другие, у них язык другой.  Четвертый сумон Дюрбюн сумон прибыл из Байкала.  Шесть назад умер последний шаман.  К монголам, по его мнению, относятся ойраты, буряты, хамниганы, урянхайцы.  «В мире дерева много, как монголов» - говорит народная пословица.

Шаманы – камы исчезли в 50-х г. прошлого века.  Когда рождается рёбёнок, на год дарится колыбель.  Первые волосы, появившиеся на голове рёбёнка стригал пожилой человек. Близкие родственники дарят хой – барана, лошадь и корову. Через каждый год справляли день рождения.  Присутствуют межнациональные браки.  Больше так женятся девушки, парни меньше.  Сейчас сами знакомятся.  Раньше соединяли родители.  На родственниках до седьмого колена не женятся.  Старые имена сохранились, но сейчас преобладают монголизированные.

Казахи раньше называли тувинцев больше урянхайцами.    Молодежь сейчас уезжает учиться в большие города Китая.  В основном обучаются в университетах Внутренней Монголии.  Есть слово ойнап – путешествовать. Близкими родственниками  тувинцев информатор считает монголов, потом китайцев.    

Тувинцы берут 40 юаней за вход с каждого туриста.  Руководитель группы туристов  дает деньги хозяину.   Зато тувинцы Канаса не держат в пределах деревни, это запрещено.  Государство по программе развития туризма выделяет деньги три раза в год по 4 тысячи, 300 юаней.   Чем больше туристов  посещает юрту, тем больше денег дает государство.  Хозяева юрты обычно нанимают по 2 работника в летний сезон.  Им платят по 2 тысячи юаней в месяц.  Работники работают в июне, июле, августе и в сентябре.   Если юрту посещают иностранцы, можно 10 раз больше заработать. 

Местные жители также держат магазин, где продаются сувениры и продукты питания, быта.  Обычно в магазин в день ходит больше 3-х тысяч человек. Если меньше, то выходит до 1 тысячи туристов.  Продавцы товары берут в г. Борчин оптом и потом перепродают.  Покупателями обычно являются туристы.  Из Борчина также приезжают заниматься бизнесом.   Туризмом в Хоме занимаются китайцы, они нанимают дома.  В деревне Канас туризмом занимаются приезжие казахи, монголы, дунгане и другие.          

В высокогорных районах построены шоссейные дороги, проложен водопровод.   В тувинские деревни каждый  день прибывают тысячи  китайских туристов.  Тувинцы показывают туристам свои национальные танцы и песни.  Также в своих юртах они размещают этнографические коллекции, рассказывающие о материальной культуре тувинцев Китая.  В центре юрты обязательно размещается портрет Чингисхана.  Среди предметов представленных на всеобщее обозрение имеются предметы охоты и хозяйства, бытовая утварь.  Представляют большой интерес музыкальные  инструменты тувинцев Китая.  Это духовая трубка шоор, сделанный из тростника.  Происхождение тувинцев Китая довольно туманно.  Сами они утверждают, что проживают в этих местах издревле, даже являются исконными жителями.   Их конная санная упряжь и срубные жилища  скопированы по русскому образцу.  Русское старообрядческое население,  проживавшее здесь с 1916 г. до середины 50-х гг. оказало огромное  влияние на культуру тувинцев.