К.ф.н. Г.Н.Кулагина

Казанский государственный университет культуры и искусств

К.п.н. Н.П.Ячина

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Р.А.Гумеров

Казанский юридический институт МВД России

 

АВТОБИОГРАФИКЦИИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

 

          Духовная культура в России начала XX века характеризовалась антиномичностью, пересечением старого и нового. Поляризующие тенденции принимали крайние формы. Предельность, максимализм характеризовали эпоху начала XX века. Атмосфера в России в начале ХХ века – это атмосфера кризиса, мятежей, невиданных перемен. Это время трансформаций религий, время развенчания старых мифов и создания новых. Обращение к мифам позволяло философам и писателям использовать многочисленные приемы аналогий, параллелей, «встреч» и игр.

     Начало ХХ века в России – время переосмысления автобиографий. Кризис эпохи поставил вопрос об отношениях вымысла и биографии. Стремление философов и писателей изобразить «внутреннюю жизнь», появление психоаналитических автобиографий  можно рассматривать как следствие нестабильности общественной жизни. Автобиография – наиболее удобная форма для самовыражений. Философы и писатели часто обращались к форме автобиографий в момент духовного кризиса. В них они выражали свои духовные переживания, свой духовный опыт.  В них все, что сильно затронуло душу автора: любовь, размышления о смысле жизни, религиозные искания, любые эмоции, восхищение произведениями искусства и т.д.  Поэтому автобиографию можно рассматривать как уникальную форму духовной жизни личности.  В них можно найти описание душевных травм, навязчивых идей.

      Рейнольдс полагает, что главная функция автобиографии - это утешение, стремление вселить уверенность в завтрашний день[i] [1], помочь выйти из духовного кризиса, поэтому можно говорить о психотерапевтической функции автобиографии.

      Автобиография – своеобразная форма диалога с Вселенной. Автор разрушает границу между собой и окружающим миром, дает оценку и себе, и другим, создает свой «духовный» портрет. Автобиографии, воспоминания («тексты жизни»)   помогали авторам не только осмыслить жизненный опыт, но и переоценить его, сконструировать идентичность. «Тексты жизни» - часть самопознания, самооправдания,

    Ф.Лежен определяет автобиографию как «..повествование о себе, первостепенное значение в котором имеют события частной жизни и история становления личности»[ii][2].

    Необходимо различать термины автобиография и «автобиографикция».         

    Цель статьи – выяснить, какова роль «автобиографикций» в начале ХХ века.

   Термин автобиографикция (autobiografiction) имеет три значения:

«1.текст на пересечении вымысла и автобиографического вымысла;

2.вымышленное жизнеописание;

3.написание еще какого-то вымысла»[iii][3].

    Термин автобиографикция указывает на  проницаемость жанров. Граница между автобиографией и другими жанрами размываются.

   Рейнольдс утверждает,что  автобиографикция – очень неопределенный жанр. Он лежит на пересечении автобиографии, вымысла, эссе[iv][4]. Автобиографикция как литературная форма соседствует с другими литературными  формами: с письмами, дневниками, портретом, некрологом, мемуарами, дневником и т.д.

     Среди жанров, на базе которых возникли автобиография и автобиографикция в России, можно назвать житие, исповедь, проповедь, летопись. Большое влияние на развитие автобиографического жанра  оказали западноевропейские философы и писатели.

      В начале ХХ века в России автобиография и «автобиографикция» становятся популярными жанрами.  Популярность этих литературных жанров можно объяснить секуляризацией общества. Для философов и писателей автобиографии и автобиографикции -  светская альтернатива религиозных размышлений о смысле жизни, о смерти. Авторы занимаются не только самопознанием и самовыражением, но и стремятся выразить свое отношение к событиям в стране, к религии, культуре. Бахтин М. писал о самовыражении: «Выразить самого себя – это значит сделать себя объектом для другого или для себя самого <…>. При этом собственное слово становится объектом и получает второй – собственный же голос»[v][5].

        В этот период также создаются автобиографические романы. Исследователь Е.Я. Болдырева отмечает, что «автобиографический роман есть метатворчество, метатекст, отражающий и жизнь, и творчество<…>, автобиографический роман и у Бунина, и у модернистских писателей имеет особый статус – это и не жизнь, и не ее отражение в творчестве, это пограничное пространство…»[vi][6]. Исповедальный характер этих произведений часто был связан с христианским мировосприятием. Писатели и философы  перерабатывают библейские сюжеты, мифы.

      Русские читатели познакомились с такими произведениями, как  : «Лето Господне» И.С.Шмелева, «Путешествие Глеба» Б.К.Зайцева, «Юнкера» А.И.Куприна, «Детство Никиты»  А.Толстого, «Подстриженными глазами» А.Ремизова, «Другие берега» В.Набокова,  «Времена» М.Осоргина и др. Темы памяти, «утраченного рая» становятся интегральными для многих писателей. Тема «утраченного рая» нашла отражение в произведениях И.Шмелева, В.Набокова, И.Бунина, А.Белого, Ремизова. Возвратиться в «утраченный рай» герой Бунина пытается, растворившись в космической стихии музыки, во снах. 

     В этот период производится своеобразный эксперимент: философы и писатели стремятся соединить жизнеописание с вымыслом. Особенность автобиографий начала ХХ века в России в том, что в них появляется больше вымысла.

    На развитие жанра автобиографикции оказала влияние концепция жизнетворчества символистов. Русские символисты начала ХХ века стремились объединить жизнь и творчество. Жизнетворчество – искусство жить, способ жизни, ее одухотворение, понимание всей ее полноты и сложности. Для них личная жизнь – творческий процесс. Как и Ф.Ницше, символисты стремились конструировать свою жизнь как литературный текст. Для них мир – искусствоподобный текст. Для символистов жизнетворчество часто превращалось в мифотворчество (в возрождение старых мифов и создание новых), в конструирование утопических проектов (создание Эдема на земле, идеального царства и т.д.).

       Для А.Белого категория жизнь «недоступна анализу, интегральна и всемогущественна»[vii][7]. Один из разделов книги А.Белого «Арабески» называется «Творчество жизни». Для А.Белого высшее «искусство есть искусство жить».  (“Искусство есть искусство жить. Я должен определить искусство умением жить. Жизнь это совокупность норм поведения, предопределяющих теоретические вопросы разума. Жизнь есть личное творчество. Умение жить есть непрерывное творчество, это мгновение, растянувшееся в вечность. Творчество жизни есть тайна личности. Умение жить есть индивидуальное творчество, а общеобязательные правила жизни маски, за которыми прячется личность. Жизнь, осознанная в законах, есть веселый маскарад…»)[viii][8]. 

      Символисты пытались преодолеть разрыв между искусством и реальностью, с помощью символа стремились постигнуть природу человека. Они часто  обращались  к опыту мистическому, стремились  проникнуть в  трансцендентальную реальность метафизического бытия через сочувствие и переживание.

      Автобиографикции и автобиографии в начале ХХ века все более превращаются в психоаналитические произведения, для них характерна авторефлексивность письма, субъективность, индивидуализм, интимность. Философы и писатели выбирают форму потока сознания, внутреннего монолога, обращаются к снам, воспоминаниям о детстве, мифам, сказкам. Для многих произведений характерна фрагментарность, прерывистость. Например, произведения Розанова можно рассматривать как поток сознания, ощущений, впечатлений, образов, воспоминаний. Поток сознания  -  особая техника письма, форма  организации текста, способ создания художественной образности, форма внутреннего монолога, который включает в себя бессвязные сенсорные впечатления, воспоминания, отрывки мыслей. Этот метод позволяет более глубоко раскрыть субъективную жизнь, более свободно выразить свои мысли и чувства, делает произведение оригинальным.  Впервые термин был введен Уильямом Джеймсом в «Принципах психологии». Метафора представляла собой переосмысление идеи представления жизни как всеобщего непрерывного потока. Идеи Фрейда З. и Юнга К.  о бессознательном повлияли на дальнейшую разработку этого термина. (Пример потока сознания у Розанова: «Томительно, но не грубо свистит вентилятор в коридорчике: Я заплакал (почти): «да вот чтобы слушать его – я хочу еще жить, а главное друг должен жить». Потом мысль: неужели он (друг) на том свете не услышит вентилятора»; и жажда бессмертия так схватила меня за волосы, что я чуть не присел на пол»[ix][9]).

     Писатели и философы этого периода стремятся уйти от заданных литературных форм, ищут новые формы выражения, занимаются автомифотворчеством, стремятся выстроить жизнь по законам искусства, соединить жизнь и творчество.  Для писателей и философов начала ХХ века в России характерна игра с масками, персонажами, ненадежными рассказчиками (например, «Красный смех» Л.Андреева).

    В начале ХХ века в России усиливается автобиографичность художественной литературы. Многие писатели приходят к выводу, что художественная литературу может полнее и правдивее раскрыть автобиографию писателя, чем его формальная автобиография. Авторы предлагают читать художественную литературу как автобиографию и автобиографию как художественную литературу.

    Новые элементы в автобиографиях появляются во время Первой Мировой войны и после нее, когда происходит «умаление человека». Появляется новое отношение к автобиографиям: ироническое, сатирическое, пародийное, издевательское отношение к ним.

    Таким образом, автобиографикции важны: в них отразилась духовная атмосфера времени.

 

 

                                                 Литература

 



1.[i] Цит. по:Saunders М.   Autobiografiction: Experimental Life-Writing from the

Turn of the Century to Modernism/ Literature Compass 6/5 (2009): 1041–1059, 10.1111/j.1741-4113.2009.00649. Р.1043

 

2.[ii] Цит. по: Павлова С.Ю. Французская автобиография романтической эпохи: дис…канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2003. С.34.

3.[iii] Dictionnaire International des Termes Litte´raires (электронный ресурс) URL:  http://www.ditl.info/arttest/art10086.php (дата обращения 12.06.2009).

4.[iv] Цит. по:Saunders М.   Autobiografiction: Experimental Life-Writing from the

Turn of the Century to Modernism/ Literature Compass 6/5 (2009): 1041–1059, 10.1111/j.1741-4113.2009.00649. Р.1043

 

5.[v] Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 1979. С.381.

6.[vi] Болдырева Е.А. Автобиографический метатекст И.А.Бунина в контексте русского и западно-европейского модернизма.: дис.доктора фил. наук: 10.01.01. Ярославль. 2007. С.33.

7.[vii]Цит. по: Лосский Н. История русской философии (электронный ресурс). URL: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/23.html (дата обращение 04.01.2012)

 

8.[viii] Белый А. Арабески. Книга статей. М.:»Мусагет». 1911. С.195.(электронный ресурс). URL:www.biblioclub.ru/book/68687/ (дата обращения 02.02.2012).

9.[ix] Розанов В. Опавшие листья. Короб второй и последний (1915) /Мысли о литературе М.: «Современник». 1989. С.265.