А.Ж. Бекбосынова

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова

Деловая игра как модель будущей профессиональной деятельности студентов

        

         Одна из важнейших проблем современной вузовской педагогики- активизация познавательной деятельности студентов, в частности с помощью активных методов обучения. Проблемные ситуации, поисковые задачи на лекциях и практических занятиях – это  лишь отдельные приемы проблемного обучения. Наряду с традиционными формами активизации деятельности обучаемых и приемами проблемного обучения, выделяют нетрадиционные игровые формы и методы. Игра – это способ моделирования будущей профессиональной деятельности в учебном процессе. В процессе игры, имитирующей условия будущей профессиональной деятельности, в процессе выполнения игровых требований студенты осознают, что необходимы не только знания, но и их использование для дальнейшего применения на практике.

         Деловые игры – сложный  инструмент обучения,  требующий тщательной подготовки и  определенного методического  подхода.

В деловой игре наиболее явным образом моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности.

 Профессиональная деятельность, свернутая до знаковых систем, текстов, учебной информации, получает свою развертку в игровой форме организации учебной деятельности студентов и тем самым усваивается. Знания здесь не оторваны от их практического применения, поскольку участники получают достаточный опыт их использования в функции средств регуляции собственных действий. Знания усваиваются не впрок, не про запас, а в контексте практических действий и на их основе [1].

Деловую игру следует выбирать для реализации прежде всего следующих педагогических функций:

·        для формирования у специалистов целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;

·        для приобретения как предметно-профессионального, так и социального опыта, в том числе опыта принятия индивидуальных и совместных решений;

·        для развития профессионального теоретического и практического мышления;

·        для формирования познавательной мотивации, обеспечения условий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого [1].

Деловая игра воссоздает предметный контекст - обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) - и социальный контекст, в котором обучаемый взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики профессиональной деятельности [2].

Так как в деловой игре «субъект деятельности» выполняет квазипрофессиональную (по А.А.Вербицкому) деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы, то, следовательно, знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает иные профессионально значимые «компетентности» — навыки коммуникативного взаимодействия, коллегиальность, способность руководить и подчиняться, психологическую устойчивость в случае недостижения цели и др. Таким образом, деловая игра воспитывает личностные качества, интенсифицирует процесс социализации будущего профессионала в эмоционально раскрепощенной, интеллектуально и творчески стимулирующей обстановке.          Деловые игры, имитируя ситуации, связанные с будущей профессией студентов дают их участникам возможность усваивать до 90% учебного материала. При этом дело сводится не к механическому запоминанию, а к систематическому анализу и активному творческому процессу наиболее эффективных решений производственных заданий. Проведение таких игр на занятиях по русскому языку в национальных группах помогает решать сразу несколько задач, способствующих интенсификации обучения, в частности вовлекать студентов в коммуникативное взаимодействие и стимулировать их к продуцированию русской речи. В зависимости от будущей профессии студента, изучаемых в вузе,  преподаватель определяет те виды игр, которые дают наибольший эффект в усвоении учебного материала, стремясь добиться максимального приближения к реальным условиям практической деятельности. Для этого выявляется круг лексики и грамматических конструкций, создаются оптимальные условия для их усвоения в процессе многократных упражнений и тренировки. Как деловая  игра  может быть разыграна  любая профессиональная ситуация, смоделированная с учетом специальности играющих и требующая их речевой реакции. Так, со студентами специальности «Информационные системы»  провожу игру «Пользователь ПК». Игра ориентирована на проверку грамотности студента, который выполняет роль инструктора. В роли обучающихся выступают 2-3 студента.

         Инструктор должен грамотно, доступно  объяснить обучаемым строение компьютера, его функции, возможные операции, действия. К концу игры обучаемые должны сдать зачет, демонстрируя тем самым коммуникативные способности, используя профессиональную терминологию.

         В диспуте  «Суицид: поступок или малодушие» задействовано много лиц: социальный психолог, педагог, родители, работники правоохранительных органов, учащиеся, ведущий. Студенты знакомятся с особенностями ведения процесса, с особенностями терминологии  каждой профессии, речевыми формами. Затем по составленному сценарию имитируют беседу.

         Подготовка и проведение деловой игры включает несколько этапов. На первом излагаются ее условия, определяются цели проведения, число участников, составляется сценарий.

         На втором этапе намечаются исполнители ролей, разрабатываются формы документов, фигурирующих в игре, подбираются соответствующие атрибуты. На следующем, проводя игру, преподаватель контролирует ее ход. При подведении итогов он отмечает, кто, как сыграл свою роль. Игра требует умения правильно строить вопросительные конструкции и ответы на них, быстрой речевой реакции. Разбор ситуаций, самостоятельные действия студентов в этих ситуациях и их речевое поведение, оформление документации на русском языке способствует не только освоению будущей профессии, но и выработке  необходимых речевых умений и навыков.

Таким образом, преподаватель на занятии, имитирующем заседание за «круглым столом», лишь формулирует проблему, а поиск их решения ведут сами студенты, что, несомненно, активизирует их познавательную деятельность, позволяет более свободно выразить свою точку зрения.

         По мнению В. В. Гузеева, деловая игра есть модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей — экономических, политических и т.д.; групповое упражнение по выработке решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную обстановку [3]. Он выделяет существенные признаки деловой игры как формы обучения:

1. Имитация в игре реального процесса с помощью модели.

2. Распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом.

3. Различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций.

4. Наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия.

5. Учёт вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений.

6. Реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры.

7. Использование гибкого масштаба времени.

8. Применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования

         Такие игры с использованием активных игровых методов позволяют приблизить студентов к их будущей работе, усваивать знания в контексте

профессиональной деятельности.

Выводы:

·          повышается мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

·          происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются умения, т.е. студенты учатся применять свои знания на практике;

·          послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

·          достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие.

·          обучаемые знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

·          формируется сознание принадлежности к  коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам.

·          развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, совершенствуется речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М.: Высшая школа, 1991.

2. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр.— М., 1990.

3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование. – 2001