МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ОСНОВНЫХ ЭТНОСОВ КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД ЭТНИЧЕСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Исаханова Асель Алимахановна

Международный  казахско-турецкий  университет  имени А. Ясави, г.Туркестан

Резюме

         В данной статье рассматривается влияние этнического возрождение на человека в современном мире и исследование причин конфликтов в межэтническом общении основных этносов Казахстана.

 

Summary

         This article deals with influence ethnic revival on the person in the modern world and research of the reasons of conflicts in interethnic dialogue of the basic ethnos of Kazakhstan is considered.

 

         В современном мире произошло глобальное изменение всех аспектов человеческого существования. Поменялись координаты развития личности и общества в целом. Порядки, устои, взаимоотношения, все перешло на экономически выгодный уровень взаимодействия. Современная жизнь человека стала значительно отличаться от жизни предков. Исторически сложившийся смысл жизни предков стал чужд современности. Главным направлением общественного смыслообразования стало в первую очередь –  экономическое благополучие.   Жизненный смысл который многие века передавался от поколения к поколению (лишь с легка видоизменяясь), утерял свою значимость, перестал удовлетворят потребности нового экономически ориентированного общества.  Личностные ценности перестали соответствовать жизненным смыслам, что повлекло за собой психологические аномалии развития и существования личности [1]. Экономически развитые общества не сформировали к настоящему времени "...идеологии, способные удовлетворить человеческую потребность в осмысленном существовании и ощущении общности" [2]. Человечество стало осознавать ошибочность нового направления развития. Каждый стал ощущать нестабильность окружающего мира, уменьшился оптимизм и желание смотреть вперед, всех охватил "шок будущего" [3].

         В конце ХХ века ученые изучающие человека в современном мире, открыли новый феномен — этническое возрождение или этнический парадокс современности. Этот феномен состоит в значительном повышении роли этничности в общественных процессах, новой волны повышенного интереса к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни. Ценностное отношение к традиционному обществу нарастает на фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности, а также международной интеграции современных ценностей цивилизаций [4]. В настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества на современном этапе. Этническое возрождение затрагивает абсолютно все направления бытия человечества и в каждой стране, в каждой национальности оно развивается и расширяется своими индивидуальными темпами. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков "загадочной народной души" до стремления создать или восстановить свою национальную государственность [5]. Все больше людей стремятся преодолеть оторванность от своих корней, склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков.

         Сегодня для науки и для общества в целом характерно стремление к замене утерянных социальных идеалов новыми или забытыми старыми, национальными, способными помочь в восстановлении нарушенной идентичности. Этим объясняется и значительный интерес к истории своего народа, к своей культуре, мифам, традициям, религии который наблюдается в настоящее время. Специфика менталитета вызывает интерес и у политиков, которые стремятся воздействовать на процесс формирования идеологии и повысить социальную адаптацию людей. Под спецификой менталитета мы понимаем не какую-то особую психологию, а особенности психологии народа, преломляющиеся в самосознании индивида, это самосознание направлено на восприятие и осмысление себя и окружающего мира в соответствии с традиционными установками, которые, как отмечает А. Деркач [6], «словно фильтр очищают его психику от того, что для нее в национальном отношении чуждо и задают размер и направление этого восприятия».  Возрастание роли этничности в современных условиях является естественной реакцией на так называемый эффект неопределенности. Нетерпимость к неопределенности является выраженной психологической особенностью человека. Естественным в этих условиях является обращение к своим истокам - к этносу, в котором сохранился специфический уклад, целостная  национальная структура самосознания, что обеспечивает во многом устойчивость к социальным изменениям, повышает стабильность в настоящем.

         Но это только одна сторона процесса этнического возрождения, где человек приходя к своим истоком обретает  стабильность в современности и смысл своего существования. Есть и другая сторона не менее важна. Состоит она из конфликтов происходящих на почве этнических, расовых и религиозных различий, причина которых лежит в разных социальных, религиозных и моральных взглядах на устои жизни и межличностное отношение. В настоящий момент во всем мире остро стоит вопрос о личностных различиях общественного, а так же индивидуального отношения и восприятия своего окружения человеком. Развивающаяся планета не может порой совладать с проблемами основного уровня жизни людей. Информационные потоки, в наше высоко скоростное, информационно -  нестабильно богатое время, с разных сторон часто разрывая народы, порождают вражду между странами и людьми. Множество разработанных программ поколениями двадцатого и двадцать первого веков ведут борьбу с несправедливостью и дискриминацией населения планеты. На политическом уровне принимаются законы, создаются декларации о всеобщем равенстве людей во всех странах мира, не зависимо от международных статусов стран и их политики. Для всеобщего блага, в целях пропаганды равенства и мира, привлекаются деятели культуры и искусства, знаменитые личности которым подражают миллионы взрослых и детей. Но, несмотря на все усилия, данная проблема не становиться легче и ясней.

         И на основе всего выше сказанного, наша цель — обратиться к  проблеме личности современного человека в условиях так называемого этнического возрождения, переустройства миропорядка и столкновения цивилизаций. В нашем исследовании было изучено законно утвержденное положение всеобщего равенства граждан Казахстана в период активного развития процесса этнического возрождения.

         Казахстан является многонациональным государством, на его территории проживают более 120 национальностей. Равновесие и мирное сосуществование полиэтнических граждан Казахстана являются залогом стабильности страны. История Казахстана и его народа очень богата взаимоотношениями с разными государствами и странами. Казахстан формировался на огромном открытом всем ветрам и народам пространстве и в то время через территорию проходили важнейшие торговые пути соединявшие восток с западом и север с югом. Распределенность народов  Казахстана на огромной территории стимулировала развитие межличностного общения, а взаимодействие с представителями других культур и конфессий. А во времена Советского Союза Казахстан стал пристанищем многих представителей различных этносов которые подверглись политическим гонениям или потеряли кров в период Великой Отечественной Войны. За семидесятилетний срок исторического существования советского союза Казахстан стал "братским" государством для всех этносов.

         Но, в последние два десятилетия, после обретения Казахстаном независимости, многочисленные исследования в области этнопсихологии фиксируют высокое возрастание значимости этнической культуры для населения государства. Еще в конце 90-х годов население лишь на 43% процента уделяло внимание традициям своего народа и национальному языку. То теперь в прошествии нескольких лет эта цифра поднялась до 93% процентов населения. Все больше людей следят за соблюдением национальных традиций, изучают свои исторические корни. Руководство государства только приветствует этническое возрождение народа, создавая все условия для развития всех этносов в равной степени не ущемляя их прав в республике.

         Все усилия прилагаемые государственными органами не дают тех стабильных результатов в межэтническом взаимодействии. Конфликты на почве межэтнического непонимания возникают все чаще, с ними в полной мере не может справится ни одна государственная структура. Жесткое подавление незначительных конфликтов, только усугубляет проблему наращивая недовольство.  Данная проблема стала актуальной не только для государства но и для всего общества. В своем исследовании мы попытались определить истинные причины конфликтов и почву их образования. В исследовании принимали участия 200 представителей 2 этносов Казахстана, от 18 до 27 лет, которые с рождения проживают на территории республики и являются ее полноценными гражданами. Это представители - казахского и русского этносов. Именно эти этносы выбраны были нами не случайно. Содружество с Россией принесло быструю социальную интеграцию и аккультурацию казахов происходившую под доминирующим влиянием культуры-донора – русской культуры. Специфика заключается в том, что овладение достижениями мировой культуры и современной цивилизации пришло к казахам вместе с языковой русификацией. И это не было злой сознательной волей «старшего брата», а естественным следствием его численного и цивилизационного превосходства, продуктом объективных исторических условий.

      В процессе исследования удалось установить что причина конфликтов кроется в сложившихся в этнических предубеждениях, которые в свою очередь являются результатом формирования и развития специфических смысловых барьеров, возникающих в условиях межэтнического и моноэтнического взаимодействия и общения людей. Выявлена деструктивная роль смысловых барьеров, оказывающих воздействие на процессы формирования и присвоения общего фонда смысловых образований в условиях совместных форм деятельности. А так же в формировании специфических этнических предубеждений зависит от этносоциальных условий жизнедеятельности семьи и ближайшего окружения респондента. Поэтому с целью преодоления этнических предубеждений необходимо форсировать развитие смыслообразующих процессов в учебных заведениях страны для интенсификации межличностных по форме и межэтнических по содержанию механизмов смыслообразующих процессов лежащих в основе развития теоретических составляющих познавательной деятельности для развития межэтнической толерантности и терпимости к представителям других этносов.  Следствием этого будет являться  - душевное равновесие человека и его высокая межэтническая толерантность, которая в свою очередь поможет уравновешивать и избегать межэтнические конфликты.

 

Литература:

1.     Братусь Б.С.  Аномалии личности. М.: 1988. – 301с

2.     Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М., 1999.

3.     Тоффлер О. Шок будущего. М.,2001

4.      Мухина В. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век. Журнал  "Развитие личности" №1,  2002.

5.     Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/ Т.Г.Стефаненко. - 4 - е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

6.     Деркач А.А., Крысько В.Г. Этнопсихология. В 2-х т. — М., 1992

 

 

 

INTERETHNIC CONFLICTS OF THE BASIC ETHNOSES OF KAZAKHSTAN IN ETHNIC REVIVAL

 

Isakhanova Asel Alimakhanovna

 

International kazakh-turkish university by A.Yasawi, Turkistan city