Особенности освоения современных музыкальных стилей в классе гитары детской музыкальной  школы и школы искусств.

 

Чубатов М.В.

преподаватель по классу гитары

ГБОУ ДОД «Детская музыкальная школа

 им. Б. В. Асафьева»  г. Москва

 

        Современная шестиструнная гитара, пожалуй, самый интернациональный музыкальный инструмент,  и в тоже время – это  один из древнейших музыкальных инструментов, истоки которого уходят в глубокое прошлое.

         Богатая история гитары насчитывает десятки столетий и проходит через множество исторических и культурных эпох. В 20-ом веке гитара стала и космическим музыкальным инструментом, побывав на орбитальной станции «Мир».  

       В 21-ом веке, в связи с развитием электроники  появилось огромное многообразие шестиструнных гитар форм и конструкций: электрогитары, электроакустические гитары, midi-гитары, гитары с пьезо звукоснимателями. Звук классических гитар усиливается электроникой практически без искажения. Инструмент проник в десятки жанров современной музыки: джаз, рок, кантри, латиноамериканская музыка, бардовская песня, поп-музыка. Разнообразие стилей требует от исполнителя знание  особенностей звукоизвлечения, штрихов.

     Однако, современная методика обучения игре на классической гитаре не включает в свою программу изучение других традиционных гитарных направлений в музыке (например, фламенко или босса-нову и т.д.). Академическая гитарная школа, в большинстве случаев, не откликается  на происходящие  в мировом музыкальном искусстве процессы интеграция классического, современного, этнического и джазового стилей музыки.  

      Преподаватели детских музыкальных школ и школ искусств нуждаются в новых системах и методиках,  обогащающих учащихся знаниями; в более обширном и современном музыкальном репертуаре, позволяющем впоследствии перейти к любому другому стилю игры, кроме классического.  

      В этой связи  ценен опыт и методические разработки таких гитаристов-композиторов и педагогов как  А.Виницкий, Н.Кошкин, Р.Дьенс, Л. Брауэра и т.д.  В их творчестве есть пьесы как для уже состоявшихся исполнителей на классической гитаре, так и только начинающих гитаристов.

        В пьесах для детей А. Виницкого   видно, как умело      и доступно показаны основы джаза (свинга). Например,  Этюд №1 («Джазовые Этюды») написан в технике аккомпанемента с «шагающим» басом; нижний голос имитирует линию контрабаса, и играется ровными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в свинговой пульсации.  Этюд № 4 написан в манере медленного свинга. Основная задача этюда выработать ритмические ощущение «джазовых» восьмых (в виде триольного пунктира) в басовой линии и аккомпанементе.

     Миниатюра А. Виницкого «Маленький ковбой» написана в блюзовой манере очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри.

      Другой композитор Н.Кошкин к классической гитаре пришел через увлечение рок-музыкой,  и  как многие в то время, был очарован "Битлз".  Именно это увлечение  дало особый  музыкально - штриховой язык, которым и знаменита его музыка (за это в свое время композитора назвали "авангардистом").

         В  сюите-соло для гитары Н. Кошкина «Баллады»  присутствуют гармонии джазовых баллад, что позволяет учащемуся узнать новый гармонический язык и познакомиться с «джазовыми аккордами и заменами».

        У композитора  есть  произведения для совсем начинающих гитаристов, которые наполнены гармоническим языком эстрадной музыкой. 

        А.Винницкий в своём творчестве знакомит детей с блюзом, для изучения которого Александр написал серию «Блюзов и джазовых прелюдий», а также этюды в форме блюза.

       Этюд №7 в ми-мажоре  является примером сочетания простоты фактуры и композиторской оригинальности. Как известно, написать для гитары «простое» сочинение весьма сложная задача для композитора. В этом этюде отражаются все характерные особенности блюза: форма, гармоническая схема и специфические блюзовые ноты (пониженные 3, 5, и 7 ступени).

       У композитора В.Козлова  также особое место в творчестве занимают многочисленные произведения для детей. Он выпустил сборник музыкальных произведений для юных гитаристов "Маленькие тайны сеньориты Гитары» (Детский альбом юного гитариста), который в 1999 году был признан лучшим сочинением для детей Русским гитарным центром.

        Приемы исполнительства, свойственные электрогитаре, проникают и в среду "классиков". Бывает и так, что сами виртуозы электрогитары вносят наиболее интересные приемы игры в обиход классической гитары, и этот синтез рождает множество интересных штрихов и явлений в сочинениях…

       Так, можно сказать про прием, который эстрадные гитаристы называют tapping (удар по струнам без активного извлечения звука). Эта манера исполнения была изобретена американцем Стенли Джорданом, и нашла отклик среди широкого круга исполнителей.  Представляется интересным познакомить с эти мприёмом и юных гитаристов.  

     Несмотря на разнообразие пособий и пьес позволяющих познакомить детей познакомился с современной музыкой, к сожалению, педагоги детских музыкальных школ и школ искусств не много времени уделяют этой стороне развития гитаристов (максимум одну, две пьесы за год, для разнообразия).

     Хотелось бы, чтобы этому вопросу уделялись отдельные семестры, зачёты, может быть даже конкурсы.

Ведь очень важно, чтобы к окончанию музыкальной школы, юный гитарист стал разноплановым исполнителем, и прекрасно себя чувствовал как  в классических произведениях (благо, с классической школой у нас всё в порядке) так и в эстрадных.  Знакомство и освоение  современных стилей сделает процесс обучения разноплановым и интересным.

 

Список использованной литературы.

1.  Агафошин П. С. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка,  1994.

2.  Вайсборд. М. А. Андрес Сеговия и гитарное искусство двадцатого века. – М.: Музыка, 1983.

3.  Волков В. Д. Проблемы гитарного репертуара. \\Гитарист, 2000, №1

4.  Вещицкий П. И. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. – М., 1970

5.  Иванов – Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:Музыка, 1974.

6.    Купер К. Краковский гитарный фестиваль. Classical Guitar, 2001, №2

7.   Манилов В. С. Джаз в ритме самбы. – К.: Музична Украiна, 1985.

8.  Фраучи А. К. Александр Виницкиц – музыкант нового направления.\\Гитарист, 1997,№2.