Филологические науки/ Риторика и стилистика

К.ф.н. Воробьева Т.А.

Череповецкий государственный университет, Россия

Персонификация и деперсонификация в поэзии Н.А.Заболоцкого

Идея взаимодействия человека и природы в поэзии Н.А. Заболоцкого выражается как на сюжетном, так и на языковом уровнях. Среди лексико-семантических способов выражения натурфилософии поэта одно из лидирующих положений занимает персонификация.

Объектом исследования в данной работе стали персонификация и деперсонификация, в которых реализуется натурфилософское видение Н.Заболоцкого.

Персонификация  (олицетворение)  - это  «присущее мифологическому сознанию свойство перенесения на неодушевленные предметы и явления черт живых существ (антропоморфизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека» [4, с. 252].

В поэзии Н.Заболоцкого [1] преобладают двучленные олицетворения разных типов: персонифицированные существительные с антропоморфными глаголами (природа пела;  птица думала); олицетворения, содержащие антропоморфный признак в атрибутивной характеристике, выраженной прилагательным (стройная корова, внимательные птицы, целомудренной влаги кусок); олицетворения типа А = В (деревья-императоры; березы, вы школьницы; жук-человек). 

Олицетворение реализуется не только в минимальных синтаксических построениях, но и в развернутых контекстах, в пределах предложения или целого текста.  Концептуально значимыми для выражения мировоззренческих установок поэта являются олицетворения-обращения (Читайте, деревья, стихи Гезиода, Дивись Оссиановым гимнам, рябина! Не меч ты поднимешь сегодня, природа, Но школьный звонок над щитом Кухулина!). Олицетворения-обращения употребляются в эксплицитных диалогах человека с животными, растениями, неодушевленными предметами (О сад ночной, таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончелей! Пой мне песню, дерево печали!).

Одним из способов репрезентации олицетворяющей ситуации в стихотворениях Заболоцкого являются конструкции с прямой речью, когда прямая речь приписываются «неговорящему» персонажу («Вернись, Рубрук!» - кричали птицы; Я и сам бы стараться горазд, / Да шепнула мне бабочка-странница: «Кто бывает весною горласт, Тот без голоса к лету останется»; Звери …мычали и выли: «Антоний! Антоний!»). 

В двучленное олицетворение включается олицетворяемый денотат и олицетворяющий признак [2]. Круг олицетворяемых предметов в поэзии Заболоцкого широк. Это животные, растения, небесные тела, природные стихии, неодушевленные предметы, отвлеченные понятия. Чаще олицетворяются денотаты, принадлежащие полю  «природа»,  реже – денотаты, принадлежащие полю «вещь». Выбор денотата олицетворения связан с натурфилософской концепцией автора.

Олицетворяющие признаки относятся к полю «человек».  В класс олицетворяющих признаков включаются парадигматические группы «зрительное восприятие», «слуховое восприятие», «эмоциональное состояние», «речевая деятельность», «мыслительная деятельность», «способность петь», «способность играть на музыкальных инструментах» и др.

Итак, в  стихотворениях разных периодов выделяются следующие устойчивые модели олицетворений.

1. Животное - человек: Но зайцы и птицы садятся за парты / И к зверю девятая сходит Камена;  По азбуке читая комариной, Комар исполнился высокою доктриной; И слон, рассудком приручаем, Ест пироги и запивает чаем и др.

2. Растение - человек: Деревья тоже разошлись; Природа пела. Лес, подняв лицо, Пел вместе с лугом; Дерево с открытым ртом стоит, сражаясь с воздухом и плача; «Очнись, Рубрук!» - скрипела ель и др.

3.  Явления природы, время суток  – человек: Ночь сидела на холме; Бездонная чаша прозрачной воды Сияла и мыслила мыслью отдельной;  Ночь кричала: «Буду! Буду!» и др.

4. Отвлеченное понятие – живое существо: Поэзия в великой муке  Ломает бешеные руки, клянет весь мир, себя зарезать хочет, То, как безумная, хохочет, То в поле бросится, то вдруг Лежит в пыли, Имея много мук  и др.

5. Неодушевленный предмет  - живое существо: картофелины «мечутся в кастрюльке, головками младенческими шевеля»; и трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик; Там шкаф глядит царем Давидом и др.

Наиболее продуктивными в поэзии  Заболоцкого являются модели «животное – человек», «растение – человек», «явления природы – человек».

Природа наделяется такими человеческими свойствами, как дыхание (волка валит с ног дыханием пурги), сон (спит растение Картошка), мыслительная деятельность (И сдвигая телескопики Своих  потухших глаз, Птица думала; Трепетало в листах непривычное мысли движенье), чувственное восприятие окружающего мира (И цветок с удивленьем смотрел на свое отраженье; Речки страшный лик Вдруг глянул на меня и в сердце мне проник), физические действия (Деревья тоже разошлись; Корова мне кашу варила, Дерево сказку читало), психоэмоциональные состояния (Заплакав жалобно, Придут в сознанье травы; Дерево с открытым ртом стоит, сражаясь с воздухом и плача; Природа …  тихо рыдала и пела), речевая деятельность (шепнула мне бабочка-странница; Здесь конь с редиской и укропом беседы длинные ведет; «Вернись, Рубрук!» - кричали птицы; Жук беседует с сосной), способность петь (поет «все кругом»: природа, речка чистым телом, жуки, лес, Аджарии сладкие травы, море, камень, пурга, синклит беззвучных насекомых, ручей, зародыш, выкормленный тучей, ламы, дуб, золотые Гомборы, дерево печали); способность играть на музыкальных инструментах (сияла ночь, играя на пандури; Деревья, звери, птицы, … Сошлись в кружок и на больших гитарах, На дудочках, на скрипках, на волынках Вдруг заиграли утреннюю песню).

Для поэзии Н.А.Заболоцкого характерен перенос  наименований частей человеческого тела на объекты природы (А бедный конь руками машет; В камышах сидела птица, Мышку пальцами рвала; Лес, подняв лицо, Пел вместе с лугом; Дерево с открытым ртом стоит, сражаясь с воздухом и плача; Река дрожит и, чуя смертный час, уже открыть не может томных глаз;  живое сердце древесины; Зима идет и руки тянет в воду и др.).

Олицетворение для Заболоцкого – это не частный вид метафоры, а особый вид символа, существенная черта его взгляда на мир.  Благодаря олицетворениям, животные, растения, стихия наделяются сознанием, "оживают". Они мыслят, страдают, сомневаются.

Олицетворение у Заболоцкого трактуется не метафорически, а буквально: все животные «не условно, а воистину приобретают лица».

В поэзии Н.А.Заболоцкого  используется прием, обратный олицетворению, - деперсонификация (Ты дурак, жена не дура,/ Но природы лишь сосуд). Прием деперсонификации (овеществления) определяется исследователями однозначно: как наделение живых существ свойствами неживых, изображение одушевленного как неодушевленное. [3, 5]. 

Овеществление -  редкий прием по сравнению с олицетворением, в поэзии Заболоцкого он также  связан с натурфилософской концепцией. Овеществление  - один из способов проникновения человека в природу ( Мы стали тоньше. Головы растут, И небо приближается навстречу. Затвердевают мягкие тела, Блаженно дервенеют вены, И ног поросших больше не поднять, Не опустить раскидистые руки). Лирический герой  растворяется в природе, становится деревом, травой, птицей - частью ее в буквальном смысле (И мы стояли, тонкие деревья, В бесцветной пустоте небес). Живое и неживое, одушевленное и неодушевленное переплетаются у Заболоцкого (Слова вылетали в мир, становясь предметами; Глаза упали, точно гири, Бокал разбили; Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей).  Поэт видит мир как единство, как однородную среду. В нем  сосуществуют, проникая друг в друга, различные формы. Благодаря олицетворению и овеществлению  возникает контакт между живым человеком, природой и предшествующими поколениями, создается картина всеобщей мировой связи.

Литература:

1.                 Фрагменты текстов цитируются по изданию: Н.Заболоцкий. Собр. соч. в 3. Т.1. Столбцы и поэмы, 1926 – 1933. Стихотворения, 1932 – 1958. Стихотворения разных лет. Проза. – М., 1983. – 654 с.

2.    Константинова С.К. Олицетворение в художественном тексте: семантические и грамматические аспекты: автореф. дис. канд. филол. наук. // Белгород, 1996. – 18 с.

3.Степаненко Е.В. Из истории изучения приема овеществления // Речевое общение (Теоретические и прикладные аспекты речевого общения). Выпуск 8-9. – Красноярск, 2006.

4. Токарев С.А. Олицетворение // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М., 1980-1982.

5. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая  риторика. – Ростов-на-Дону, 1999.