К.ф.н.Леглер А.А.

Ставропольский государственный университет, Россия  

Образ автора в репортажах ГюнтераВальрафа

 

Создавая произведение, автор выбирает не только предметы и явления, но и форму рассказа о них. При этом существенным является именно то, «что и как изображается, различные отношения между предметами изображения. Все словесно-художественное произведение пронизывает авторский взгляд, авторское отношение к каждому элементу, объясняя его место, роль и функцию» [2, 15]. Творчество Г.Вальрафа развивается в русле репортажа, но это направление претерпевает изменения в идиостиле писателя. Индивидуальный стиль писателя проявляется на любом уровне, и прежде всего на текстовом, – «в оригинальной творческой манере, в тех устойчивых идейно-содержательных, композиционных и языковых особенностях произведений, которые позволяют читателю идентифицировать различные тексты данного автора, дают основание видеть в нем творческую индивидуальность» [4, 24].

Известный немецкий писатель и общественный деятель Гюнтер Вальраф родился 1 октября 1942 г. в городке Буршайд близ Кёльна (Германия). Он по праву считается одним из самых известных западногерманских писателей, публицистов и журналистов, произведения которого можно отнести к художественно-публицистическому стилю. Под художественно-публицистическим мы понимаем стиль, представляющий собой симбиоз художественного отражения реального события, доминантой которого является оценочное авторское впечатление от факта или события. «В правдивой передаче информации Г. Вальраф отдает приоритет художественному. Художественное – это пережитое, прочувствованное автором, это порождение его собственного духовного опыта» [3, 21]. В свою очередь, публицистический стиль связан с обсуждением важной политической и социально-экономической темы. Он ориентирован на массового читателя в связи с сообщением актуальной информации и воздействием на читателя с целью формирования общественного мнения. Произведения публицистического стиля отличает простота изложения, документализм, доступность, социальная оценочность[1, 70]. Образ автора раскрывается благодаря всей композиционно-речевой структуре произведения. Так, в репортажах Г. Вальрафа образ автора – это одна из форм «литературного артистизма» писателя. Автор выступает при этом не только как рассказчик, но и должен соотнести себя с той личностью, с которой он себя идентифицирует.

По нашему мнению, репортаж Г. Вальрафа можно считать художественно-аналитическим. Он сочетает в себе описание и анализ ситуации с применением художественных приемов, отличаясь документальностью, последовательностью представления фактов, объективностью. Такое произведение включает в себя интервью со специалистами, изложение и анализ документов, в том числе и сообщение о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами [5, 82]. В репортажах Г. Вальрафа «факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале» [6].В книгах Г. Вальрафа каждое слово, каждый образ связаны с его жизнью.

В 1963 году произошло событие, определившее деятельность Вальрафа как «журналиста-расследователя». Поскольку он упорно отказывался брать в руки оружие во время военной службы в бундесвере, его направили для обследования в психиатрическое отделение военного госпиталя в Кобленце, где он стал вести дневник, чтобы позднее рассказать общественности о своем личном опыте. Это была его первая, хотя и не им самим добровольно избранная роль отказника от военной службы и пациента психиатрической больницы. Вскоре выходит в свет его книга «Bundeswehr-Tagebuch» («Дневник солдата бундесвера»). По совету Г. Бёлля Вальраф продолжает литературную деятельность. Авторитет и мнение Бёлля укрепили молодого писателя в его решении изучать «изнутри и снизу» западногерманскую действительность.

Творческая биография Вальрафа тесно связана с тем, о чем он пишет. Для него не существует непреодолимых границ. В своих произведениях Г. Вальраф«разбивает штампы удобно-привычного мышления»: добродетельный «конституционный политик», оказывается, может быть пособником нелегально или полулегально действующих неофашистов; уважаемый, преуспевающий бизнесмен – преступником, которому место за решеткой; рабочий, якобы защищенный трудовым законодательством, продаваемым и перепродаваемым бесправным рабом [7,214].В первой половине 80-ых годов прошлого столетия писатель исследовал ситуацию на «самом дне» общества. Никто не мог предположить, что в роли турецкого рабочего предстанет ни кто иной, как Гюнтер Вальраф. Немецкий интеллигент прожил и проработал в образе турка Али почти три года. Это была роль, которая оказалась не только самой известной, принесшей популярность писателю, но и ставшей пиком его карьеры как журналиста-расследователя и писателя-документалиста.

Поиски работы под чужой внешностью Вальраф начал после того, как после его первых публикаций в производственных кругах появилась листовка с предупреждением о возможном вторжении Вальрафа на предприятия, чтобы воспрепятствовать принятию его на работу. С этого момента писатель стал развивать свою технику расследовательского замаскированного журнализма.

Генетически способ «внедрения в событие» восходит к глубокой древности, к маскировке как приему охоты с целью приблизиться к объекту, не вызывая подозрений. Близки тому и вековые поэтические образы сказки, где герой обладает волшебным средством и делается незримым. «По-моему, маска и шапка-невидимка – это древнейший принцип искусства, – говорит Вальраф, – мечта, которая рождается у человека еще в детстве» [3,18]. Сам метод заимствован из социологии, где именуется «методом включенного наблюдения». В 1960-е годы этот метод был очень распространен в советской журналистике под рубрикой «журналист меняет профессию». Но Вальраф идет дальше. Он практикует «провокацию действительности». Изобретенный им метод окрестили на Западе его именем, а сам процесс называют wallraffen («вальрафен»), т.е. делать так, как Вальраф[8,45]. Он действует, спрашивает, отвечает, но не всегда оценивает, позволяя материалу говорить самому за себя. Герои характеризуются через то, что они говорят, а не как говорят. Вальраф не рисует детальных портретов, читатель не всегда знает, как выглядят его собеседники. Мало того, он обращается к драматургическому опыту Бертольта Брехта. Произведения Г. Вальрафа сравнивают с зафиксированным на бумаге спектаклем, в котором он выступает в качестве главного действующего лица.

 

Литература:

1.            Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: Учеб.пособие [Текст] / Н.Б. Болотнова. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 520 с.

2.            Гончарова, Е.А. Пути лингвистического выражения категории автор персонаж в художественном тексте [Текст] / Е.А. Гончарова. – Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1984. – 145 с.

3.            Зоркая, М.В. Человек, который проходит сквозь стены [Текст] / А.А. Зоркая // Г. Вальраф Репортер обвиняет: Предисл. М.В. Зоркой; Коммент. Н.А. Кайтмазовой. – М.: Прогресс, 1988. – С. 522.

4.            Куроедова, М.А. Авторское «Я» в публицистическом тексте (на материале статей И. Волковой) [Текст] / М.А. Куроедова // Вестник АмГУ. – Вып. 10. – 2000. – С. 2425.

5.            Майданова Л.М., Дускаева, Л.Р. Жанры публицистическогостиля [Текст] / Л.М. Майданова, Л.Р. Дускаева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М.: Флинта: Наука, 2003. С. 79–88.

6.   Мутовкин, Л.А. Аналитические и художественно-публицистические жанры [Электронный ресурс] [Текст] – URL: http://www.promgups.com/blog/wp-content/uploads/2007/02/1_4.pdf

7.   Фиш, Р. Шесть часов с Гюнтером Вальрафом [Текст] / Р. Фиш // Иностранная литература. – № 9. – 1986. – С. 213216.

8.   Щепилова, Г.Г. Публицистика Гюнтера Вальрафа: (В творч. мастерской журналиста) [Текст] / Г.Г. Щепилова. – Свердловск: Урал.гос. ун-т им. А.М. Горького, 1990. – 62 с.