Олесова С.Г. (г. Якутск)

Пути и методы совершенствования изучения драматических произведений якутских писателей

В духовном становлении человека любой нации первоосновой выступают жизненный уклад, культура  и литература родного народа.

Но сегодня, к сожалению, именно ставшие классическими, гуманистические по содержанию, тающие дух народной мудрости, нравственности, человеколюбия  произведения А.И. Софронова, В.В.Никифорова, П.А. Ойунского, комедии Н.Д. Неустроева не читаются школьниками. Многие объясняют этот факт тем,  что у каждого  времени  свои запросы. По их мнению, сегодня  приобретение человеком умения ориентироваться в информационном пространстве равнозначно понятию образованности. Но  человеку необходимо стать  человеком, могущим облагораживать, осчастливить, одухотворить  других людей. Отчуждение детей от истинных духовных ценностей народа постепенно может привести к потере понятий о жизнеутверждающих ценностях родного народа и более того к оглушению  их творческого потенциала,  щедро  даруемого им природой. Вот почему отмечается, что в воспитании и образовании детей в духе гуманистических традиций народа  велика роль школы и предмета родная литература. Проблема отчуждения детей от чтения художественной литературы во многом кроется в  методике ее изучения в школе.  

Организация чтения и анализа драматических произведений требуют совершенно иного подхода, методических решений, определяемых их  жанровыми особенностями, основным из которых является -  действие, словесное и физическое. А  основным методом  мировосприятия детей является  восприятие через действие. Выходит, что оно (восприятие через действие)  адекватно эстетической природе драмы. Действие - основной  способ театрального искусства, детально  исследовано, воплощено в жизнь русской классической школы актерского искусства К.С. Станиславским. Из выше сказанного следует, что все составляющие процесса восприятия драмы основаны на «действии». Это и  привело нас к проблеме исследования  методики организации чтения и анализа  якутской драмы в школе на основе метода «действенного анализа»  К.С. Станиславского.

Проявление наиболее глубокого эстетического, личностно значимого освоения художественного произведения  человеком, как пишут известные, отечественные исследователи теории восприятия искусства  слова Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Левидов, Т.Д. Полозова,  Л.Н. Столович  и др.,  проявляется в понимании, раскрытии воспринимающим подтекста художественного произведения, значит авторского эстетического идеала. Выходит, воспринимающий как и писатель «должен обладать способностью образно   воспроизводить изображаемую жизнь в своем сознании, способностью воображения, ассоциативного мышления» (Б.С. Мейлах. ). Из этого следует, что процесс освоения художественного произведения близок с творческим процессом его создания, согласно которому читатель как бы повторяет  путь, пройденный писателем,  познает, видит и осмысливает проблемы жизни через призму мыслей, чувств автора.  Читатель как бы примеряя свои мысли, чувства и переживания с авторскими подходит к самопознанию своего «я». Подобной теоретической позиции придерживался выдающийся русский театральный педагог  К.С. Станиславский. Суть его учения  кроется в раскрытии  внутренней,  психологической, природы процесса создания искусства слова и процесса освоения его человеком.

«Ядро» учения  К.С. Станиславского - «действенный анализ» художественного произведения.  Как он подчеркивает,  основным методом театрального искусства и драматического произведения является  действие, и физическое,  и словесное, которое  должно стать определяющим  и процесс  освоения драмы актером. Выходит, что процесс восприятия драмы, чтение и анализ ее  должны быть нацелены на пробуждение творческого воображения учащихся, которое благоприятствует воссозданию  мыслей и чувств создателя, способствует действию, как бы повторению процесса его творчества. В этом и основывается утверждение исследователей о  ярко выраженном  педагогическом характере учения К.С. Станиславского

 Вот почему активно осваивается учение К.С. Станиславского в теорию и практику методики преподавания  драматических произведений в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.