Студентов В.Г.

ст.преподаватель кафедры рисунка и графики ГОУ ВПО МГПУ

 

Особенности учебного рисунка на факультете изобразительных искусств и дизайна при подготовке дизайнеров и художников дизайнеров.

 

Учебный рисунок в нашем институте на факультете «изобразительных искусств и дизайна» является основной специальной дисциплиной профессионального образования, обеспечивающей подготовку художника-дизайнера, как творческой личности в сфере изобразительного искусства. Учебная программа по рисунку, основанная на использовании лучших традиций мирового и русского реалистического искусства, определяет путь последовательного развития, ориентируя студентов на углубленное, длительное изучение натуры. Она дает основные методические установки, в тоже время предоставляет возможность каждому педагогу изъявить свою инициативу в пределах решения общих задач и его творческо-педагогических возможностей.

Программа одновременно ставит задачу: развитие глаза у студента, т.е. (умение видеть и увидеть) как рисовальщика, так и живописца дизайнера. Студент соприкасается с приобретением навыков в представлении и понимании воздушной и линейной перспективы и конечно анатомии.

Таким образом, главным предметом изучения и изображения в академическом рисунке является человек, как наиболее сложный и содержательный объект изобразительного искусства. А для художника дизайнера и особая, главная область в его творческой деятельности.

Невозможно представить обучение живописи, графике, скульптуре или декоративно-прикладному искусству без обучения академическому рисунку. Поэтому сама сущность академического рисунка предполагает постановку задач творческого характера в воспитании и становлении студента как будущего художника.

Разность направляющих в обучении студентов факультета дизайна относительно  других художественных вузов – есть главная задача в методике преподавания рисунка как изучаемой дисциплины. Студент нашего факультета уже с первых ступеней обучения должен приобретать навыки абстрагированного мышления, применительно к его будущей профессии. В этом аспекте методической направленности предлагаются задания развивающие умение абсолютировать формы, преображая их взаимосвязь и объемы больших и маленьких размеров в соответствии с психологическими и эргономическими особенностями натуры.

В процессе освоения художественной грамоты важны все задачи, все стадии и виды работ, это и побудило нас обратиться к необходимости улучшения художественной и методической подготовки художника-дизайнера для создания основательных предпосылок, для прочного освоения методических основ учебного рисунка. Проблема состоит в изучении вопросов, связанных с процессом освоения методических принципов работы над академическим рисунком и выявлением наиболее эффективных условий активизации этого процесса, определением способов реализации найденных методов, повышения результативности учебной работы студентов. Крайне важной является целенаправленная методическая деятельность преподавателя при работе со студентами на самых начальных этапах обучения академическому рисунку, а также активизации умений студентов при освоении методических принципов выполнения заданий. Была предпринята попытка экспериментально обосновать  эффективные пути и методы более глубокого и полного освоения методических принципов работы над академическим рисунком. Исходя из положения о том, что если настойчиво осуществлять педагогическую ориентацию студентов на глубокое, прочное освоение упражнений, которые неоднократно фиксировали бы внимание студентов на важных методических задачах и этапах выполнения рисунков, повторяя  и закрепляя в сознании и практической работе эти важные знания, то можно добиться активизации процесса освоения методических принципов работы над академическими рисунками и их прочного закрепления в сознании и практической работе студентов. В обсуждаемой проблеме необходимо подчеркнуть ряд важных аспектов и задач при выполнении академического рисунка. Крайне необходимо развивать в работе над рисунком чувство формы и пропорции, чувство тона и перспективы. Надо стремиться к тому, чтобы каждое прикосновение к бумаге карандаша не было случайным, но было основано законами перспективы и анатомии.

 Простые геометрические тела помогают учащимся понять основу построения в рисунке окружающих предметов. Поэтому с них начинается обучение академическому рисунку. В дальнейшем объектом изучения становиться предмет более сложного строения, и студенты подготавливаются к рисунку головы и фигуры человека. Чтобы рисовать видимые части формы, необходимо иметь ясное представление о всей форме в целом, т.е. о тех частях ее, которые не видны с данного места. Умение воспринимать объемную форму надо развивать у учащихся с самого начала обучения. Нельзя правильно нарисовать форму предмета, не понимая его строения. Необходимо и важно при работе над рисунком оценить последовательность ведения изобразительного процесса: от первоначального общего к частному и от частного к завершающему общему.

В процессе обучения рисунку на факультете предлагается разнообразие заданий, развивающих возможности как в представлении и понимании окружающей среды, так и смысловом диапазоне студента.

Большое внимание отводится академическим занятиям в мастерских (штудии, наброски, постановки). Не менее важное значение имеет и самостоятельная работа студента. Процесс обучения рисунку будет наиболее успешным, если в соответствии с принципами обучения в методы проведения занятий включатся  такие приемы и средства педагогического воздействия, которые помогают активизировать процесс освоения учащимися методических основ учебного рисунка. К ним можно отнести: 1)наглядность, ее планомерное применение; 2) рисование по памяти, представлению; 3) рисование с различных точек зрения и дополнительных зарисовок; 4)мысленное рисование; 5)проблемные средства активизации процесса обучения: организация натурных постановок совместно со студентами; 6) коллективное обсуждение выполненных рисунков; 7)словесные установки; 8)систематическая самостоятельная работа студентов (практические домашние задания); 9) воспитание самостоятельности студентов посредством чтения книг по искусству и учебных пособий по рисованию; 10) выполнение по рисунку скульптурных изображений (ощущение трех мерности объемов); 11)индивидуально психологический подход; методы контроля и правок; 12)другие новые приемы обучения и дополнительные упражнения; 13)устный экзамен; 14) использование различных материалов и техник (акварель, сангина, соус, масло и т.д.); 15)использование различных типов бумаги, тонировка.

Для реализации поставленных задач выполнения рисунка необходимы и прикладные методы обучения: посещение музеев и выставок, анализ литературы по методике преподавания рисунка, теории и истории искусства, философии и психологии искусства по проблеме активизации процесса обучения; наблюдение за процессом учебного рисования студентов; анализ рисунков учащихся; беседы со студентами и преподавателями; проведение психолого-педагогического эксперимента.