К.пед.н., доцент Филинова Н.В.

Филиал РГСУ в г. Клину, Россия

Синергетика и новая концепция образования

Существующая система образования основана на принципах классической науки, механистическом видении мира. Классическая механика выработала революционные на тот момент представления о материи, движении, пространстве, времени, причинности и т.д. Развитие механики привело к созданию такой картины мира, согласно которой вся Вселенная представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение которых подчиняется законам классической механики; последние носят универсальный характер. В таком мире каждое явление (или процесс) имеет свою причину, и само является причиной для других явлений (или процессов). Это предполагает предопределённость и предсказуемость всех происходящих в мире процессов, а если и существует какая-то случайность или невероятность, то, скорее всего, они происходят по причине неполноты знания.

Наука, опираясь на механистическую картину мира, в которой Вселенная рассматривается как механизм, состоящий из неизменных частей, взаимодействующих по неизменным, универсальным законам, делает вывод о том, что эти законы и есть истина, которую можно познать с помощью опыта, эксперимента. Отсюда вытекало, что знание – это сумма истин, которые необходимо механически запомнить, и это запоминание и было содержанием образования, и продолжает, к сожалению, быть. Экспериментальный способ освоения мира превратился в доминирующий и стал подразумеваться как наивысшее воплощение человеческого разума. Сложилась система: наука - образование - практика. Наука открывает вечные   и   неизменные   законы,   а   задача   образования   их транслировать. Процесс образования нацелен на развитие рационального, логико-вербального мышления, основной упор делается на логическое распределение и последовательность в предметах преподавания. «Проблема обучения заключается в составлении учебников, разделённых на логические части, расположенные в известной последовательности, и в преподнесение этих частей обучаемым таким же определённым и последовательным образом, что проявляется в жёсткой регламентации жизни учебных заведений, в догматизации преподаваемых знаний, в формальном вопросно-ответном методе обучения». [13]

Потребность в формировании новой концепции образования обусловлена значительными изменениями, которые произошли в представлениях о биосфере, строении Вселенной, способах человеческого познания, и другими достижениями современной науки. С конца XIX до середины XX в. сформировались идеи и принципы новой неклассической науки. В её рамках возникает понимание того обстоятельства, что содержание познания определяется не только объектом познания (природой вещей), но и способом постановки проблем - от исторического развития средств и методов научной деятельности. Неклассическая наука поместила наблюдателя внутрь системы, внутрь механизма, и благодаря этому «мировая машина» стала выглядеть по-разному, в зависимости от того, где находится наблюдатель. Неклассическая наука, расширив поле исследуемых объектов, открыла пути освоения сложных систем и процессов, подготовила переход к исследованию проблем, охватывающих обратимость, случайность, хаос и «стрелу времени». Во второй половине XX в. большинство фундаментальных наук перешло к изучению объектов совершенно нового типа - самоорганизующихся и саморазвивающихся   систем.   Результаты   их   исследования привели к радикальной трансформации прежних механистических представлений.

Нобелевский лауреат Илья Пригожин считает, что реальность вообще не контролируема в том смысле, как это понимала классическая наука. [10] На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро,1992) подчёркивалось, что «ученые не любят давать рекомендации, пока не соберут все доказательства, поскольку они принимают во внимание … возможный риск действий при неполной информации. Но неопределённость является особенностью жизни, и мы должны учиться действовать в условиях неопределённости… Лица, принимающие решения, не должны прятаться за спиной науки, ссылаться на необходимость достижения научнообоснованной определённости, прежде чем начинают действовать. Определённость науки невозможна, и поэтому лидеры должны принимать решения в условиях неопределённости - это то, чем они при этом могут быть полезны». [8]

Согласно современной научной картине мира Вселенная - это открытая сверхсложная система, которой присущи такие свойства, как неравновесность, необратимость, стохастичность, самоорганизация, взаимосвязанность, когерентность элементов. Действительность в таком мире больше не является некой неизменной данностью. Человеческое мышление не может «угнаться» за действительностью, она всегда богаче, чем её человеческое понимание. Сознание взаимодействует не только с событиями, но и с сознанием других людей, к тому же существуют события, о которых люди вовсе не думают. [12] Говоря  о  современном  мире,  К.Поппер  подчёркивал:  «мы живём в открытой Вселенной… она частично каузальна, частично вероятностна и частично открытая: она эмерджентна… В ней постоянно возникают новые вещи; не приведено ещё ни одного весомого основания, позволяющего усомниться в человеческой свободе и творчестве…» [15]

Стало очевидно, чтобы познать сегодняшний сложный, открытый, противоречивый, быстро меняющийся мир, нужны новые мировоззренческие концепции, которые могли бы послужить философскими основаниями для системы образования. Ведущее место среди таких концепций занимает, на наш взгляд, теория универсальных закономерностей эволюции и самоорганизации сложных систем любого типа, как природных, так и социальных - синергетика. Методологические принципы синергетики, на наш взгляд, приложимы к системе образования.

В.Г. Буданов говорит о введении синергетики в образовательный процесс сразу по трем направлениям:

1.     Синергетика для образования: интегративные курсы синергетики в средней и высшей школе.

2.     Синергетика в образовании: внедрение в частные дисциплины материалов, иллюстрирующих принципы синергетики.

3.       Синергетика образования: синергетичность самого
процесса образования и становления личности.

Синергетика перестраивает привычное человеческое мировоззрение, она открывает непривычные стороны мира: нестабильность, режимы гиперболического роста, нелинейность, открытость и т. д. [3] Казалось бы, самый простой способ проникновения синергетических принципов мировоззрения в систему образования - это введение её преподавания как предмета. Но при таком подходе неизбежно возникает вопрос - как преподавать синергетику саму по себе, ведь это будет противоречить её основополагающим установкам, прежде всего, междисциплинарности. Синергетика доказывает, что невозможно описать всё многообразие и сложность явлений и процессов, происходящих в мире, основываясь только на механистических представлениях. Современный сложный, плохо прогнозируемый мир требует для своего изучения новых подходов, в основу которых должны быть заложены целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость и др.

В рамках классической науки бытует мнение, что процесс быстрых темпов прироста населения планеты, увеличение потока информации происходят по экспоненте. Синергетическая концепция утверждает, что такие процессы лавинообразного роста происходят гораздо быстрее, чем по экспоненте, они происходят в «режиме с обострением, когда рассматриваемые величины хотя бы часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время». [2] Например, скорость роста населения пропорциональна не числу людей, а квадрату числа людей. Из этой модели вытекают два следствия. Во-первых, население планеты стремится к бесконечности по мере приближения к 2025 г. [7] Второе важное следствие - глобальное ускорение мирового развития. 1 миллион лет в палеолите оказался эквивалентным 40 годам, то есть, по сути, жизни одного поколения в наше время. И.М. Дьяконов отмечает сокращение длительности основных исторических фаз. «От появления Homo sapiens до конца I (первобытной) фазы прошло не менее 30 тыс. лет, II (первобытнообщинная) фаза длилась около 7 тыс. лет, III (ранняя древность) около 2 тыс. лет, IV (имперская древность) – около 1,5 тыс. лет, V (средневековье) -1000 лет, VI (абсолютистская постсредневековая) - 300 лет, VII (капиталистическая) - немногим более 100 лет, продолжительность VIII (посткапиталистической) фазы пока определить невозможно. Нанесённые на график, эти фазы укладываются в «режим с обострением», который предполагает переход к вертикальной линии, или, вернее, к точке так называемой сингулярности …Вертикальная линия на графике равносильна переходу в бесконечность». [4]

Современная стадия развития человеческой цивилизации характеризуется приближением всех мировых процессов к «моменту обострения». Это - ускорение истории, демографический рост, возрастающая нестабильность, огромное количество глобальных угроз, стоящих перед человечеством. В сегодняшнем мире у человека и человеческих систем затрудняется механизм адаптации к постоянно и быстро изменяющимся условиям. Возрастает опасность сверхвзрыва (демографического и/или социального), сверхкатастрофы. Известный футуролог Е.Дроф выразил суть этой новой ситуации так: «мы живём в мире, в котором возрастает вероятность маловероятных событий». [2]

С точки зрения синергетики образование это «сложный социальный организм, главные функции которого воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения». [11] Как сложная социальная структура, образование должно гибко приспосабливаться к быстро происходящим изменениям в социальной среде. Но в силу своей консервативности система образования очень слабо поддаётся любым изменениям, именно эта консервативность и закрытость перед любыми изменениями и есть основной недостаток современной системы образования. Она выпускает в «свет» личность не подготовленную к встрече с динамичным, открытым, непредсказуемым миром.

Система образования должна реагировать на изменения во внешней среде. Пока все изменения в образовательной системе происходят спонтанно: это разного рода реформы школы, новаторские педагогические практики отдельных выдающихся педагогов. Известно, что подавляющее большинство реформ в сфере образования не достигает своих целей, хотя и оказывают определённое влияние на систему. Как правило, они сводятся к административным и организационным мероприятиям и перестановкам, система же в целом остаётся неизменной. Более успешными были усилия педагогов – новаторов, создавших разные направления и типы школ, нестандартные подходы и методы в своей педагогической практике. Но и здесь возникают сложные проблемы. Как показывает анализ, многие из авторских направлений не являются новаторскими, в большинстве случаев они пытаются оптимизировать уже существующие методы преподавания. К тому же авторские методики зачастую невозможно применить в общепедагогической практике, на то они и авторские. Вне контекста яркой личности педагога - новатора его идеи чаще всего не работают.

В сложном, открытом современном мире человек постоянно сталкивается со сложными, многообразными задачами, которые требуют от каждого проявления творческой инициативы, индивидуального разнообразия; свободное развитие творческой индивидуальности является основным условием устойчивого развития человеческого общества. Именно это положение должно стать основополагающим фактором для системы образования, основанной на синергетической концепции. Ведь и сам объект системы образования - человеческая индивидуальность    -    есть    не    что    иное,    как    система синергетического уровня, с множеством измерений, сложными процессами самоорганизации и т.д.

Макс Шелер, раскрывая сущность образования, отмечал, что «если посмотреть на образование как на нечто идеальное, завершённое, то оно выступит в первую очередь как индивидуально-самобытная форма, образ, ритмика, в границах которых и соразмерно которым происходит вся свободная духовная деятельность человека… Образование - это отчеканенная форма, образ совокупного человеческого бытия… в ней все сущности - идеи и все сущности - ценности вещей обнаруживаются в упорядоченной композиции, все, которые реализованы в одном, великом, абсолютном, реальном универсуме… Такой универсум, сосредотачивающий себя в одном индивидуальном человеческом существе, и есть мир образования». [14] По мнению М.Хайдеггера, «сущность образования не может быть сведена к усвоению суммы знаний об отдельном наличествующем сущем, а наука сама по себе не есть изначальное свершение истины… Действенность подлинного образования заключается в том, что оно переводит человека из обыденного пространства наличных предметов в совершенно иное пространство, в котором просветляется мир, а сущее в целом вступает в несокрытость своего бытия». [9]

Современная технократическая система образования рассматривает обучаемого в качестве строго регламентируемого, программируемого и манипулируемого объекта. Путь подлинного образования - это тот путь, где личность учащегося открыта различным пространствам смысла и целей жизнедеятельности, где личность сама создаёт себе эти цели и сама добивается их решения.

На II Международном Конгрессе ЮНЕСКО (Москва,1996г.) была      выдвинута      совместная      программа      «Открытая образовательная система для XXI века», в реализации которой России отводится важная роль. Что же такое «открытая образовательная система» и чем она отличается от закрытых образовательных систем, в чём её преимущества? Согласно классической науке физические системы представлялись закрытыми, т.е. ограниченными началом и концом, прошлым и будущим. Основное качество таких систем - равновесность и порядок. Случайность, хаос - абсолютно деструктивны; неравновесность, неустойчивость возможны, но обязательно должны быть преодолены. Поступательное, безальтернативное развитие, жёсткий детерминизм, причинные цепи имеют линейный характер и развиваются по экспоненте. Теория и практика современного образования целиком исходят из этих представлений. Современная научная картина мира исходит из открытости Мира, и, следовательно, открытости системы образования. С синергетической точки зрения, человек предстает как открытая, сложная, самоорганизующаяся система. Его открытость идёт от открытости мира, и сам человек выступает в качестве миропроявления. Уже генетический код есть проявление субъективного, идеального начала в человеке, ещё до того, как он стал субъектом познавательного процесса. Согласно синергетической стратегии развития образования «человек не обладает односторонней зависимостью от общества, а непосредственно представляет миропроявление, которое выступает не как единовременный акт, а как общественный механизм процесса становления человека». [5] Традиционная система образования, построенная на жёсткой дифференциации способов постижения мира, отраслей научного знания, однобоко развивает ту или иную стратегию мышления, чем всё дальше уводит образование от реализации познавательного предназначения человека. Задача системы образования в этих условиях совершить прорыв, преодолеть   стереотипы   индивидуального   и   общественного сознания, сменить ценностно-мотивационную парадигму. Именно такая смена должна стать стержневой идеей новой образовательной концепции как основное условие выживания человека. Но это очень сложная задача. Основная сложность такой задачи в том, что человечество веками, почти на протяжении всей своей «цивилизованной» истории относилось к природе как к неисчерпаемой кладовой, к тому же наиболее сильные и развитые государства привыкли решать свои задачи за счёт других стран. При новом, синергетическом подходе рамки образования расширяются, наполняются нравственным содержанием; образование становится бесконечным процессом постижения человеком себя и окружающего мира. При этом очень важно не превратить синергетику в новую идеологию, во всеобщий универсальный метод познания бытия. Образование - это процесс по самой своей сути глубоко индивидуальный, он не поддаётся алгоритмизации, стандартизации. Это диалог индивида и всей мощи культуры, всей цивилизации. Это, в первую очередь, духовное освоение, осмысление, приобщение отдельно взятого индивида к пласту всей человеческой культуры, осознание того, что он и есть часть этой культуры, и она есть часть его самого. Другими словами, образование есть духовно-нравственный процесс.

Образование - открытая, эволюционирующая система, свободная от жёстких форм и правил. Человек, как объект образования, - сложная открытая система, которой присущи такие фундаментальные синергетические признаки, как постоянный обмен веществом, энергией и информацией. «Образование - это постоянное воспроизводство, самопорождение человеком самого себя как человека». [6] С точки зрения синергетики можно даже сказать, что субъект и объект в образовании тождественны. В процессе образования личность строит саму себя изнутри, перерабатывая поступающую информацию.

В основу системы образования должен быть положен принцип единства человека и мира, который связал бы в единое целое физические, теоретико-познавательные, мировоззренческие, аксиологические проблемы в контексте глобального эволюционизма. Если исходить из такого принципа единства, Вселенная больше не является неким механизмом, состоящим из множества отдельных механизмов, а предстаёт гармоническим, единым, неделимым целым, включающим в себя и наблюдателя (человека). Человек, как неотъемлемая часть такой сложной, саморазвивающейся системы, не может насильственно её переделывать, не нанося при этом катастрофических последствий. Поэтому задача системы образования в XXI в. - преодолеть отчуждение субъекта от окружающего мира и окружающего мира от субъекта, сформировать целостную личность, преодолеть разорванность и атомизм человеческого сознания, дать возможность человеку ощутить себя микрокосмосом, тогда он сможет воспроизводить в себе и «пропускать» через себя макрокосмос. Новая система образования должна увести человека от современной технократической, сциентистской педагогики.

Сегодняшняя система образования формирует, холит и культивирует калькулирующее и рассчитывающее мышление, сковывает творческий потенциал человека. В ней преобладают методы насильственного насаждения, механического запоминания различных формул, после чего у учащегося формируется фрагментарное, схематичное видение мира. Хайдеггер называет его «мерцающим». Человек - «продукт» такой системы - выходя в мир, теряет свою укоренённость в структуре бытия; его бездомность и безопорность компенсируются техническим оборудованием, покорением Земли. Таким путем человек пытается убежать от своей собственной сущности.

Справиться с глобальными вызовами XXI века человечество сможет лишь тогда, когда поймёт, в чём кроются истоки этих кризисов, найдёт причины, породившие их.

Литература:

1.     Белавин  В.А.,  Князева  Е.Н.,  Курдюмов  С.П.  Модели синергетики и развитие человечества // Синергетика и образование.Отв. ред. В.С Егоров. - М., 1997.

2.     Белавин В.А., Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Модели синергетики и развитие человечества // Синергетика и образование/Отв. ред. В.С. Егоров. - М., 1997.

3.     Буданов В.Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании //Московский синергетический форум: Тезисы – М., 1996.

4.     Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. - М.,1994.

5.     Егоров В.С. К понятию открытости образования // Синергетика и образование/ Отв. ред. В.С. Егоров. - М., 1997.

6.     Жовтун   Д.Т.   Синергетические   интенции   в   современной философии образования // Синергетика и образование. Отв. ред. В.С. Егоров - М., 1997.

7.     Капица С.П. Феноменологическая теория роста населения Земли //Успехи физических наук. 1996. Том 166. №1.

8.     Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г. Информационный обзор). - Новосибирск, Изд-во СО РАН, 1992.

9.     Кошелева В.Л., М.Хайдеггер. Феноменологическое осмысление современной культурной проблемы образования//Философия образования для XXI в.-М., 1992.

10. Пригожин И. Философия нестабильности//Вопросы философии.1991. №2.

11. Розин  В.М.  Образование  как  синергетическая  система.  //Синергетика и образование. Отв. ред. В.С. Егоров - М., 1997.

12. Стёпин В.С., Кузнецов Л.Ф. Современная научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

13. Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.

14. Шелер М. Формы знания и образования//Избранные произведения. - М.,1994.

15. Popper K. The open Universe. An Argument for Indeterminism.
Totova - NY, 1982.