К.п.н. Ворновская Н. И.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия, Калининград

Учёт индивидуальных психологических особенностей младших школьников при формировании графического навыка (письма).

 

Первые штрихи и каракули появляются у малышей в возрасте 1- 2 лет, к концу второго года жизни некоторые уже способны повторить изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. К 3 годам у детей формируется графический символизм, когда происходит переход от каракулей к изображению форм. В 4-5 лет ребёнок раскрашивает простые формы, копирует печатные буквы, крест, квадрат, рисует «просто» домик, человека из 2-3 частей. В 5-6 лет пишет буквы и цифры, воспроизводит геометрические фигуры,  треугольник, звезду[1]. Связь «рука-глаз» становится зрелой  к 6-8 годам.

С поступлением ребёнка в школу графическая деятельность (обучение первоначальному письму) становится предметом специально организованного обучения, и относится «к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности»[2]. Необходимая при обучении графическому навыку ассоциация зрительных и слухо-речедвигательных представлений с кинестетическим образом букв обеспечивается сложными межанализаторными взаимоотношениями.       Графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям. На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. Среди учащихся 5-х классов таких детей 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Тем более, как показывают исследования специалистов (М.М. Безруких, В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман), мальчикам «неинтересно изо дня в день делать одно и то же, такая работа не отвечает особенностям организации их мозга и психики. Именно поэтому мужчины, например, испытывают большие трудности при работе на конвейере»[3].   

Помимо гендерного фактора, современные психологические исследования подтверждают связь между типами латеральности, наличием феномена зеркальных движений, стратегиями выполнения заданий и преобладающим количеством ошибок в графической деятельности. Одним из проявлений трудностей зрительного восприятия является феномен зеркальных движений, который обнаруживается в графической деятельности: реверсии формы, нарушении порядка элементов и направленности письма. ФЗД может быть в дошкольном возрасте у всех типов, но в младшем школьном возрасте у правшей исчезает без специальной корректировки, а у левшей и амбидекстров сохраняется и нуждается в коррекции.

Низкий уровень развития зрительно-моторной координации (ЗМК) у младших школьников-правшей повышается, а у левшей и амбидекстров чаще наблюдается незначительный рост. Также больше ошибок у левшей и амбидекстров на константность восприятия, на выделение фигурно-фоновых отношений, что может проявляться в  макро- или микрографии, пропуске деталей букв, персеверации элементов букв, несоразмерности их элементов, в выборе начала и направлении письма, смешении сходных по пространственному расположению элементов и кинетическому рисунку букв.  Итак, графические ошибки проявляются чаще у левшей и детей-амбидекстров, причём у последних ошибок больше, чем у детей других групп»[4].   

Поэтому необходимо подвести учащихся к осознанности своих действий, учить видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее “клеточку” и располагать в ней букву. Поскольку графическому начертанию буквы предшествует звуковой анализ, обязательно чёткое проговаривание своих действий при написании буквы. С этой целью будет полезно использовать алгоритм  «письма с открытыми правилами». Под словом «открытые» В.А. Илюхина подразумевает открытие детьми, принятие ими, осознание правил написания букв, их соединений; и как можно более полное открытие, детальное вычленение элементов букв с опорой в ряде моментов на математический расчёт, доступный детям, определение главных из них, входящих в большинство буквенных знаков. Развитию зрительного восприятия букв и составляющих их элементов способствует тактильное запоминание буквы (методика Н.А. Федосовой) или воспроизведение траектории написания письменной буквы путем движений рук, пальцев в воздухе, или ее прохождение (методика З.Д. Гольдина и В.Ф. Базарнова). Наконец, необходимо отметить  специальную методику и разработанные прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей (М.М.Безруких). При этом следует помнить, что ни от какого ребёнка (даже если у него всё получается) нельзя требовать писать быстрее, так как сам акт письма – это сложный процесс  и по структуре формирования, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Список литературы

1. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.

2. Корашвили Н. Ш. Обучение леворуких детей: индивидуальный подход и коррекция // Инновации в образовании. М., 2006. № 3. С. 170-176.

3. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М., Воронеж, 2010.

4. Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательного процесса. Экспериментально-психологические исследования. М., 1974.