Филологические науки/3.Теоретические и методологические проблемы  исследования языка.

К.филол.н. Балакин С.В.

Уральский государственный экономический университет, Россия

Концептуальная интеграция vs. деривационный потенциал концепта

Различные концептуальные единицы имеют свой деривационный потенциал, который обеспечивает их развитие. Под деривационным потенциалом мы понимаем способность языковых единиц развиваться за счет содержащихся в них элементов. Большим потенциалом обладают единицы, представляющие интегрированный или гибридный концепт. Подобные концепты сформированы на основе когнитивного механизма концептуальной интеграции, разработанной в трудах М. Тернера и                Ж. Фоконье, а также многих современных лингвистов. Так, А. Ченки, основываясь на выводах М. Тернера и Ж. Фоконье и исследуя слияние грамматических концептов, пишет, что оно представляет собой «динамический процесс, при котором говорящий втягивает элементы из разных ментальных пространств (или «входов» – «inputs») в единое интегративное пространство, в так называемое «смешанное пространство» [Ченки 2000: 6-7; см. также Coulson, Fauconnier 1999]. Теория интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера на материале французского языка получает развитие в работах современного исследователя Ф. Греа, который отмечает, что деривационный потенциал языковых единиц реализуется в интегративной сети [réseau dintégration] [Gréa 2003: 65]. Интеграция элементов различных концептов, несомненно, является одним из факторов концептуальной деривации. Таким образом, интегрированный концепт обладает большим деривационным потенциалом, так как в таком концепте задействованы сразу две или несколько областей.

В связи с взаимодействием концептов и образованием производной единицы, интегрирующей их признаки, встает вопрос о соотношении этих признаков. Выдвижение одного из них на первый план рассматривается как его профилирование. Согласно Р. Лэнекеру, профилирование – это выделение (фокусирование) отдельного элемента, в результате чего имеет место контрарность, основанная на выделении профиля и базы [Langacker 1991: 187].

Например, интегрированный концепт спортивное оружие формируется в ходе взаимодействия концептов спорт и оружие, в результате которого происходит слияние, интеграция прототипических концептуальных признаков этих двух концептов – соответственно, признаков состязательность и средство. Иными словами, концепт спортивное оружие представляет собой гибридный концепт.

Естественно, что взаимодействие концептов, способствующее развитию их структуры, создается мощный деривационный потенциал, за счет потенциала каждого из взаимодействующих концептов. Так, в макроконцепте оружие появляется базовый концепт спортивное оружие, имеющий достаточно сложную и постоянно развивающуюся структуру на субординатном уровне.

Концепт спорт также интегрируется с другим, не менее важным концептом игра, создавая интегрируемый концепт спортивные игры. В результате этого происходит слияние, интеграция прототипических концептуальных признаков этих двух концептов – соответственно, признаков состязательность и развлечение.

Что касается концепта оружие, то он тоже интегрируется с огромным количеством других концептов. Так, например, концепт охотничье оружие формируется в ходе взаимодействия концептов охота и оружие, в результате которого происходит слияние, интеграция прототипических концептуальных признаков этих двух концептов – соответственно, развлечение (промысел) и средство.

Иными словами, вышеуказанные концепты являются гибридными, или, если использовать предлагаемый авторами теории интеграции М. Тернером и Ж. Фоконье термин блендинг, такие концепты можно квалифицировать как концепты-блендинг. Подобные концепты, на наш взгляд, в равной степени принадлежат обоим взаимодействующим доменам, создавая в концептосфере своеобразную «зону пересечения».

С другой стороны, концепты игра на сцене и игра на музыкальном инструменте отличаются от трех рассмотренных выше по параметрам, главным из которых, по нашему мнению, является не интегрирование, а перемещение из одной области в другую. Главным доказательством является тот факт, данным концептам присущ преимущественно профессиональный, а не игровой характер. «Профессионализация» этих видов игр проходила постепенно, но уже в течение многих веков «актер/комедиант» и «музыкант» существуют как самостоятельные профессии, как отдельные сферы деятельности человека. Поэтому, видимо, можно говорить о все большем смещении игры на сцене из «пространства» концепта игра в «пространство» концепта театр, и, соответственно, игры на музыкальном инструменте – в «пространство» концепта музыка. Так, Й. Хейзинга утверждает, что игра на музыкальном инструменте – это вовсе и не игра. Однако, по словам культуролога, музицирование вбирает в себя все признаки игры, а связующим элементом этих явлений он считает «быстрое, ловкое, упорядоченное движение рук» [Хейзинга 2004: 77-78]. Ср. следующий пример, в котором показано обучение игре на гитаре: Играют аккорды так: пальцы правой руки ставят на струны и слегка нажимают их, а затем одновременно отнимают от струн и пригибают к ладони [Юрьев 1959: 25].

Поэтому представляется целесообразным разделить все элементы концептуальной системы с точки зрения деривации на два больших класса: зона-донор и зона-реципиент, а каждый отдельно взятый конструкт знания (концепт) рассматривать соответственно как концепт-донор или как концепт-реципиент. Концепт-донор должен обладать определенным деривационным потенциалом, то есть способностью переносить свою структуру (или ее часть) на концепт-реципиент, перестраивая его структуру. В свою очередь, концепт-реципиент по своей природе должен обладать «пропускной способностью», то есть способностью «пропускать» через свою структуру информацию, поступающую извне и менять свою «форму».

Литература:

1.            Ченки, А. Конструкции, метафоры и слияние концептов / А. Ченки // Когнитивная семантика: Материалы второй международной научной школы. В 2 ч. Ч. 2. – Тамбов: 2000. – С. 6-8.

2.            Coulson, S., Fauconnier, G. Fake Guns and Stone Lions: Conceptual Blending and Privative Adjectives / Coulson S., Fauconnier G. // http://cogisci.uscd.edu/~coulson/Fake/fakeguns.htm

3.            Gréa, Ph. Les limites de l’intégration conceptuelle / Ph. Gréa // Langage. La constitution extrinsèque du référent. – 2003. – №150. – P. 61-74.

4.            Langacker, W.R. Concept, Image, and Symbol: The Cognitive Basis of Grammar / W.R. Langacker. – Berlin-N.-Y.: Mouton de Gruyter, 1991. – 395р.

5.            Хейзинга, Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 539.

6.            Юрьев, В. Самоучитель игры на семиструнной гитаре / В. Юрьев. – Л.: Советский композитор. – 1959. – 111с.