Старший преподаватель Мендешева Р.А.

Казахский Национальный Педагогический университет имени Абая, Казахстан

Развитие гуманистических качеств человека - программа позитивного воспитания

    Настоящий  мир нуждается в человеке, наделенном подлинной внутренней свободой, достоинством и личной ответственностью. Масштабы и динамика социальных процессов мира предельно актуализируют задачи раскрытия творческого потенциала каждого человека.  Однако, как отмечают многие исследователи, сегодня происходит отчуждение морали и культуры от жизни человека. Возвращение человеку человечности, осознание самоценности человеческой жизни, ориентация на  возрождение духовности - эти задачи диктуют сегодня стратегию воспитания. Гуманистическое воспитание рассматривается как важнейшая функция любого общества и необходимое условие социализации личности. Н.Е. Щуркова определяет воспитание как питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры [1]. Современная педагогика видит свою главную задачу в воспитании гуманности, а педагоги акцентируют внимание на важности формирования гуманной - нравственной личности (М. Балтабаев, Н.В. Ивлева, Э.А. Урунбасарова,  А.К. Дюсупова, А.П. Сейтешев), гуманизации образования (А.А. Бейсенбаева, Ж.А. Караев, Ж.У. Кобдикова, С.Э. Курманбаев), обеспечение гуманизации отношений привитием гуманистической культуры личности подрастающего поколения (А.Т. Дуйсебек,  С.М. Бахишева). Работы  последних лет посвящены  выявлению той характеристики взаимосвязанных компонентов, которая позволяет говорить о гуманно- воспитанной личности. У одних это «гуманитарная культура» как «гармония культуры знания, культуры поведенческого действия, культуры чувств, общения», у других - это «гуманность - «обусловленная нравственными нормами и ценностями, система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования… реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [2]. Авторы едины во мнении, что все аспекты гуманизма взаимосвязаны и взаимообусловлены, что они не в состоянии существовать изолированно друг от друга, так как это разрушает целостность структуры понятия и выделяют признаки, присущие гуманному школьнику: признание гуманизма, видение гуманизма в любой проблеме, измерение всех явлений мерой гуманизма, включая природу, общество, человека, наличие у личности позитивной программы, включающей основные гуманистические качества человека: добродетели (вера, мудрость, честность, бесстрашие, терпение), благодеяние (действия, обусловленные заботой и направленные на благо других людей: сопереживание, сорадование, миротворчество, этика ненасилия, великодушие) [3]. В настоящее время педагоги рассматривают личностно-ориентированные методы гуманистической системы воспитания, их интересует процесс преобразования сложившихся у учащегося комплекса знаний о гуманизме и гуманных чувств в области практических гуманных отношений, а также воплощения его в повседневную деятельность учащегося.

       С развитием и внедрением  гуманистического мировоззрения в общество,  происходит и осознание ее необходимости молодым поколением. Т.С. Садыков,  К.К. Жампеисова,  Н.Д. Хмель,   А. Абишев,  С. Калиева,  Н.Н. Хан, Р. Мухитова, А.А. Бейсенбаева, Ж.И. Намазбаева, Г.И. Калиева в проекте «Концепция высшего педагогического образования Республики Казахстан»  считают, что будущее современной цивилизации все больше определяется Человеком, готовым решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека, когда общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать  в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую действительность. Ведущий фактор в реализации этой глобальной задачи - система образования, главным действующим лицом в которой является учитель, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности. Качественное образование на современном жизненном этапе предполагает переориентацию вузов на подготовку самостоятельно мыслящих учителей,  способных к решению целей гуманистического воспитания учащихся, развитию гуманистических качеств, то есть  воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма и гражданственности. Понимание гуманизма как процесса воспитания человеческого в человеке предполагает целостное развитие личности в единстве интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер, а также сферы саморегуляции в различных видах деятельности. Такое гармоничное (сбалансированное) развитие человека обеспечивает его свободу и разносторонность, социальную активность и образ жизнедеятельности, счастье и самочувствие среди людей.

    Художественное творчество как универсальная развивающая деятельность выступает в качестве значимого фактора гуманизации учебно-воспитательного процесса школы. Творческо-эстетическая линия в содержании гуманистического воспитания призвана осуществлять духовное развитие личности через искусство, непосредственную творческую деятельность в нем. При использовании в процессе обучения художественных образов изобразительного искусства, источником которых выступают субъективные образы объективного мира, обеспечивается осознанность и эмоциональная окрашенность познавательной деятельности учащихся.  Целенаправленное развитие художественных способностей имеет следствием более полное общее развитие личности. Работы педагогов (В.В. Воронов, Ю.Б. Бореев, В.В. Бычков и др.), посвященные рассмотрению различных теоретических и практических проблем эстетического воспитания, эстетического опыта и эстетической культуры определяют задачи и содержание эстетического воспитания учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с гуманно-нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр. С точки зрения современных исследователей эстетика - это особая форма бытия-сознания; некое специфическое ду­ховное поле, в котором человек обретает одну из высших форм бытия, ощущение и переживание полной и всецелой причастности к бытию, где  существенной частью духовного поля является искусство как деятельность и результат деятельности сознания, относящегося к сфере эстетики; один из главных конкретных результатов эстетического опыта [4]. В казахской педагогике впервые задачи эстетического воспитания в комплексном плане были определены С. Кожахметовым в работе «Педагогика мәселері» (1940 г.), где он вычленяет четыре основные задачи эстетического воспитания   (на базе школьного образования): - развитие у обучающихся чувства прекрасного и творческих  спообностей; развитие  не только чувствительных, но и мыслительных способностей с целью постижения сущности прекрасного и формирования  умений  использовать эти знания по назначению; получение обязательного художественного образования учащимися; внедрение в школьное образование научной основы, стремление сделать пребывание обучающихся в школе прекрасным [5]. Большое значение формированию эстетической культуры человека и  воспитанию через искусство учащихся придают М.Х. Балтабаев, Б. Болатбаев и др., выделяя роль гуманистического искусства, как наиболее действенным средством  «в очеловечивании человека»,  в котором «в синкретическом виде содержится и проявляется как творчество, нравственный, гуманистический, эстетический и познавательный смысл бытия социума» [6], где не последнюю роль играет традиционно-национальное искусство.

     Анализ педагогическо-искусствоведческих работ дает возможность сделать вывод, что исходной идеей преобразования школы на рубеже XXI века является гуманизм, то есть признание человека как высшей ценности. Внедрение гуманистических начал в педагогический процесс предлагает рассмотрение человеческой истории, человеческой культуры как развитие цивилизации. В нашем понимании гуманизация - это «очеловечивание» всего процесса обучения и воспитания, формирование в растущем человеке чувства собственного достоинства, самоуважения, а также альтруизма, превращение его в равноправный субъект обучения, воспитание в нём творца, который творит себя и созидает мир. Отношение к ребёнку и к природе человека - корень любой воспитательной концепции. Любовь к ребёнку, к человеку - вот основа гуманистической педагогики.

Литература:

1.     Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под

     ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - С. 8.

2.     Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –

     М, 1990. -с. 21.

3.     Кабуш В.Т. Система гуманистического воспитания школьников. – Мн.: Полымя, 2000.- 208 с.

4.     Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие.– М.: Роспедагенство, 2002. – 192 с.

5.     С. Кожахметов. Педагогика мәселері. Алматы, 1940.- 49 с.

6.     Балтабаев М.Х. Современная художественная культура Казахстана. –

      Алматы. 1998. с. 156.