Музыка и жизнь

К. культурологии  Мухаева Л.Р.

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Россия

Культуротворческий и просветительский потенциал музыкального театра Мордовии

 

         Наше общество постоянно испытывает потребность в творческой личности, способной активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любой проблемы. Искусство как  мудрый наставник дает возможность постичь жизненные явления в художественной форме. Одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы, как известно, является театр. В разные времена театральному искусству отводилась определенная социальная роль и со своей задачей театр справлялся всегда, так как сила его воздействия велика, а возможности многообразны и неисчерпаемы.

         Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах известных отечественных деятелей искусства  Е.Б. Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, В.И. Немировича-Данченко,          К.С. Станиславского, Г.А. Товстоногова. Поэтому педагоги-новаторы все чаще обращают свой взор к театральным формам как действенным средствам воспитания и обучения. В области музыкального образования проблема развития личности  через театральную деятельность нашла отражение в работах Л.Л. Пилипенко (формирование эмоциональной отзывчивости у младших школьников), И.Б. Нестеровой (формирование социокультурных ориентации), О.Н. Соколовой-Набойченко (музыкально-театральная деятельность в дополнительном образовании), А.Г. Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы) и др. Парадоксальность многих методических исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта. Педагогические же исследования и опыт показывают, что музыкально-театральная деятельность не только является источником развития чувств, глубоких переживаний человека, но и приобщает его к духовным ценностям, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Советский педагог Н.А. Ветлугина в процессе своих занятий, всесторонне проанализировав истоки и пути развития детского творчества, установила, что необходимым условием его возникновения является накопление впечатлений от восприятия произведений искусств, которые являются не только эталоном, образцом для подражания, но и кладезем творческой мысли.

         Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей, жанров и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя (зрителя) хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Вот почему необходимо в повседневной практике обучения и воспитания детей использовать лучшие образцы художественных произведений различных культур. И в этом благородном деле не последнюю роль может сыграть национальный музыкальный театр –  наследник лучших традиций искусства прошлого. Влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, театр формирует его целостный облик, активно содействует духовному росту, поднимает различные философские проблемы, воспитывает идейные и нравственные убеждения, стимулирует социально-преобразующую деятельность, повышает культуру труда и быта. В данной связи исторический путь Государственного музыкального театра имени И.М. Яушева (Республика Мордовия) является ярким примером верности своему зрителю.

         Элементы театрального искусства издавна бытуют у мордовского народа, культура которого уходит своими корнями в далекое прошлое и несет в себе удивительное своеобразие, проявляющееся в многочисленных и разнообразных формах. Свидетельством особого влечения мордовского народа к театральному искусству, художественному творчеству является деятельность оперной труппы в селе Судосево Корсунского уезда Симбирской губернии (ныне Большеберезниковский район Мордовии). Сюда в 1891 году на помощь голодающим крестьянам  приехала  В.С. Серова – жена русского композитора и музыковеда А.Н. Серова. Наладив быт крестьян, она осуществила свою главную цель: из крестьян – любителей музыки Валентина Семеновна собрала оперную труппу, которая вскоре весьма успешно исполняла не только отдельные сцены из опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Жизнь за царя»          М.И. Глинки, «Садко» Н.А. Римского-Корсакова, но и целые оперные произведения («Вражья сила», «Рогнеда» А.Н. Серова, авторские сочинения В.С. Серовой «Ермак», «Илья Муромец», «Уриэль Акоста»). Сюжет ее последней оперы «Встрепенулись» был связан с крестьянскими волнениями в 1905 году на реке Инсар (Мордовия), поэтому в своей музыке композитор использовала напевы мордовских народных песен. Так, в условиях тяжкого труда и деревенской бедности крестьянская оперная труппа с. Судосево просуществовала долгие годы, деятельность же Серовой по своей плодотворности и значению, по мнению ученого-исследователя                      Н.И. Ворониной, «не имеет себе равных в истории провинциальной российской культуры» [2, с. 66].

         Следующая попытка создания оперных произведений композиторами Мордовии относится к 1920-м гг.: руководитель оркестра русских народных инструментов г. Темникова Л.И. Воинов написал оперу на сюжет пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде» (1924 г.), в которой значительное место занимали хоровые эпизоды и вокальные ансамбли.

Но настоящий театральный сезон 1930 – 1931 гг. был ознаменован рождением Мордовского профессионального национального театра, и создание первой Мордовской музыкально-драматической труппы было более чем закономерно. На государственном уровне были приняты меры к тому, чтобы приблизить искусство к задачам актуального в те времена социалистического строительства, объединить вокруг этих задач основные массы художественной интеллигенции, направить развитие искусства в новое русло. За короткое время молодой творческий коллектив подготовил концертный репертуар на мордовском-эрзя и русском языках, состоящий преимущественно из вокально-хоровых и инструментальных номеров. Именно этот первый коллектив, принимая активное участие в культурной жизни своего края, заложил основы профессионального сценического искусства в Мордовии.

В 1931 году национальная труппа была переименована в Мордовскую музыкально-драматическую студию, перед которой встали новые задачи. Теперь в центре внимания – профессиональное овладение театральным мастерством. Под руководством своих педагогов молодые артисты последовательно прошли все этапы творческого процесса в работе над созданием спектакля. В августе 1932 года музыкально-драматическая студия стала национальной труппой, а Саранский городской театр – Мордовским национальным театром. Для дальнейшего развития профессионального театрального искусства в молодой автономной национальной области это решение было очень важным, так как соответствовало тому подъему в развитии культуры, который наблюдался в стране. Вскоре встал вопрос об открытии своего музыкального театра.  И в 1935 году представилась такая возможность: в город Саранск прибыл на гастроли передвижной музыкальный театр с богатым репертуаром, состоящим из классических оперетт. По взаимному согласованию большая часть труппы была принята на постоянный бюджет Народного комитета просвещения МАССР. 28 ноября 1935 г. состоялась премьера оперетты «Нищий студент» К. Милеккера, ознаменовавшая открытие Русского театра музыкальной комедии МАССР. Новому творческому коллективу удалось создать действительно веселое, жизнерадостное зрелище. В начале своего второго сезона (1936 г.) театр имел в своем репертуаре 12 спектаклей, среди которых – русская и зарубежная музыкальная классика («Веселая вдова», «Голубая мазурка» Ф. Легара, «Фиалка Монмартра», «Сильва» И. Кальмана, «Перикола» Ж. Оффенбаха, «Цыганский барон», «Летучая мышь» И. Штрауса), а также произведения советских композиторов («Холопка»                                  Н.М. Стрельникова). Спектакли были  представлены не только мордовскому зрителю, но и в других городах.

В январе 1937 года Русский театр музыкальной комедии был реорганизован в Передвижной театр оперетты. Но, учитывая значительный рост культурных запросов населения, уже 28 февраля в Саранске состоялось открытие Мордовского государственного театра оперы и балета, которое ознаменовалось премьерой оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Директором и художественным руководителем был назначен пензенский дирижер и режиссер Ф.П. Вазерский. Шефство над те­атром сначала взял на себя грузинс­кий оперный коллек­тив, а впоследствии серьезную помощь оказал Большой театр.

Одновременно с освоением классического репертуара коллектив театра мечтал о создании национальных музыкально-сценических произведе­ний, так как свое, родное зритель встречал особенно тепло. Поэтому, несмотря на большую загруженность классическим репертуаром, коллектив театра отводил большое место пропаганде мордовской национальной музыки – в репертуаре солистов театра, хора и симфонического оркестра значительное место занимали произведения мордовских композиторов, обработки народных песен, созданные М.И. Душским, Л.П. Кирюковым, Б.М. Трошиным.  В июне 1939 года  состо­ялся большой концерт мордовской музыки, в котором приняли активное участие артисты театров республики. Этот концерт  вошел в историю профессионального искусства Мордовии как одно из важнейших событий эпохи его становления, отразивший уровень музыкальной культуры республики.

В 1940 году Мордовский театр оперы и бале­та возглавил его ведущий солист Л.С. Мандрыкин. Началась интенсивная работа над пополнением репертуара. Теперь его основой стали шедевры зарубежной, отечественной оперной и балетной классики («Князь Игорь» А.П. Бо­родина, «Аида» и «Риголетто» Д. Верди, «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, «Фауст» Ш. Гуно, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Тихий Дон»                       И.И. Дзержинского, «Борис Годунов» М.М. Му­соргского; «Лакме» Л. Делиба, «Щелкунчик» П.И. Чайковского и др.). Всего за три года было поставлено более            двадцати спектаклей. Коллектив постоянно пополнялся талантливыми певцами, завоевавшими любовь и признание публики (среди них В.С. Киушкин,                      Е. А. Охотина, И.М. Яушев, А.В. Яшнов), поэтому театр жил, работал в полную силу. Спектакли шли при переполненных залах. По мнению театроведа               В.С. Брыжинского, «высокое дарование многих артистов оперного театра 40-х годов сыграло немалую роль в становлении Саранска одним из музыкальных городов российской провинции» [1, с. 699].

Отечественная война 1941 – 1945 гг. несколько задержала дальнейшее развитие театра оперы и балета, но, несмотря на трудности военной поры, на частые реорганизации он продолжал жить ин­тенсивной творческой жизнью, удивляя зрителей (их число во много раз возрос­ло за счет эвакуированного населения) все новыми спектаклями. Коллектив театра был в постоянном поиске. На трагедию народа ему хотелось ответить достойным произведением и таковым оказалась дра­ма П.С. Кириллова «Литова» музыку к которой написал композитор Л.П. Кирюков (1943 г.). Спектакль, патриотич­ный в своей основе, воспринимался не как один из эпизодов исторического прошлого мордвы, а как день сегодняшний, с его бедами, несчастьями и огромным желанием – победить. Сразу же после успешного композиторско­го дебюта Л.П. Кирюков приступает к работе над новым музы­кальным произведением. 12 августа 1944 года состоялась премьера первой в истории мордовского музыкального искусства оперы «Несмеян и Ламзурь». Рождение такого сложного жанра, как опера, говорило о несомненных успехах музыкального театра республики.

Но пережив военные годы, при этом стойко поддерживая мораль­ный дух населения, в мирное время театр вдруг оказался тяжким бременем для экономики республики. В 1948 году, сыграв в последний раз оперу «За­порожец за Дунаем» С.С. Гулак-Артемовского, театр оперы и балета  был закрыт на 10 лет. Многие артисты стали солистами Мордовской государственной филармонии.

Возрождение музыкального театра произошло в 1959 году по настоя­нию музыкальной общественности респуб­лики. В столицу Мордовии были приглашены талантливые певцы из разных городов Советского Со­юза. Так, новая оперно-балетная труппа стала частью объединенного Мордовского музы­кально-драматического театра. В 1960-е гг. оперные традиции все еще сохранялись, на сцене вновь звучала классика, но интернациональному коллективу театра было интересно работать и над нацио­нальными образами. И как результат совместного труда 19 мая 1962 года родилась вторая национальная опера  Л.П. Кирюкова «Нормальня» («Ягодка») по мотивам лирической драмы               М.А. Бебана «Мокшанская свадьба».

В 1969 году музыкальная труп­па отделилась от драматической, став самостоятельным театром – Мордовс­ким государственным театром музыкаль­ной комедии. еудачнуюпостановку тков в опереов в опере было немало интересного. Кирюкова "К началу 1970-х гг. опера, оказавшаяся столь жизнеспособной в военные и послевоенные годы, постепенно уступила место зарубежной и отечественной оперетте, мюзиклу. К тому же в эти годы появилась возможность договариваться с автора­ми о создании произведений на актуальные современные темы. Поэтому особое место в репертуаре театра 1970-х гг. заняли  музыкальные спектакли «Мери Ив» В.И. Мурадели, «Сорочинская ярмарка» П.А. Рябова, «Восемнадцать лет» В.П. Соловьева-Седого (получивший Диплом Всероссийского смотра музыкальных театров в 1970 г.), «Внимание, съемка!» А.Я. Эшпая, а также оперетты популярных советских композиторов «Полярная звезда», «Требуется героиня» В.Е. Баснера, «Дороги к счастью»          И.О. Дунаевского и др. Тема современности в репертуаре театра – это не дань времени, а источник, который питал духовный мир и зрителей, и самих актеров. Каждый сезон репертуар музыкального театра пополнялся 2-3-мя новыми спектаклями: например, в 1984 году коллектив театра первым в стране поставил комедию «Ах, карусель, карусель!» В. Комарова (по мотивам комедии           Н.В. Гоголя «Женитьба»). Талантливый и мобильный коллектив музыкального театра тепло принимали не только на заводах, фабриках, полевых станах, учебных заведениях Мордовии с шефскими концертами, но и во всех уголках многонациональной страны. О его гастролях сохранились очерки и рецензии в газетах различных городов. Это было время, когда в театр ходили всей семьей и  обсуждали спектакли со своими друзьями и коллегами по работе.

1970 – 80-е гг. были довольно успешными в плане поисков национальной тематики и образов: состоялись премьеры первой мордовской опе­ретты «Мокшанские зори» Г.В. Павлова (1974 г.), музыкальной повести «Чародей»   В.П. Беренкова (1980 г.). Со второй половины 1970-х гг. пристальный интерес к музыкально-театральным жанрам проявляет композитор Г.Г. Вдовин, внесший весомый вклад в развитие этого вида искусства в Мордовии. Его первым произведением для театра была опера «В шесть часов вечера после войны» (1975 г.). Одноименный фильм с музыкой Т.Н. Хренникова известен многим, но его популярность не помешала композитору найти свое видение сюжета и передать его языком современной музыки. В 1981 году коллектив театра представил зрителю новое произведение Вдовина – народную музыкальную драму «Ветер с понизовья» по пьесе П.С. Кириллова «Литова». Это была попытка нового, созвучного с современностью, решения «Литовы»: композитор соединил традиционный народный музы­кальный язык с современными средствами выразительности и спектакль получился ярким, зрелищным, эмоциональным, но главное, нетрадиционным. Через пять лет, в 1986 году Вдовин представил зрителям Саранска камерную оперу «Пасынок судьбы» по пьесе Я.В. Апушкина. Это – очередной смелый шаг композитора к освоению нового для него музыкально-сценического жанра, ставшего весьма распространенным в отечественной музыке этого периода. Для мордовского зрителя это произведение имеет особое значение, так как оно посвящено уроженцу Мордовии поэту Александру Полежаеву.

В 1970 – 1980-е гг. в разных жанрах театральной музыки начинают работать и молодые композиторы Мордовии: Н.В. Кошелева (музыкальные картины «Мордовская свадьба», симфоническая сюита из балета «Алена Арзамасская», музыка к спектаклям «Лес шуметь не перестал», «В пустом доме люди», музыкальная сказка «Серебряное озеро»), Г.Г. Сураев-Королев (рок-шоу-опера «Что же счастье?»), С.Я. Терханов (зонг-опера «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», музыка к спектаклям «Эй, кто-нибудь!», «Дама-невидимка», «Любовь и голуби», мюзиклы «Золотой цыпленок», «РВС»).

С 1992 года, получив статус Государственного музыкаль­ного театра (с 1995 года – Государственного музыкаль­ного театра имени И.М. Яушева), коллектив вновь вернулся к музыкально-театральной классике. Зрители  увидели новые постановки опер «Травиата» и «Риголетто» Д. Верди, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Русал­ка» А.С. Даргомыжского, «Паяцы»                   Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Д. Россини, «Евге­ний Онегин» и «Иоланта» П.И. Чайковского; балетов «Жизель» А. Адана, «Шопениана», «Коппелия» Л. Делиба; оперетт «Женитьба гусара Г.И. Гладкова, «Баядера»       И. Кальмана, «Донна Люция» О.Б. Фельцмана, «Цыганский барон»                  И. Штрауса. Синтез жанров в начале 1990-х гг. – это уже веление времени, поэтому эксперимент коллектива в новом для него жанре опера-балет во второй редакции спектакля «Невеста Грома» (композиторы К.Д. Акимов и             Р.Г. Губайдуллин), где была сделана попытка воскресить известный сюжет в новом виде, был весьма актуален. Вскоре на сцену музы­кального театра поднялись герои третьей наци­ональной оперы – лиро-эпического сказа­ния композитора М.Н. Фомина «Сияжар» (1993 г.) по одноименной поэме            В.К. Радаева. Вновь зазвучали эрзянская речь, эрзянская песня, показаны самобытные народные праздники, исполнены красочные хороводы. Спектакль привлек зрителя своеобразными обрядовыми действами, героической историей народа (с древнейших времен до середины XVI века), яркой музыкальной характеристикой действующих лиц. Постановка «Сияжар» – это очередной опыт в условиях провинциального музыкально­го театра освоить новый жанр монументальной оперы.

На рубеже ХХI столетия коллектив музыкального театра и композиторы республики вновь вели активный поиск новейших тем и образно-смысловых решений, современных средств музыкальной выразительности и исполнительских форм. Обращение как к традиционным, так и новым жанрам  театральной музыки особенно характерно для творчества С.Я. Терханова – автора музыки к огромному числу драматических и кукольных спектаклей (более 60), четырех  балетов («Кто ты…?» по повести-притче Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», «Чародей с берегов Бездны» по мотивам скульптур Эрьзи и др.), оперы «Он и она» (по повести «Страсть в саду любви» А. и К. Смородиных), 8 мюзиклов (в т.ч. «Снегурочка»,  «Богатырская сказка»); Е.В. Кузиной (музыкальная сказка для детей К. Мешкова «Жил-был зайка», музыка к спектаклям по сказкам Г. Андерсена «Огниво», С. Маршака  «Кошкин дом» и др.).          

Сегодня свой 75-летний юбилей музыкальный театр Мордовии отмечает на прекрасной сцене в новом современном здании. Два масштабных проекта вскоре будут представлены вниманию зрителей – первый национальный балет «Алена Арзамасская» (музыка Н.В. Кошелевой) и опера «Патриарх Никон» (музыка  М.Н. Фомина). Премьеру балета планируется  приурочить к юбилейным торжествам, посвященным 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства.

Итак, несмотря на то, что в основе формирования театрального искусства лежат общекультурные, типологически сходные тенденции и закономерности, каждая национальная культура шла к театру своим собственным путем. История становления и развития мордовского музыкального театра не была простой и однозначной: родившись из фольклорных форм с элементами театрализации, через самодеятельное творчество, он поднялся до уровня высокопрофессионального театра оперы и балета. В целом состояние профессионального музыкального театра республики отразило в национально-специфичном преломлении общие процессы развития отечественного музыкально-театрального искусства. Проблемы роста преодолевались как в рамках традиционных в своей основе музыкально-театральных жанров, так и отражающих поиски новых форм.

Сегодня коллектив театра работает над новыми музыкально-сценическими произведениями, которые, являясь материалом вполне доступным и увлекательным для восприятия современной молодежью, могут поднять на новый уровень их духовное развитие. Театр – это целый мир, открытый каждому, кого притягивает разумное, доброе и вечное. Театр жив и будет жить, пока у него есть благодарный, чуткий, талантливый зритель, которого он вводит в страну открытий, знакомит с сокровищами классики, зовет к размышлениям о времени и о себе, открывая волшебный мир музыки, гармонии и красоты.

Литература:

1. Брыжинский В.С. Музыкальный театр / В.С. Брыжинский // Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / гл. ред. Н.П. Макаркин ; сост. С.С. Маркова. – Изд. доп. и перераб. – Саранск, 2004. – С. 697–712.

2. Воронина Н.И. Лики провинциальной культуры / Н.И. Воронина. – Саранск : Тип. «Красный Октябрь», 2004. – 232 с.