Педагогические науки/ 2.Проблемы подготовки специалистов.

Кургамбеков М.С., к.п.н., старший преподаватель

Актюбинский государственный педагогический институт, Казахстан

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.

Научно-технический прогресс впервые в истории обеспечивает техническому творчеству массовый, социально- направленный, планомерный характер. Достижения в этой сфере деятельности общества несомненны. Вместе с тем, ускорение научно- технического прогресса, качественное совершенствование общества в целом выдвинули новые масштабные задачи.

Свобода технического творчества как созидательной деятельности в соответствии с объективными законами действительности становится по настоящему возможной в условиях демократии, создающей необходимые материальные и духовные предпосылки для проявления творческих дарований человека. Следует отметить, что проблема формирования творческой личности становилась объектом исследования многих философов, психологов и педагогов. В работах В.С.Библера, Л.А.Валовича, Э.В.Ильенкова, В.А.Разумного, А.Г.Спиркина и др. рассматриваются философские аспекты творческой деятельности.

В соответствии с общественными потребностями в изменении субъективных производительных сил в нашей стране комплексно решается сегодня ряд крупных экономических, управленческих педагогических и других проблем. На основе коренного преобразования системы хозяйствования, обучения, воспитания, профессиональной ориентации. Среди ведущих задач социальной политики особое место занимает повышение культурно технического уровня. Этому способствует практические меры, направленные на совершенствование подготовке рабочих кадров. Их трудового творческого потенциала, уровня духовно культурной в целом. В итоге повышение роли технического творчества должно рассматриваться с точки зрения не только технологической, но и социальной значимости. Когда мы говорим об активизации творчества то имеем в виду два основных направления, такие как, расширение его массовости и использования резервов. Такая работа требует умелой организации. Это ставит вопрос о активизации, путях активизации, создании условий стимулирующих творческое начало в каждом работнике, его продуктивную инициативной деятельности. Отсюда одна из первоочередных задач перестройка мышления с точки зрения возрастания социальной ответственности личности. Сама жизнь требует повышения роли научно обоснованного подхода к объективным и субъективным факторам технического творчества. Под влияние науки происходит изменение обоих факторах. Поэтому управление техническим творчеством предполагает целенаправленное воздействие как на объективное условия, так и на субъективное качество работника. Несмотря, на теоретические разработки и рекомендации, практическая работа по приобщению к техническому творчеству еще не имеет дифференцированных научно обоснованных методик. Для их подготовки нужно дальнейшее изучение психологии, мотивов, стимулов, механизмов технического творчества с учетом возрастных особенностей, таким образом, необходимо единая система, обеспечивающая, оптимальную жизнедеятельность технического творчества.

В анализе открытии, изобретений, процессах художественного творчества, ученые стали выявлять более сложные формы поведения человека в творческом поиске, нежели элементарные модификации творческого действия: экстраполяцию, моделирование, мысленный эксперимент приемы и методы технического изобретательства. Все эти элементы творческой деятельности достаточно четко сформированы, классифицированы, и предложены к использованию. Это условные логические структуры мышления, формированные, человеком в качестве форм существования или способов бытия, элементарных творческих операций, и данное положение должно быть исходным моментом в организации теории и в практике творческой подготовке студентов.

Что касается самого акта усмотрения (выявления) объекта в новом свойстве то он обусловливается в наличии у человека так называемого творческого опыта. Важнейшими компонентами, которыми являются:

- Способность улавливать сходства и различия вещей, явлений, фактов, давать им оценку в соответствии со сложившимися обстоятельствами и наличием знаний;

- Глубина как специальных, так и меж профильных знаний и умение подводить их к функции аналога решения;

- Развитая привычка вести постоянное сравнение вещей, явлений, фактов по различным основаниям;

          Таким образом, в условиях современного переустройства общества подготовка творческих специалистов инициативных и образовании подлинных хозяев производства является делом первостепенным государственной важности. Специалист уже самим положением в обществе обязывается владеть еще и «профессией» новатором, что означает обладать, способностью переходить от осуществления традиционных функции исполнителя предписанной технологий к решению творческих задач, присущих лишь инженерной деятельности. Поскольку, функции рационализатора – это не только создание новой техники, но и в участие в ломке привычных схем взаимосвязей   в процессе производства, задачи педагогов университета выступает реализации комплексного подхода к формированию личности молодого специалиста, владеющего профессиональным мастерством в сочетании с высокой интеллектуальной активностью.

Литература:

1.     Никитин Б.П Гипотеза возникновения творческих способностей //В сб.: Социальные и экономические проблемы образования) - Новосибирск, 1989- с. 87-89

2.     Околелов О.П Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы, проектирования, тенденции развития. //Высшее образование в России. М., 1994-№2.-с.45-50.