Педагогика

Карандасова Е.Д.

Московский гуманитарный педагогический институт, Россия

Реализация аксиологического подхода в процессе  преподавания иностранного языка

Знание иностранного языка в настоящее время, когда в мире четко прослеживаются тенденции космополитизма, когда уже невозможно представить экономическое развитие страны без сотрудничества с иными мировыми державами, когда происходит взаимопроникновение культур, является как неоспоримым преимуществом, так и необходимым фактором для современного молодого человека, выпускника высшего учебного заведения. Современное иноязычное образование не может ограничиться знанием иностранного языка. Его уникальность состоит в том, что овладевая иностранным языком, человек проникает в иноязычную культуру, учится понимать ее самобытность, уважать эту культуру и воспринимать ее как ценность, как удивительное и неповторимое явление мировой культуры в целом. Формирования иноязычной культуры у подрастающих поколений позволит предотвратить формирование негативного отношения к иностранным гражданам и культуре и в дальнейшем адекватно реагировать на изменяющиеся внешнеполитические обстоятельства.

 Человечество осознало, что мир един, что мы живем не в рамках одной цивилизации. А понимание и уважение культур и ценностей разных этнических народов так же необходимо, как и знание своих собственных корней.

Иностранный язык становится инструментом познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран, изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни людей; их духовного наследия, историко-культурной памяти, способа достижения межкультурного понимания. [2, с.283] Новый социальный заказ современного общества в отношении языковой политики заключается в обучении иностранному языку не только как средству общения, но предполагает также формирование многоязыковой личности, вобравшей в себя ценности родной и иноязычной культур и готовой к межкультурному общению.

Образование, сложившее к концу прошлого века, является прагматическим, ориентированным на получение научных знаний, с утрачиванием исторического смысла духовно-нравственного воспитания человека и формирования его духовного облика. Новое тысячелетие характеризуется переломным моментом для человечества, когда многие духовные и нравственные ориентиры, обуславливающие гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, были утрачены [4, с.50]. Образование, в котором отсутствует ценностное ядро, бессильно перед духовно-нравственным кризисом. Соответственное первостепенной задачей современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования и разработка концепций духовно-нравственного воспитания. Гуманизация образования предполагает создание системы, обеспечивающей «единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности…»[3, с.512].                      

Для того чтобы образование стало истинно гуманистическим и способствовало становлению специалиста нового времени, обладающего как высокой профессиональной компетентностью, так и широким нравственным мировоззрением, необходимо акцентировать внимание на профессиональную подготовку будущих учителей. И, именно, от них зависит, каким будет лицо будущего образования,  и какие ценности станут приоритетными в обществе.

В настоящее время возрос интерес к аксиологии, которая рассматривается не только как самостоятельная дисциплина, но и как прикладная наука. А  применение аксиологического подхода в рамках иноязычного образования является перспективным моментом для его успешной и многосторонней реализации. Применение аксиологического подхода в образовательной среде может способствовать «развитию человеческой природы, многогранных человеческих отношений, сложной диалектики души…» [1].  

Иноязычное и педагогическое образование, сливаясь в единое целое, предоставляют возможности для применения аксиологического подхода в процессе подготовки будущих педагогов, учителей иностранного языка. Эта подготовка должна осуществляться на основе принципов гуманистического и поликультурного образования, так как невозможно изучать языки, не познав общечеловеческие ценности, мировую культуру, а также культурные ценности страны изучаемого языка. Учитель иностранного языка должен быть не просто профессионалом, прекрасно владеющим своим предметом, но и педагогом, воспитывающим в своих учениках гуманистические идеалы, знатоком культуры, отражающей ценности страны изучаемого языка.

Литература является воплощением в себе  ценностей всех эпох и народов. Говорить о гуманистическом воспитании духовно развитой личности, не привив человеку любви к удивительному и завораживающему миру литературы, является бессмысленным занятием. Ценность литературы неоспорима и воспета многими выдающимися философами и мыслителями. Именно, в ней, в ее неисчерпаемой мудрости и оазисе ценностей можно  найти ответы на вопросы о дальнейшем пути существования.

Так, в процессе изучения иностранного языка, молодые люди знакомятся с основными произведениями зарубежной литературы, которые являются носителями всех видов воспитательных ценностей. Изучая то или иное художественное произведение, учащиеся вступают в диалог с его персонажами. Происходит оценка их поступков, возникают определенные эмоции, такие как, восхищение или разочарование, любовь или ненависть, т.е. происходит развитие оценочной сферы личности.  Каждый человек, обладая собственной системой ценностей, осмысливает по-своему прочтение произведения. Соответственно одно и то же произведение может быть по-разному интерпретировано студентами. Таким образом, дискуссии, возникающие в процессе изучение произведения, диалог между преподавателем и обучающимися являются особенно важными моментами, поскольку происходит обмен ценностями между его участниками.

Разрабатывая методику работы с художественными произведениями на основе аксиологического подхода, необходимо осуществлять отбор этих произведений, в соответствии с возрастными особенностями обучаемых, уровнем их лингвистической подготовки, с учетом их интересов, а также аксиологического потенциала произведения. Поскольку предпочтение отдается произведениям с ярко выраженной ценностной тематикой и проблематикой, затрагивающей вопросы морали, нравственности, общечеловеческих ценностей.

Изучение художественных произведений зарубежной литературы будущими учителями иностранного языка обладает огромным аксиологическим потенциалом и способствует становлению гуманистически направленной личности. Уникальность дисциплины «Иностранный язык» состоит не только в формировании навыков и умений речевой деятельности, но и в расширении мировоззрения и профессионализма будущего учителя иностранного языка, а также обогащении духовного мира студентов, повышая шкалу ценностей, сочетая в себе симбиоз научного и нравственного потенциала.

Литература

1. Артюхович Ю.В. «Обучение ценностям»: Аксиологический подход к проблемам образования//сб.науч.тр. Серия «Гуманитарные науки». Вып. №10.-СевКавГТУ, Ставрополь 2003. – URL:http://www.ncstu/ru.

2. Мищенко А.С. Профессиональная культура личности: социально-педагогические принципы формирования [Текст]/ А.С.Мищенко//Философия образования.-2007.-№ 6. – с.283-291.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие [Текст]- 4-е изд.-М.: Школа-Пресс, 2002. – 512 с.

4. Серебрякова Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности [Текст]/ Т.А.Серебрякова// Наука и школа. – 2006. № 3. – с.50-54.