Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

 

К.п.н. Хворостов Д.А.

Орловский государственный университет, Россия

Взаимосвязь традиционных методов обучения и современных компьютерных технологий в подготовке студентов художественно-графических факультетов

 

Методика подготовки специалистов на художественно-графических факультетах высших учебных заведений богата устоявшимися традициями. Рисунок и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, черчение и начертательная геометрия, история искусств и культуры, все эти, обязательные для студентов дисциплины, имеют проверенные временем, отточенные методики обучения и подготовки специалистов. Лист бумаги и карандаш, мягкий материал, уголь, тушь, сангина, резец по линолеуму и офортная игла  – неизменные спутники студента - графика.  Холст, кисть, масляные и гуашевые краски, мастихин это родные инструменты живописца. Резцы по дереву, чеканы по металлу, гончарный круг и барабан для коклюшек это то, без чего не обходятся студенты – «прикладники». Циркуль и линейка, рейсшина и рейсфедер, всегда со студентами на занятиях черчением и начертательной геометрией. Все это испытанные временем и верные инструменты будущих художников и дизайнеров.

Но инструменты не остаются замкнутыми в своих технологических рамках, они переходят из одной сферы творческой деятельности студента в другую. Инструмент «Карандаш» необходим на любых занятиях. «Кисть» применяется и на живописи и в черчении – архитектурные отмывки, на занятиях графикой и ДПИ – наброски и эскизы тушью и акварелью. Без циркуля и линейки не обойтись на черчении и при освоении декоративно-прикладного искусства.   

 То же самое происходит и с методиками обучения. Понятия «Тень», «Блик», «Рефлекс» изучаются и применяются и на рисунке и на живописи и в черчении (технический рисунок) и на занятиях декоративно-прикладным искусством. Толщина линии, столь значимая в черчении, очень существенна и в рисунке и в живописи. Линейная перспектива изучается на занятиях черчением, рисунком, живописью, декоративно-прикладным искусством (маркетри, роспись и др.). И все эти знания, и навыки дополнительно закрепляются и приобретают теоретическую базу на занятиях историей искусств, при рассмотрении произведений мастеров прошлого.

Таким образом, мы видим устойчивую, отработанную межпредметную взаимосвязь обучающих методик, по различным дисциплинам, поддержанную рабочими функциями инструментов и материалов, которые входят в систему технических средств обучения.  

Казалось бы, все в методическом мире изучения дисциплин художественно-графического цикла устоялось, обрело многолетнюю практику. Но не так давно родилось новое явление – компьютер, который сразу вошел в нашу жизнь.  А закрепившись в повседневной жизни компьютер начал, проявлять себя и в обучающем процессе. Вначале робко - печатные редакторы и программы просмотра фотографий, затем все активнее – программы редактирования изображений, двух и трехмерные графические редакторы. На данный момент компьютер прочно вошел в учебную жизнь факультетов и ВУЗов. И, как нам кажется, возникла необходимость определить его место в системе методов и технических средств обучения.

После проведенных исследований мы установили, что в настоящее время существует две крайности:

1. Полное отрицание компьютера как рабочего инструмента студента художественно-графического факультета – Только работа руками! Только кисть и карандаш! Компьютер - это очень просто и примитивно, нажал кнопку и все готово!

2. Полная подмена компьютером всех прошлых инструментов и материалов при изучении ряда дисциплин, например «Проектирование интерьера», «Проектирование дизайна среды» и т.п.

И то, и другое неверно и отчасти опасно. Нельзя в современном мире отрицать компьютер и запрещать студентам на нем работать. Если не привить навыки работы с профессиональными программами, то студенты выйдут из стен ВУЗа совершенно не подготовленными к реальным требованиям своих работодателей и окажутся невостребованными как специалисты. Они станут безработными сразу по окончанию своего факультета. Сейчас при приёме на работу в любую дизайн-студию, архитектурное или рекламное бюро требуются знания минимум одной, а то и нескольких профессиональных компьютерных программ. Самые востребованные из них, двухмерные Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и  Corel Draw, трехмерные ArchiCAD, AutoCAD и 3Ds Max. Это основной пакет программ требуемых практически везде при приеме на работу.

Есть и другая крайность - если полностью перейти на изучение только компьютерных программ, то студент останется без крайне необходимых в дальнейшей работе навыков выполнения набросков и эскизов. Он не сможет понять секрета образования рефлекса и блика на поверхности. Ведь понять движение света и тени можно только на пленэре, а разобраться с линейной перспективой помогают ночи, проведенные над листами ватмана с карандашом и линейкой в руках. Но понять и разобраться в этих нюансах он не сможет и за него все однозначно сделает умная программа с помощью умной машины. И не всегда, в дальнейшей своей профессиональной работе, бывший студент, при встрече с заказчиком будет иметь возможность воспользоваться компьютером или ноутбуком. Часто все решает вовремя сделанный карандашный набросок, иллюстрирующий его дизайнерскую мысль или пожелание заказчика. В этом случае без навыков работы «от руки» не обойтись. Кстати, очень часто в объявлениях при приеме на работу, кроме перечисления необходимых для претендента компьютерных программ, стоит эта фраза: и умение работать «от руки». Если не привить студенту данное умение, то он станет только обслуживающим персоналом компьютера, не способным понять сути художественных процессов и построений.

Таким образом, нам видится, что решение назревающей проблемы в разработке методов использования компьютерных технологий в органичном сочетании с традиционными инструментами художников и дизайнеров, и включении этих методов, как дополнения, в уже существующие методики обучения студентов на художественно-графических факультетах.

Компьютер должен дополнять навыки работы карандашом, кистью и рейсфедером. С помощью компьютерных программ преподаватель имеет возможность наглядно и доступно объяснить многие непонятные моменты, возникающие в ходе изучения дисциплин. Например, проиллюстрировать, как рождается рефлекс на поверхностях вращения, на шаре, на вазе. Эффектно и мгновенно стилизовать реалистичное фотоизображение в графику или плакат. В ходе изучения начертательной геометрии, показать со всех сторон, как взаимно пересекаются геометрические тела, оказав тем самым помощь пространственному мышлению студена. Подобных примеров можно привести множество. После таких наглядных пояснений учебная работа у студентов пойдет намного плодотворнее. Это уже проверено на практике.

Проведенные наблюдения показали, что студенты, хорошо владеющие рисунком и живописью, а так же разбирающиеся в черчении, намного быстрее начинают осмысленно работать в очень сложной программе 3Ds Max. Им заметно проще освоиться в механизмах построения трехмерной объёмной графики и понять принципы создания реалистичного освещения в создаваемых проектах. Изучив принципы стилизации на занятиях декоративно-прикладным искусством, и поработав акварелью и карандашом, студенты уверенно осваивают стилизующие фильтры и эффекты в Adobe Photoshop, заранее предвидя конечный результат своей творческой работы.

Таким образом, взаимно дополняя друг друга, проверенные традиционные и новые экспериментальные методы обучения смогут совместно, не конфликтуя решать задачу подготовки профессионального специалиста в стенах художественно-графического факультета.

 

Литература

1.     Хворостов Д. А. Интерьер в картинах русских художников. //Историко-культурное наследие. Российское научное издание. №3. Орел. 2010.

2.      Хворостов Д. А. Эстетическое воспитание студентов отделения «Искусство Интерьера». //Ученые записки Орловского государственного университета. №1. 2010.

3.      Хворостов Д. А., Краснова. Я. Н. Проектирование интерьеров. Использование программы 3D Studio Max на занятиях со студентами отделения Искусство Интерьера. Учебно-Методическое пособие. Орел. 2010, 77 с., с ил.

4.      Хворостов Д. А. Интерьер в истории русского изобразительного искусства и современные компьютерные технологии. Вестник Орловского государственного университета. № 1, 2011.

5.      Хворостов Д. А. Компьютерная двумерная графика как инструмент подготовки профессиональных кадров на художественно-графическом факультете. Вестник Орловского государственного университета. № 3, 2011.

6.      Хворостов Д. А. О профессиональной подготовке художника –          проектанта. Компьютер и работа «от руки». Вестник Орловского государственного университета. № 4, 2011.

7.      Хворостов Д. А. Компьютерные средства обучения студентов художественно-графического факультета. Вестник Орловского       государственного университета. № 5, 2011.

8.      Хворостов Д. А. Компьютер как новое средство обучения студентов художественно-графического факультета. Международная конференция «Перспективные разработки науки и техники». Педагогические науки, современные методы преподавания. Перемышль, Польша. Ноябрь 2011.

9.      Хворостов Д. А. Проектные работы в наследии архитекторов Захарова и Барановского. Ученые записки Орловского государственного университета. Научный журнал. №6. 2011.