К. филол наук

Маркарова Тамара Сергеевна,

директор ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского» Российской академии образования

Традиции и социокультурные факторы в развитии педагогической науки.

 

 

В системе гуманитарных  и общественных наук педагогика занимает особое место. Она объединяет многие области исследования различных отраслей знания. Это  позволяет установить взаимосвязь между разными идеями и теориями, интегрированными в отдельные науки и дает возможность понять как отдельные звенья различных дисциплин выстраиваются в стройную систему. Пересечения педагогики со многими областями значительно обогащает и углубляет информационный пласт научного педагогического наследия России.

В недрах образовательных систем российского государства зародились педагогические идеи и наметились тенденции, которые в последующем определят лицо педагогической традиции российской цивилизации. Социальные преобразования в обществе всегда приводят к пересмотру духовных основ и норм человеческой деятельности. Проблема соотношения общечеловеческих и национальных приоритетов привлекает внимание многих ученых–гуманитариев и, в первую очередь, исследователей-педагогов. Эта проблема требует глубокого и всестороннего исследования в аспектах ее методологии, истории, теории и практики педагогики. Обращение к отечественной истории педагогики и образования дает возможность обобщить  и систематизировать опыт взаимосвязи концептуальных направлений в историческом прошлом, отобрать традиционные приоритеты, значимые  и для настоящего времени. И перспективная задача состоит как раз в исследовании трансформации и динамики этих тенденций и идей, эволюционирующих вместе с российским обществом, в историческом контексте, что способствует выявлению универсальных по своей сути закономерностей функционирования отечественной педагогической науки.

Историческое развитие и становление педагогики на протяжении веков менялось  в зависимости от  того, как менялось значение и отношение к воспитанию, образованию. Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями, а также заслуживает отдельного внимания предмет изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика как наука сформировалась и обособилась в отдельную отрасль. Именно поэтому в определенный момент развития цивилизации, когда получили развитие производство и наука, это было в поздний период рабовладельческого строя, образование превратилось в определенный институт воспитания, появились воспитательные учреждения, специалисты, главной задачей которых стало воспитание и обучение детей. Такие школы появились в Древнем Египте, в странах Ближнего Востока, Древней Греции. Необходимо добавить, что уже в древнем мире некоторые ученые умы осознавали значение воспитания и передачи положительного опыта поколениям. Даже в Библии есть указания на педагогическую и образовательную деятельность. Так, царь Соломон в своих высказываниях делал акцент на воспитательной роли отцов, которые должны были позаботиться об обучении своих сыновей в том или ином труде. Постепенно, усложняясь и расширяясь, воспитание стало развиваться более интенсивно и эффективно. Сначала это происходило в сфере философии.

Педагогика как наука в России сформировалась в XIX веке. Социально-экономические и политические преобразования в России конца XIX – начала XX вв. оказали существенное влияние на развитие отечественного образования и педагогической мысли. Усиление влияния западноевропейских достижений, в том числе и западной педагогической культуры, с одной стороны, и рост национального самосознания, определяющего поиск самобытных педагогических идеалов и практических путей их реализации, с другой стороны, способствовали актуализации общечеловеческих и национальных приоритетов образования в педагогической науке того периода.

Гуманистические идеи общечеловеческого воспитания и образования, опираясь на достижения западноевропейской и отечественной педагогики, развивались в работах русских педагогов – П.Г.Редкина, В.Г.Белинского, Н.И. Пирогова, Н.А. Добролюбова. Критическому восприятия западноевропейской педагогики и утверждению национальных воспитательных приоритетов в отечественной культуре способствовала деятельность Л.Н. Толстого. Необходимость построения национальной системы образования, соответствующей характеру народа, особенностям его социально-исторической и культурной жизни, обосновывалась К.Д. Ушинским. Ушинский сыграл очень важную роль в истории развития педагогики в России.  Его по праву считают основоположником отечественной педагогической науки. Ушинский выделял одним из ведущих принципов педагогики принцип народности. Он воспевал самобытность русской педагогической науки, которая впитала в себя многовековую практику воспитания. Благодаря этому принципу, на первое место в формировании человека выходит язык своего народа, а это значит, что его надо знать в совершенстве, как и историю своей родины. Другим важным принципом педагогической системы К. Д. Ушинский считал принцип воспитания в труде. По его мнению, основой счастья человека является труд, трудолюбие. При этом одинаково важным является и физический, и умственный труд. Ушинский обращал особое внимание на сознательность, систематичность и прочность обучения. Большую роль он придавал правильной организации урока, труда учителя и учеников. Он впервые в истории педагогики считал необходимым включать детей в разнообразные формы активной педагогической деятельности, т. е. ставить детей в активную позицию.

 

Нравственные основы образования не ограничиваются задачами воспитания профессионалов нового типа. Гуманитарные тенденции в педагогике последних двух десятилетий выдвинули на первый план проблематику самоценности личности как основы  образовательных стратегий в их историческом развитии. Вновь обретенный персонализм образования возвращает нас к осознанию незыблемости основ культурно-образовательной традиции нашей цивилизации. Классическая педагогическая традиция сконцентрирована на проблематике общего образования, воспитания «человеческого в человеке». Образование осмысляется как выявление и развитие сущностных сил человека по образу совершенства, выраженного в идеалах истины, добра и красоты. Образование есть условие, средство, результат и период развития личности человека. Это, в свою очередь, обеспечивает наследование культурного опыта поколений, вместе с воспроизведением способности человека к порождению этого опыта. Но образование не просто средство передачи культуры. Образование само – одно из высших проявлений культуры, это явление духовного и социального порядка.

Совершенно не случайно, что педагогика выдвигает большое количество крупных ученых-педагогов и научных школ. Это явилось общественно необходимым, так как интенсивное развитие производства, науки и культуры требовало повышения профессионализма, культуры и грамотности граждан. С древнейших времен существует передача опыта от старших поколений младшим. Развитие человечества исторически привело к пониманию необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому поколению людей приходится решать три важнейшие задачи:
 изучить опыт предыдущих поколений; обогатить и приумножить этот опыт;
 передать его следующему поколению.

 

Прогресс в обществе и стал возможен, потому что следующее поколение перенимало опыт предков, обогащало этот опыт, который затем наследовали потомки.
Перемены, новое время, третье тысячелетие, события, происходящие в нашей стране, в жизни российского общества, стали преобладать гуманистические и демократические идеи, рыночные отношения, нормы жизни правового государства и гражданского общества. Все это по-новому ставит задачи перед педагогической наукой.

 

В Российском педагогическом наследии выдвинуты и раскрыты концептуально образующие идеи, такие как:

·        трактовка общечеловеческого и национального начал как органически взаимосвязанных и необходимых в педагогической теории и практики;

·        антрополого-гуманистическое обоснование педагогической науки;

·        этнокультурологический подход;

·        приоритетность общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в педагогическом идеале;

·        национально-ориентированное построение системы народного образования;

·        специфические национальные факторы педагогических теорий: язык, религия, семейный и государственный строй, быт, исторические и культурные традиции.

Как известно, одним из условий реформирования современного образования являются инновационные процессы в педагогике, а теоретико-методологической базой для инновационных преобразований, как правило, служит теория передового педагогического опыта, сохранившегося в сокровищнице педагогической науки.  Передовой педагогический опыт благотворно влияет на развитие педагогической науки,  является одним из средств повышения качества образования и воспитания. Передовой опыт дает возможность поиска творчески работающим  учителям, повышает их педагогическое мастерство. Он, своего рода, источник, стимулирующий развитие педагогической науки, базы ценных фактических данных, обогащающих содержание науки, критерий истинности тех или иных научных предположений.

Наиболее перспективным направлением развития системы российского образования является создание единого информационно-образовательного пространства на основе новейших информационно-коммуникационных технологий. В нынешний век все нарастающего объема информации в условиях Интернет технологий особую важность в реализации этого направления приобретает информационное обеспечение и информационная поддержка научных отраслей. Но, если раньше создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривалось в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества, то теперь  нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только и не столько чисто техническая задача.  Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать и современные проблемы педагогики в условиях функционирования новых информационно-образовательных сред,  и ту ее часть, которая по праву вошла в сокровищницу отечественной педагогической науки.

Информационно-образовательная среда – это совокупность, структурно организованной информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников. Ряд исследователей[1] под образовательной  средой понимают систему ключевых  социокультурных факторов, определяющих образование и развитие человека - таких, как:

·        люди, которые влияют на образовательные процессы;

·        общественно-политический строй страны;

·        природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды);

·        средства массовой информации;

·        случайные события.

 

Особенность современной эпохи заключается в том, что она является ареной сразу двух революций, ментальной и технологической: первая связана с процессом глобализации и формированием новой образовательной, научной и культурной парадигмы, вторая – с последствиями техногенного взрыва в сфере коммуникаций – и с созданием информационного общества. Ключевыми принципами информационного общества провозглашаются:

·        повышение роли органов государственного управления в содействии применению информационно-коммуникационных технологий в целях общественного развития;

·        развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры и благоприятной среды для применения информационно-коммуникационных технологий, прежде всего в научной и образовательной сферах;

·        обеспечение научного, культурного и языкового разнообразия и развитие регионального компонента;

·        наращивание информационного и интеллектуального потенциала, в том числе, путем организации доступа к образованию и информации;

·        укрепление и расширение международного и регионального сотрудничества в области информационных технологий.

 

Очевидно, что современное образование носит характер открытости, непрерывности и инновационности. Педагогическая наука  занимает особое место как в системе гуманитарных наук, так и в социокультурном пространстве.

В современных условиях трансформации общества при смене культурных ценностей, культурных норм и отношений возникает необходимость выбора адекватной социокультурной модели образования. Произошла девальвация ценностей классического образования, базировавшегося на триединстве знаний, умений, навыков, возникло противоречие между целостностью культуры и технологией ее фрагментарного воспроизводства через знаниевый тип обучения. В этой ситуации обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объемом знаний, необходимых человеку, и ограниченными (в рамках традиционных образовательных систем) условиями для овладения ими. Решение этого противоречия возможно лишь на пути перехода к непрерывному образованию, обеспечивающему целостное воспроизводство субъекта культуры. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждой личности на протяжении всей ее жизни.

Невиданные ранее изменения в мире и обществе, происходящие процессы модернизации и глобализации по-новому ставят вопрос о приоритетности образования. Современное общество приобретает новое качество глобального информационного общества, в котором меняются характер производства, темпы, развития, нормы и ценности отдельных индивидов, групп и целых сообществ. Учебные заведения становятся лидерами в современном обществе. Они не только транслируют имеющийся социальный опыт, но и порождают новое научное знание, активно формируют корпоративные идеалы, духовные ценности, нравственные нормы. Вокруг учебных заведения концентрируется культурная, социально-экономическая и политическая элиты регионов. Тем самым оно становится реальным социальным институтом, удовлетворяющим потребности общества в целом, государства, отдельных регионов.

Итак, образование можно рассматривать как процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. А значит, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные и прогрессообразующие функции. Среди них обычно выделяют следующие:

·        Образование - как один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.

·        Образование как воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуросообразного устройства.

·        Образование как процесс социализации человека и преемственности поколений.

·        Образование как механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства.

·        Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.

·        Образование как социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.

·        Образование как реализатор и ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

 

Использованная литература:

 

1.     Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

2.     Кулютин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности// Новые знания.-2001.-№ 1.-С.6-7

 

3.     Монахова, Л. Ю.          Новое научное направление - информационная педагогика [Текст] / Л.Ю. Монахова // Образование как основа государственного устройства России в ХХI веке. - СПб., 2000. -  С. 155-158

 

4.     Сандакова Л. Г..           Концептуальные основы гуманитарной информационно-технологической парадигмы образования [Текст] / Л.Г. Сандакова Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2003. - 212,[1] с. - Библиогр.:205

 

5.     Cкворцов Л.В. Россия: проблема духовности и информационная культура // Культурология ХХ век. - М., 2000. - N 2. - С. 233-254

 

 

6.     Скрябина О. Ю. Информационные технологии обучения в современном образовании США [Текст] : (Гуманист. аспект):Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.  / О.Ю. Скрябина; Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 2000. - 28 с. - Библиогр.:27-28с.

 

 

7.     Kogan E.Y, Pervinе Y.A. Cours "la Culture informatique". Composant regional de l'enseignement scolaire en Russie" - EPI, Enseignement Public&Informatique, N83, Septembre 1996.

 

 

 

 



[1] См. Кулютин Ю., Тарасов С. Образовательная среда и развитие личности// Новые знания.-2001.-№ 1.-С.6-7