Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

Доцент Сухиташвили Л.С.

ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт», Россия

Стилевой подход в обучении как важное средство развития личности музыканта

Основными принципами инновационного образования являются: поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативность, нравственная ответственность человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Вместо традиционной задачи воспитания «эрудита» на первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека-творца.

Важным средством, развивающим личность ученика, расширяющим его художественный кругозор, музыкальный вкус и исполнительскую культуру является стилевой подход в обучении фортепианной игре. Педагогу-музыканту необходимо знать, какими средствами формировать в ученике чувства и понимание стиля как особого мира идей и образов. В любой из трактовок стиль – это прежде всего единство, целостность. Исполнение, верное стилю, - это знак душевной и духовной культуры, а она не возникает сама по себе.

Как известно, в исполнительском искусстве не бывает абстрактного «хорошо» и «плохо» - то, что хорошо при исполнении Баха, может в корне противоречить трактовке Шопена. Показательны в этом смысле слова Г.Г. Нейгауза: «звуковая окраска – это тоже вопрос стиля. Нельзя давать с одинаковой звуковой окраской таких, например, композиторов, противоположных по своим настроениям, как Чайковский и Дебюсси. У Чайковского краски как бы идущие изнутри…У Дебюсси преобладают внешние образы, все более «воздушно» (2.41). Но если есть культура, чувство стиля и вкус, то исполнение обретает какой-то особый аромат. Этот аромат и есть верность стилю. Поэтому «верное стилю» исполнение можно охарактеризовать как яркое, правдивое воплощение во всех деталях замысла композитора, раскрытие смысла с помощью всех необходимых исполнительских средств выразительности. Музыкальный стиль – это модель особого рода: не давая развернуться фантазии «вширь» в поисках разнообразия средств выражения, он направляет ее во внутрь, открывая беспредельную глубину смысла. Воображение исполнителя не просто дублирует этот смысл, а создает на его основе собственный смысловой мир. И поэтому процесс этот, безусловно, - творческий, хотя и разворачивается в композиторском русле. Можно предположить, что именно «творчество в стиле» не просто желательно – без него невозможна его исполнительская реализация. Психологи выдвигают предположение, что особые, хранящиеся в памяти структуры – энграммы (следы прошлых событий) имеют тенденцию под влиянием интегрирующей деятельности сверхсознания, или творческой интуиции, складываться в систему, создавая новое знание. Таким образом, работа над стилем задействует творческие механизмы мозга, что способствует развитию творческой активности личности.

Одним из важных для музыканта-исполнителя проявлений творчества выступает эмпатия, то есть способность человека проникать в духовный мир другого человека или же произведения искусства. Важно заметить, что ученик, проникая в смысловой слой стиля, не всегда может отделить его содержательный план от плана выражения.  Педагог, следовательно, должен дать ему понятие о «поле свободы» данного стиля, о «поле» творчества, выйти за пределы которого не позволит художественный вкус, нравственная воспитанность музыканта. Так, Е.Л.Яковлева выдвигает положение, согласно которому «творческость, или креативность, в человеке – это реализация собственной индивидуальности, проявление ее неповторимости. Проблема индивидуальности самым тесным образом связана с проблемой творчества, поскольку самые разные определения творчества сходятся в одном: творчество есть привнесения в мир чего-то нового. Индивидуальность же всегда уникальна, а следовательно – нова…» (3.21)

Этот творческий процесс создания внутреннего образа стиля должен проходить при участии нескольких факторов: музыкальной интуиции ученика, его интеллекта, его «стиле-слухового опыта», эмоционального отношения к музыке, а также понимания ее. Человек бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Таким образом, понимание зависит от духовного мира личности человека, его тезауруса. В качестве результативного метода, позволяющего проникнуть вглубь смысла музыкальной интонации, можно предложить метод «объемной игры-вслушивания» (К.Н. Игумнов). Это – вслушивание в музыку, в себя, медленное вбирание музыкального смысла и созревание собственного личностного, это и глубоко интимное  общение «с глазу на глаз» с душой и духом композитора. Педагог должен в этом случае, задействуя познавательную инициативу ученика, пройти вместе с ним путь раскрытия музыкального смысла через понимание интонаций. Педагог стремиться пробудить в нем музыкальную рефлексию, заставляя погружаться на все более глубокий уровень интонационного смысла.

Такой способ обучения предлагает Г.И. Богин, говоря, что у хорошего учителя «ученик и должен учиться рефлексии – не пониманию, не чувству, не готовой мысли, знанию…, а именно рефлексии как методологическому принципу самостоятельного действования, способного привести и к собственному пониманию, и к собственному решению, и к собственному открытию». (1.103)

Таким образом, проблема стилевого подхода в обучении находится в русле формирующейся ныне парадигмы образования, в основу которой положена самоценность человеческой личности, неповторимость ее душевного и духовного мира.

Литература

1.Богин Г.И. Субстанциальная сторона понимания текста. – Тверь, 1993.

2.Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.11 – М.1975.

3.Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М. 1997.