Педагогические  науки / 5.Современные методы преподавания

 

Муртазина С.А.

Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия

Организация проектного метода обучения дисциплины «История искусств» у бакалавров дизайна

 

Проблема развития самостоятельности и творчества, активизации познавательной деятельности обучающихся является одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к профессиональной деятельности и общению предполагает создание дидактических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

В условиях профессионально-ориентированного подхода приоритетными задачами любой дисциплины становятся: обеспечение реального вклада каждого учебного предмета в методологическую, теоретическую, технологическую подготовку бакалавра к дальнейшему образованию и профессиональной деятельности; целостное и направленное формирование потребностей и умений использования его научного содержания, обеспечение мотивации к изучению всех дисциплин; развитие интегрального мышления, интеллекта на основе целостного под­хода к обучению.

Основываясь на многолетний опыт работы Т.С.Паниной [1] в системе профессионального образования мы можем отметить, что обучение станет более эффективным и достигнет желаемых результатов, если:

·  студенты открыты для обучения и активно включаются в сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

·  получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

·  могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;

·  могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, не получая при этом негативной оценки.

Практически все эти требования соблюдаются, если используется активный режим обучения, одним из составляющих которого является метод проектов, основанный на диалоге и сотрудничестве всех субъектов обучения.

Цель обучения «Истории искусств» на основе метода проектов заключается в развитии познавательных навыков бакалавров, умении самостоятельно систематизировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического мышления. Метод проектов ориентирован исключительно на самостоятельную деятельность, выполняемую в течение определенного отрезка времени. Самостоятельное изучение искусства и культуры предусматривает посещение галерей, выставок, изучение искусствоведческой литературы, овладение поисковыми и аналитическими методами, навыками исследовательской работы, участие в конкурсах и конференциях. Проектная организация самостоятельной работы студентов-дизайнеров позволяет им в большей степени интересно и многопланово проявить свои личностные качества, знания по дисциплине, достичь значимых для них определенных успехов.

Для реализации метода проектов нами составлены определенные требования к его использованию.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения: исследование исторических и территориальных особенностей культуры, предпосылок развития художественных стилей в искусстве и дизайне.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов: доклад об актуальности в современном дизайне художественных стилей и необходимости их изучения в рамках истории искусств; выполнение эскизов современных костюмов с использованием элементов исторического стиля; подготовка презентации.

3. Самостоятельная деятельность студентов.

4. Определение практической значимости проекта и его конечных целей.

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование проекта: указание поэтапных действий.

7. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы.

Важным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготови­тельный этап. При планировании на учебный семестр нами выделяется ведущая тема и 10-15 подтем для индивидуальных или групповых работ. Студенты имеют воз­можность выбрать тему или направление проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности. При этом студенты ориентируются на собственные предпочтения и интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Однако, чаще темы проектов относятся к актуальному и практическому вопросу, требующему привлечения знаний студентов не только по одной дисциплине, а также из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та­ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

В ходе проектной деятельности существенно меняется роль студентов: они выступают активными участ­никами учебного процесса. Деятельность в рабочих группах формирует навыки работы в команде, конструк­тивное критическое мышление, чего практически нельзя достичь при традиционной форме обучения. Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи­тельное педагогическое значение. Этапы самоанализа и за­щиты позволяют студентам и преподавателю подробно анализировать выполненную работу, ее логику, причины неудач и последствия дея­тельности. Осознание ошибок создает мотивацию к повторной деятель­ности, формирует личный интерес к новому знанию, к подбору качественно новой информации.

Все темы нашего проекта затрагивают различные виды и направления искусства: архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, дизайн, акционистические виды искусства. Проектно-исследовательская работа позволяет продемонстрировать будущим дизайнерам знание искусствоведческой терминологии, умение пользоваться искусствоведческой литературой по выбранной теме, владение поисковыми, аналитическими методами, определить проблему, цели и задачи исследования, подчеркнуть актуальность и выделить новизну.

Исследовательский проект студенты разрабатывают в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя на завершающем этапе изучения курса дисциплины «История искусств». Для проекта предлагается исследовать определенный исторический художественный стиль с целью применения его в дальнейшей дизайнерской деятельности. Процесс разработки проекта по исследованию художественного стиля нами представлен в следующем порядке:

1.     Выбор темы и постановка проблемы: студенты сами выбирают исторический стиль, учитывая свои профессиональные интересы.

2.     Постановка целей и задач: студенты задают цель определить единство стиля в искусстве, дизайне, костюме.

3.     Поисковая работа: студенты проводят сбор информации: знакомятся с необходимой литературой, с данными интернета и СМИ, посещают музеи.

4.     Проведение исследования: студенты составляют план исследования. Обосновывают место выбранной темы в структуре дисциплины «История искусств» и междисциплинарные связи.

5.     Формулирование выводов: студенты подводят итог исследованию. Выполняют эскиз модели современного костюма в выбранном стиле.

6.     Выполнение презентации: студенты выполняют отчетную мультимедийную презентацию по выбранной теме с подбором иллюстративного материала: на слайды выносятся тезисы, схемы, репродукции произведений изобразительного искусства, изображения архитектурных и скульптурных произведений, изображения исторических и современных костюмов, предметов дизайна, эскизы авторской модели.

7.     Защита исследовательского проекта: студенты выступают с докладом перед аудиторией. Проводится обсуждение и оценка проектной работы.

Таким образом, бакалавры сами определяют цели и задачи изучения дисциплины «История искусств», осуществляют отбор учебной информации, исходя из замысла проекта. Это позволяет им решать профессиональные задачи в контексте дизайнерской деятельности. В ходе работы над данным проектом в рамках проектно-деятельностной технологии обучения бакалавры дизайна освоили сущность и последовательность процесса проектной деятельности и овладели основами технологического подхода к реализации своей будущей профессиональ­ной деятельности.

 

Литература

1.     Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: Уч. пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. – 176 с.

2.     Шевелева, Л.В.  Проектно – исследовательская деятельность как одно из направлений модернизации современного образования / Л.В.Шевелева // Приоритетный национальный проект как фактор системных изменений в образовании: Интернет-конференция, 2008. – http://www.omskedu.ru/conferens

3.     Герасимов, И.Г. Структура научного исследования / И.Г.Герасимов. – М.: Мысль, 1985. – 218 с.

4.     Упшинская, А.Е. Формирование компетенций выпускника в условиях интеграции науки и образования / А.Е.Упшинская. – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 129 с.