Моисеева С.А. – аспирант кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова

 

Развитие народной дипломатии в новых исторических условиях и ее роль в воспитании молодежи в духе гражданского мира и межнационального согласия

 

В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, стремящегося к межнациональным и межконфессиональным толерантным отношениям.

Особое внимание в последние годы в связи с напряженными межэтническими отношениями уделяется межнациональной и межконфессиональной терпимости (Г.Л. Бардиер, А.М. Кондаков, Н.М. Макаров, Г.У. Солдатова). Содержание межэтнической толерантности определяется нравственными нормами, существующими в обществе. Анализ моральных принципов современного российского общества приводит к выводу, что оно постепенно теряет свой нравственный иммунитет, происходит расшатывание морального стержня.. В современных условиях культурное мировое сообщество, опираясь на новое гуманистическое мышление, все глубже воспринимает идею диалога, нравственная ценность которого как раз и состоит в том, чтоб помогать объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме толерантности в поликультурной среде показал, что создана необходимая фундаментальная база для изучения этапов, уровней проявления и разновидностей данного явления (В.С. Библер, М. Ганди, А.А. Деркач, М.Л. Кинг, М.С. Коган, А.Д. Сахаров, Л.Н. Толстой и др.); выделены сущностные аспекты. Характерной чертой данного феномена является устойчивость его проявлений на двух уровнях – уровне сознания (в виде отношения личности), и уровне поведения (сознательное действие или поступок). Основным содержанием понятия «толерантность» является осознание многомерности общественного бытия, уважения человеческой личности, терпимое отношение к индивидуальным особенностям других людей, их взглядам, убеждениям, вере и т.д.

Обучение культуре мира и воспитание толерантности означает построение и развитие социальных отношений, основанных на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. Этот тип социальных отношений проявлялся и в ранние периоды между горскими народами: предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития с помощью ликвидации порождающих их причин путем установления диалога и ведения переговоров. Чтобы научить студентов ценить и понимать культуру своего народа, уважать культуру других этносов и религий, нужно кардинально изменить содержание учебно-воспитательного процесса. Решение этой трудной задачи в рамках вуза, лежит в контексте совмещения учебных программ, включающих объем необходимых общих знаний, с глубокими знаниями народной культуры, формированием потребности и способности молодежи ориентироваться в самой разнообразной информации о культуре других народов и конфессий.

Ознакомление курсантов с особенностями культуры своего и других народов на занятиях и во внеурочной деятельности, в свободном общении, в том числе с представителями разных культур, способствует формированию у молодого поколения объективного видения мира. Речь идет о воспитании культурных, образованных граждан страны, что позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, с социально-бытовым укладом их жизни, представлениями о мире. Знание богатства межнациональных и межконфессиональных особенностей обеспечивает развитие культуры взаимодействий, взаимопонимания, взаимоуважения, гармонизации интересов и устремлений молодежи. В этих условиях сегодня совершается поворот к новому типу взаимоотношения поколений – диалогу культур, этнокультурному взаимодействию [216, с. 36]. Под этнокультурным взаимодействием мы понимаем целенаправленные субъект-субъектные связи, которые заключаются в обмене, взаимообогащении культурными традициями, обычаями, ценностями и ведут к взаимосовершенствованию личностей. Модель такого взаимодействия в Северокавказских регионах, следовательно, представляет собой логическую последовательность социальных установок, мотивов, что определяет цель, способ, форму и характер взаимодействия всех этнических сообществ. Это взаимодействие основано на взаимопонимании и доверии, обмене ценностями, знаниями, уважении культурных традиций горских народов [168, с. 92]. Педагогическое воздействие на развертывание таких отношений обеспечивается четкими социальными установками педагога.

Межэтнические и межконфессиональные конфликты, захлестнувшие нашу планету в конце XX века, отодвинули в тень ту народную мудрость, которая веками формировалась в человеческих взаимоотношениях. А ведь отношения между народами – крайне чувствительная сфера человеческих взаимосвязей в поликультурной среде. Урегулирование межэтнических конфликтов – прерогатива государственной власти, официальной дипломатии, однако народная (неформальная) дипломатия создает не менее благоприятные условия для действия официальных структур. Она призвана способствовать ослаблению межэтнической напряженности, разрушению «образа врага» и, как следствие, нейтрализации конфликта, то есть отказу сторон от силовых действий и продолжению политической борьбы исключительно мирными средствами. При этом не следует думать, что народная дипломатия является дополнительным подразделением официальной дипломатии и копирует ее методы работы. Поле деятельности «неформальных дипломатов» значительно шире, ибо их усилия должны быть направлены не только на оппонентов из противостоящего лагеря, но и, не в меньшей степени, на трансформацию общественного мнения своей стороны, всех слоев общества.

Переговоры на официальном уровне имеют, как правило, довольно конкретные цели и в конечном итоге их смысл сводится к прекращению широкомасштабного насилия, а на следующем этапе – к распределению власти и ресурсов. Поскольку к официальному переговорному процессу подключены в первую очередь высокие должностные лица – лидеры конфликтующих сторон, а также и представители влиятельнейших международных институтов – они имеют большие возможности для реализации своих договоренностей на всех уровнях власти. К переговорам на высшем уровне приковано внимание Масс Медиа, а достигнутые в их ходе соглашения, как правило, пользуются поддержкой мирового сообщества. Выполнение таких соглашений может быть подкреплено гарантиями авторитетных международных институтов, что, несомненно, делает результаты переговоров на высшем уровне весьма весомыми в политическом плане. Другим важным преимуществом официальных переговоров можно считать и то, что их главные действующие лица, как правило, обладают гораздо более полной и объективной информацией о ситуации в своих странах и регионе, о расстановке политических сил и т. д. Они могут видеть картину в целом, как бы сверху. Но это обстоятельство можно рассматривать и как минус, поскольку при этом они иногда не видят частности, т.е. не вполне адекватно представляют себе настроения и каждодневные проблемы простых людей, их тревоги и надежды. Это противоречие видный американский конфликтолог Дж.П. Ледерах называет ключевой дилеммой в процессе проектирования и имплементации мирного процесса.

Проблемы межэтнических отношений обсуждались на заседание общественного Совета Северокавказского федерального округа, которое прошло под председательством полпреда президента РФ в СКФО А. Хлопонина в столице РСО – Алании (26.03.2011). В рамках встречи «Гармонизация межэтнических отношений и укрепление общероссийской идентичности: опыт позитивных практик» обсуждались вопросы гражданской идентичности как залог эффективности функционирования любого государственного механизма и общества; поиск путей мирного сосуществования различных этносов и конфессий; стратегически важные направления деятельности общественных организаций. Он отметил, что накопленный положительный опыт нужно развивать и распространять. Говоря об утвержденной «Стратегии социально-экономического развития Северного Кавказа», А. Хлопонин подчеркнул, что ее эффективная реализация зависит от состояния общественно-политической обстановки в регионе. По его мнению, важно задействовать институты народной дипломатии, необходимо также использовать потенциал представителей религиозных конфессий и национально-культурных центров [204].

Как отметил председатель общественного движения «Наша Осетия» В. Лагкуев, только за счет объединения здоровых сил удалось активно противостоять сепаратизму и национализму, и за двадцать лет своего существования наша организация, куда входят 29 национально-культурных центров, продемонстрировала состоятельность избранного курса на достижение межнационального и межконфессионального согласия. Поддержку также получило предложение о создании аудиовизуальных материалов, использовании мультимедийных технологий, повествующих об истории, традициях, обычаях народов Кавказа, современной жизни. В определенной степени это будет способствовать изменению устоявшегося мнения о регионе, снижению так называемой «кавказофобии», которая, как с сожалением отметили участники заседания, существует и оказывает негативное влияние на предпринимаемые шаги по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Говоря об интернациональных воспитательных традициях этнопедагогики, нельзя не вспомнить о патриотизме. Родина для горца, как и для любого человека – святыня. Однако любовь кавказцев к родине нельзя назвать фанатичной. Это лишь в наши дни в средствах массовой информации и сводках МВД и ФСБ появились представители анонимной «кавказской национальности» и стали говорить о синдроме «кавказской воинственности». Испокон же веков любые чувства кавказских народов, в том числе патриотические, интернациональные, регулировались неписанными законами, разумом и стремлением к взаимопониманию.

Принципы добрососедства, терпимости, взаимной заинтересованности проявлялись в совместном художественном творчестве. Величайший памятник народного поэтического творчества «Нартский эпос» создавали и мусульмане, и христиане, представители и тюркоязычных, и адыгских народов. Он повествует о нартах – легендарных богатырях, боровшихся против зла и несправедливости. На их примерах народ воспитывал здоровое, стойкое, смелое поколение. В формирование этой жемчужины мировой культуры внесли свою лепту все, кто живет на Северном Кавказе. Народ издревле всем своим существом понимал, что искусство не знает границ, что искусство всегда интернационально, что мир в таком тесном дому, как Северный Кавказ, может быть утвержден только через культуру.

Интересно, что в нартском эпосе внутренних врагов народ изображал как людей, лишенных всяких человеческих достоинств и показывая свое полное превосходство над ними. Однако в отношении героев из других народов нет стремления умалить их достоинства, их наделяют мужеством, отвагой, благородством. Например, нарт Хамыц так восхитился достоинствами молодого охотника из племени Быценов, что решил породниться с ним. Здесь мы видим доброжелательное, братское отношение одного народа к другому, стремление к добрососедству и сотрудничеству в борьбе со злом. Поэтому пророчески звучат строки из древнего эпоса, что «настанет время, когда самые дальние народы станут друг для друга родными братьями и будут в беде помогать друг другу» [101].

Сегодня необходимо и важно усилить внимание к использованию исторических памятников в воспитании современной молодежи в духе мира и межнациональной толерантности, в формировании в ней черт гражданской зрелости. К прошлому следует подойти с современных позиций, что позволит с наибольшим коэффициентом использовать воспитательную силу фольклорных образцов – памятников народной педагогики.

Напряженность и конфликты возникают там, как отмечает В.А. Тишков, где неблагоприятная социально-экономическая обстановка соединяется с плохим политическим управлением и когда политики и безответственные общественные активисты используют этнический и религиозный факторы для достижения власти и собственного благополучия. Следовательно, совершенствование деятельности органов государства и институтов гражданского общества, народной дипломатии  является важным направлением формирования этноконфессиональной толерантности как фактора обеспечения мира и стабильности на Северном Кавказе [214].

Единство культурного пространства, общность исторических судеб, системы ценностей, и более того, единство традиционной соционормативной культуры – позволило бы кавказским народам использовать собственный потенциал института посредничества, при всем своем своеобразии, имеющее значительное сходство с общемировыми стандартами в разрешении конфликта в контексте демократических принципов. Территориальная и культурная близость, общая историческая сопричастность к истокам, приведшим к конфликтам на Кавказе, заинтересованность в мире, позволили бы Кавказским и Закавказским государствам быть поручителями и гарантами мира в нашем регионе. Народы Кавказа жизненно заинтересованы в мире, так как тлеющие конфликты в их регионе могут в любую минуту разгореться. А опыт показывает, что в таких случаях никому не удается оставаться в стороне. Степень успеха народной дипломатии зависит от интенсивности применения его методов, способности вовлечь в этот процесс как можно больше людей, а также от позиции государственно-политических структур.

На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1.    Современные конфликты, в которые непосредственно вовлечено, как правило, и гражданское население, трудно, а скорее невозможно, урегулировать в рамках традиционной дипломатии. Помимо руководителей высшего уровня, в мирный процесс должны быть вовлечены неформальные лидеры, т.е. лидеры среднего и низшего ранга.

2.    Неофициальная или народная дипломатия должна рассматриваться не в качестве альтернативы официальному переговорному процессу, а в качестве импульса к расширению мирного процесса, поиску альтернативных, нетрадиционных решений. В ходе контактов лидеров среднего и низшего уровня противостоящих сообществ, происходит важная работа, конечной целью которой являются глубинные перемены в общественном сознании, более высокий уровень анализа причин конфликта и видение новых возможностей и форм сосуществования Северокавказских регионов.

3.    Потенциал народной дипломатии может быть реализован только при условии координации деятельности в рамках официальной и неофициальной дипломатии и придания некоего статуса наиболее продвинутым лидерам среднего и низшего уровней, которые затем смогли бы мобилизовать внутренние ресурсы мира.

4.    Необходимо задействовать «кавказский фактор». Изучение и применение опыта горских народов, традиционных методов разрешения конфликтов и примирения, наряду с посредничеством авторитетнейших представителей интеллигенции других народов Кавказа смогло бы сыграть позитивную роль.

5.    Народная дипломатия сможет оказывать большее воздействие на процесс мирного урегулирования по мере демократизации и формирования гражданского общества. Следовательно, поддержка демократических институтов, особенно независимых масс-медиа, как и постоянное внимание к положению в области прав человека, будут в конечном итоге способствовать построению долгосрочного мира.