Естественнонаучные концепции в процессе экологической социализации в условиях поликультурного образовательного пространства

Аутлева Асиет Нурбиевна, ГОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»

В современных условиях выживание человечества во многом зависит от становления мировой экологической культуры, сочетающей в себе ценности национальных культур с общечеловеческими ценностями. Основанием такого единения многообразных культур может служить «экогуманистические ценности и идеалы Устойчивого развития общества»[1;123].

Актуальность экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства обусловлена несколькими обстоятельствами. Синтез двух явлений – экологической социализации и поликультурного образовательного пространства выводит данную проблематику на уровень доминантных идей  современной стратегии образования – идея экологизации образовательного пространства, идея рациональной (экономичной)  личности в природе, идея поликультурности, идея диалога культур в контексте образовательного пространства. Экологическая социализация разворачивается одновременно и на этническом и надэтническом (общегосударственном) уровнях. Этнический уровень реализуется, как правило, в образе жизни семьи, рода этноса, одним словом, в рамках той культуры, с которой личность себя идентифицирует. Надэтнический уровень – это уровень стандартизации культурных ценностей, идеалов, через общественные и социальные институты, транслирующие общечеловеческие ценности. В системе экологической социализации в условиях поликультурного образовательного пространства эти два уровня находятся в диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. Исходя из этого положения, в проектировании системы экологической социализации выстраивается логика интеграции этнической и экологической этики в контексте общечеловеческих этических норм.  Экологическая этика, опираясь на экологию как науку, формулирует категорический императив экологического поведения, запрещающий антигуманное, антиэкологичное отношение к природе.  Экологическая этика - это этика, обращенная к экологическим проблемам. «Мы должны усвоить урок, что природа сама несет в себе внутренне присущую ей систему ценностей», - пишет Ян Мак – Харч.

Этническая этика и экологическая этика становятся регламентирующими факторами системы экологической социализации личности в условиях поликультурного образовательного пространства. Представляется, что в повседневной жизни человек руководствуются как этническими установками, традициями,  так и системой нравственных регулятивов «своей» культуры.  При этом необходимо заметить, что для личности в момент выбора не всегда очевидно, что ею движет: соблюдение экологической или этнической этики, так как этические нормы интегрируются в личности, обеспечивая образование  мотивов, поведенческих моделей, жизненных принципов, взглядов, убеждений. Основоположник натуралистической этики Х. Ролстон  признавал, что естественные законы природы являются вне нравственными и их действия не зависят от  воли субъектов.  «Сталкиваясь с этими законами, мы делаем выбор: либо мы их соблюдаем, и это на благо себя; либо мы их нарушаем, нанося вред себе. Соблюдение правил сохранения себя основывается на моральном долге» [3;46]. Он также вводит так называемое техническое долженствование, которое накладывает на действия человека условия выбора. «Выбор становится нравственным, если вводится нравственный принцип, соединяющий действия человека с какой – то целью, только благодаря  этому, при выборе «если – то», естественный закон может перейти к нравственному долгу» [3; 54].

Исходя коэволюционной теории Н.Моисеева [4;67],  очевидно, что в системе «природа – человек» субъектным статусом обладают как «природа», так и «человек», претерпевающие в процессе взаимодействия определенные соизменения. Заметим, что в своих первых работах В.И.Вернадский оценивал человеческую деятельность как исключительно отрицательный фактор в биосфере, насильственно наложенный на её естественное состояние. Позже он начинает пересматривать свои  взгляды  на постоянство биосферы, выделяет этапы развития биосферы, прослеживает значение научной мысли, технологической деятельности человека как закономерный этап эволюционного процесса, который он называет ноосферой. «Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Леруа, перешла в новое состояние - в ноосферу [4;23]. Именно с этого момента В.И.Вернадским ноосфера начинает рассматриваться как завершенный этап в эволюции Земли; и взаимоотношения в системе «человек - природа» приобретают характер субъект – субъектных. Экологическую детерминацию человека нельзя рассматривать в отрыве от эволюции социальных, политических, технологических, правовых, психологических условий. Объективное рассмотрение этой системы предполагает понимание ее в виде развивающейся, пространственно неограниченной системы, состоящей из двух подсистем: биосферы и общества.

 

Литература:

1.            Иконникова Н.И. Экзистенциалы личности и парадигмы экологического образования / Н.И.Иконникова // Философия экологического образования / под ред. И.К.Лисеева. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 416 с.

2.            Rolston, H. Philosophy Cone Wild / H. Rolston. – N. Y.: Prometheus Books, 1989.

3.            Моисеев, Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции / Н.Н. Млисеев // Вопросы философии. – 1998. – № 8. – С. 26-32.

4.            Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1991. – 270 с.