Образы героев-защитников  и исторических личностей в башкирской прозе

В романах И.Абдуллина «Иду по Млечному пути», Я.Хамматова «День рождения», повести А.Аминева «Сто и одно мучение» воссозданы образы конкретных исторических личностей – легендарного разведчика Габдельбара Фатхинурова, Героя Советского Союза Минигали Губайдуллина, вырвавшегося из фашистского плена и отважно сражавшегося в партизанском отряде Сайфуллы Мажитова. Обобщенные образы освободителей Отечества, проливших кровь ради торжества принципов гуманизма на фронте, стоят в центре произведений Г.Ибрагимова «Однополчане», Д.Исламова «Дорога Москвы», «Южное солнце», А.Хакима «Млечный путь», И.Гиззатуллина «Вторая высота», С.Поварисова «Любовь в огне». Они созданы писателями-фронтовиками, в основе всех обобщенных образов и описанных событий лежат достоверные события и факты, типичные для фронтовой действительности. В них раскрываются характеры зрелых личностей, прошедших огонь и воду, таких, как Айбулат, Богданов, Кыдрас, Мансур. В романах Ш.Биккула «Мы еще поживем», И.Гиззатуллина «Тридцать лет после смерти», И.Абдуллина «Солнце все не заходит» в  образах  воинов Иршата, Газинура, Ахмета, в их мыслях, переживаниях ощущается и личностное начало самих авторов, боевой путь героев тесно перекликается с  их горячими чувствами, лирическими и философскими раздумьями.

Повести А.Хакима «Перелетные птицы», «Хромая волчица», «Мост», М.Карима «Помилование», Т.Гиниятуллина «У отчего порога», «Вот кончится война», «Туннель», «Контуженный», «Ноют старые раны», Д.Булякова «Водопад» создают социально-психологический портрет молодого, еще не успевшего духовно и физически окрепнуть поколения, на чьи плечи легли непомерные тяготы войны, в различных напряженных ситуациях психологически точно и глубоко раскрывают мысли и переживания Карима, Рамазана, Ахтяма, Толи Гайнуллина, Павла Клешнина, Азамата. Безгранично любящие жизнь, сражающиеся с огромной верой в победу, восхищающие крепостью духа и нравственной чистотой рядовые солдаты предстают во всем своем величии.

В романах Г.Ибрагимова «Кинзя», Г.Хусаинова «Кровавый 55», Н.Мусина «Здесь лежат останки батыра» воссозданы на основе документальных фактов, архивных материалов реальные образы исторических личностей Кинзи Арсланова, Батырши Алиева, Алдара Исянгильдина. В романах К.Мэргена «Крыло Беркута», А.Хакима «Звон домбры», Б.Рафикова «Карасакал», «В ожидании конца света», Н.Мусина «Вечный лес» изображены великие сыны народа Шагали Шакман, Карасакал, Бэпэней-абыз, Богара-бей, Азнай-бей, Тулькусура, Конкас-сэсэн, Хабрау-сэсэн. Эти образы  основаны  на фольклорных материалах, шежере, преданиях, легендах, писатели создавали их, отталкиваясь от исторических фактов, используя гипотезу, художественное обобщение, сообразно логике развития характеров исторических личностей. В историческом романе Б.Рафикова «Оседланный конь» образы Салавата Юлаева и его врагов, жизнь в ссылке в Рогервике, образы пугачевцев, оставшихся несломленными духом батырами даже в условиях каторги, воссозданы на основе творческой фантазии.

Октябрьская революция в начале ХХ в. всколыхнула все слои населения России. Концепцию личности, поднявшейся на борьбу за построение нового общества и установление социального равенства, многогранно отразили  в художественно обобщенных образах Айбулата Х.Давлетшина в романе «Иргиз», Сунагата – Дж.Киекбаев в романе «Родные и знакомые», Байгильде, Хаммата, Тимербая, Иштугана, Ахата, Емеш – З.Биишева в трилогии «К свету», Фагима и Зухры – Ф.Исангулов в трилогии «Колос ржи», Хисматуллы, Загита, Гайзуллы, Колсобая – Я.Хамматов в пенталогии  «Золото собирается по крупицам», Абдрахмана Игибаева – Р.Уметбаев в дилогии «От росы клонится ковыль» и «Перелом». В романе «Кречет мятежный» (1997) Р.Баимов в создании образа идеолога и руководителя национального движения начала ХХ в., известного общественного деятеля А.Валиди разрушил прежние устоявшиеся каноны изображения образа исторической личности и воссоздал его реальный, достоверный облик,  основываясь на хранившихся в архивах документах, письмах.

Обобщенные образы жертв репрессий 1937 г. изображены в романах А.Хакима «Ураган» (2002), «От бури нет спасения» (2004),  М.Хайдарова «Пришел навсегда» (1994), Р.Баимова «День расплаты» (1989), Г.Гиззатуллиной «Хадия» (2007), повестях М.Идельбаева  «Красные снега» (2001), Г.Хисамова «Изгой» (2004), М.Абсалямова «Зажженные нами огни» (2003). В этих произведениях, особенно в романе А.Хакима  воссозданы яркие образы мужественных героев Искандера и Камила Мурадымовых, Зуфара и Хадисы Богдановых, сумевших сохранить незапятнанной свою совесть, крепость духа, человечность под жестким прессом тоталитарной системы.

 В заключение  можно сказать следующее. По сравнению с произведениями предыдущих периодов, в башкирской прозе второй половины ХХ в. в освещении концепции героя отчетливо прослеживается эволюция – в  расширении географического пространства, где действуют персонажи, в подъеме интеллектуального уровня современника, в образе его мышления в масштабах всей вселенной, в его деятельности на международном уровне, в его выходе на мировую арену. Если в 20–50-х г.г. герои действовали в пределах места своего проживания – села, города, республики, то начиная с 60-х г.г., в связи с изменением социально-общественных условий, эти границы расширились. С одной стороны, повести и романы, посвященные теме Великой Отечественной войны, дали мощный толчок этому  – события, жизненные явления оценивались  солдатом, прошедшим полмира и дошедшим до Берлина, освобождавшим всю Европу от фашизма.  Колесникова, Байгужу из романа И.Абдуллина «Прощай, Рим», повествующего о борьбе против фашизма в Италии, немецкую девушку Зильду-Загиду из романа Н.Мусина «Избранная судьба» можно назвать первыми героями, проникнутыми интернациональным духом, достигшими культурно-интеллектуальной высоты, действующими в широкой географической плоскости. Впоследствии галерею таких типов героев пополнили  образы Т.Гиниятуллина. Образы немцев из повести «Туннель»  были очень высоко оценены немецкими литературоведами. Это одно из доказательств признания мастерства нашей литературы, созданных нашими писателями образов  мирового уровня.  В романе «Альфира» Р.Камала оценка социально-общественных процессов 20-х г.г. с позиции побывавшего во время империалистической войны 1914 г. в плену в Пруссии Кутлуяра, сравнение героем образа жизни в Европе с положением дел в молодой советской стране показывает и уровень образованности героя, и расширяет географические границы его жизнедеятельности. В 60-е г.г. в связи с активизацией темы научно-технического прогресса,  освоения космоса в литературе создаются образы героев, путешествующих в космических широтах, входящих в контакт с инопланетными цивилизациями. Создание  в башкирской прозе широко распространенных в мировой литературе образов подобных героев свидетельствовало о разнообразии, о появлении все новых литературных типов. Прежде всего, это отчетливо проявилось в научно-фантастических произведениях К.Хамитова «По следам таинственных сигналов», А.Аглиуллина «Приключения Йылансая», Б.Рафикова «Лоулла», Н.Гаитбаева «Черный ящик», Ф.Исхаковой «Человек-отражение» и др.

Образы вынужденных эмигрировать в годы репрессий в Англию, Францию, Западную Германию лучших представителей народа отображены в образах Богданова (А.Хаким), Файрузы (Ф.Акбулатова), Чувашаева (Г.Хисамов), Салихьяна (Б.Рафиков). Образ сбежавшего от удушливой атмосферы застоя во Францию диссидента Рафката представлен в повести Р.Камала «Побег». В повести Р.Баимова «Заблуждение» отражена резкая перемена во взглядах на жизнь, на политику в стране инженера Хасана, попавшего в кровопролитную бойню в Афганистане.

Сфера действий героев в исторических романах представлена в географических рамках уже мирового масштаба. В романе К.Мэргена «Крыло беркута» Шагали Шакман выходит за пределы своего рода и путешествует по всем владениям Российского государства, в процессе путешествия меняются его мировоззрение, взгляды на жизнь. Кинзя Арсланов (Г.Ибрагимов), Алдар Исекеев (Н.Мусин) участвуют в различных военных походах Российского государства, в составе российской делегации с миссией установления сотрудничества отправляются в Казахстан, занимают высокие государственные должности, предстают историческими  личностями с широкой эрудицией. В романе Б.Рафикова «В ожидании конца света» монах Юлиан, отправившись с территории нынешней Венгрии, пройдя много стран, владений, наблюдая образ жизни различных племен, народов и дошедший до страны башкир, оценивает с совершенно новой точки зрения жизнь башкирского народа, реалии жизни начала ХIII в. Обычаи, мироустройство, мировоззрение древних башкир раскрывается с позиций чужестранца. Известный путешественник Ибн Фадлан на своем пути из Багдада в Древний Булгар (Р.Баимов)  дает оценку жизни различных племен, родов, стран с позиции высококультурного, образованного ученого.   

Исходя из этих наблюдений, можно сделать обоснованный вывод о высоком интеллектуальном уровне,  интернациональном духе героев, о широте географической плоскости и объемности общественной сферы,  где  разворачивают свою деятельность литературные персонажи,  то есть об эволюции героев произведений башкирской прозы второй половины ХХ в.