К.ф.н. Фалеев А.Н.

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Россия

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В современных условиях одной из ведущих тенденций развития системы образования является коренная на всех уровнях гуманитаризация содержания образования. Нельзя не отметить, что необходимость радикальной гуманитаризации содержания образования была осознана многими специалистами уже давно. Во всяком случае, об этом в специальной литературе  говорилось обоснованно и определенно еще  во второй половине прошлого века. Так, например, достаточно распространенной и довольно типичной была, подчеркивающая необходимость гуманитаризации всего содержания образования, точка зрения, в которой под гуманитаризацией понималось улучшение всей постановки преподавания гуманитарных дисциплин, развитие диалектико-логического мышления и эстетической культуры.

      Сегодня на уровне концептуальном эту позицию следует уточнить, поскольку гуманитаризацию образования нельзя сводить лишь к развитию диалектико-логического мышления и эстетической культуры. Она должна пониматься более широко, а именно, как развитие гуманитарной культуры личности специалиста, в целом. И, по-видимому, задачу гуманитаризации едва ли удастся решить   без увеличения учебных часов на изучение гуманитарных дисциплин, скорее всего, эта концепция предполагает общую решительную структурную перестройку всего содержания образования.

      Главное сегодня видится в том, что до сих пор не существует конкретной  программы, касающейся гуманитаризации образования, которая, естественно, в полной мере должна учитывать мировой опыт развития системы образования.  А он, между прочим, недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что гуманитарные по содержанию учебные дисциплины на уровне высшей школы, выполняющей функцию воспроизводства интеллигенции, занимают по сравнению с нами значительно большее место.

       Разработка конкретной программы гуманитаризации содержания образования, как на уровне средней, так и высшей школы, требует специальной и большой работы. При этом  любой из возможных вариантов такой программы включает в себя рассмотрение вопроса о месте и роли этических знаний в гуманитарной подготовке специалиста. Действенная гуманитаризация образования невозможна без решительного обращения к этическому содержанию всех без исключения гуманитарных предметов (социологии, психологии, культурологи, педагогики и др.), без конкретного наполнения образования этическими знаниями. В данном случае, этика, естественно, должна пониматься не как система правил и норм, регулирующих поведение людей между собой, что присуще современному обыденному сознанию, а выступать в своей истинной роли  философской науки, исследующей духовно-нравственный мир человека и общества.

        Важность  именно такого понимания гуманитаризации образования  четко просматривается  на примере преподавания такой вузовской дисциплины, как философия. Долгое время учебный курс последней оставался по своему содержанию дегуманизированным в силу того, что в нем доминировала, прежде всего,  гносеологическая проблематика. Вопросы антропологии и аксиологии при этом были представлены крайне узко и слабо.  В конечном счете, из виду упускалась сама сущность этой дисциплины, поскольку любая философия имеет нравственный характер, и, когда она перестает быть моральной, она перестает быть философией, помогающей в формировании личностных убеждений и жизненной позиции.  

        Такое видение проблемы предполагает, что положение - этика как неотъемлемая часть философии, служащая ее «софийным ядром» - имеет силу не только по отношению к философии, но и к любому другому предмету гуманитарного цикла. Именно поэтому в современных условиях задача гуманитарнзации образования встает главным образом как задача насыщения и обогащения учебных дисциплин  духовно-нравственной проблематикой, ценностным содержанием, причем это невозможно сделать без обращения к этике.

В современных условиях вопрос преподавания этики как обязательной учебной дисциплины определяется уровнем общей культуры общества, которая на сегодня характеризуется невостребованностью по отношению к этике. Необходимо отметить, что растущий интерес к духовности общественным настроением адресуется, главным образом, к религии, увлечение которой нередко приобретает характер своего рода поветрия, сопровождающегося пренебрежением и игнорированием философских, аналитических подходов к вопросам нравственности. В такой ситуации,  именно система образования  призвана формировать в общественном сознания потребность в рационально - теоретическом  осмыслении вопросов духовно – нравственной жизни. Такую работу на уровне  вуза невозможно эффективно вести, не вводя  специального курса этики.

Следовательно, одним из важнейших направлений гуманитаризации образования является обогащение его содержания этическими знаниями, что предполагает, во-первых, преподавание специального курса этики, а, во-вторых, широкое включение в содержание всех без исключения учебных дисциплин этических знаний.

Было бы серьезной ошибкой полагать, что посредством имеющихся учебных программ по этике, благодаря их механическому включению в учебные планы вузов будут достигнуты желаемые результаты. «Вечные» не только российской, но и зарубежной этики болезни «в лице» абстрактного теоретизирования и плоского морализаторства и по сию пору остаются не преодоленными.  В то же время бесперспективно ждать, когда этика будет теоретически готова к тому, чтобы предстать в виде целостного, завершенного, логически отработанного учебного предмета. Всегда теоретическая работа и поиски по совершенствованию учебного курса оказываются неразрывно связанными – в этом отличительная черта всех гуманитарных дисциплин. В этой области знания преподавание есть самый краткий путь к практике. 

И, заключая, следует сказать со всей определенностью, что в нынешних условиях ценным вкладом этики в гуманитаризацию образования может стать такое направление работы, которое способствует повышению гуманитарной культуры профессионального труда во всех областях и специальных сферах деятельности с помощью и посредством этического просвещения.