СИМВОЛИКА ОБРАЗА СЕРДЦА В ЛИРИКЕ К.Д. БАЛЬМОНТА

Н.С. Тишевская, О.В.Бердникова

Лесосибирский педагогический институт –

филиал Сибирского федерального университета, Россия

 

В конце XIX – начале XX века Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) был едва ли не только одним из самых известных среди русских поэтов, но и ярким представителем Серебряного века русской поэзии. Это была очень колоритная эпоха не только для литературы, но и для всей русской культуры в целом. До последнего времени эта эпоха, столь важная и интересная, была незаслуженно забыта. Но в обществе произошла своеобразная переоценка ценностей, и у исследователей различных областей культуры и искусства вновь пробудился интерес к феномену русской литературы и культуры конца XIX – начала XX века, именуемого Серебряным веком. Важной особенностью любого поэтического текста является его яркость, предельная экономия средств выразительности, при которой не допускается случайных слов. Факты повторов отдельных слов или тяготение к некоторым образам, приобретающим характер лейтмотивов, несомненно, свидетельствуют об особом их значении для художественного мира поэта. В настоящем исследовании предпринимается попытка в анализе символики образа сердца в лирике К.Д. Бальмонта.

В поэзии К.Д. Бальмонта одним из наиболее часто встречающихся образов является образ телесного. С телом у человека связано много ассоциаций: состояние, навыки, установки, ориентация, самочувствие, страхи, удовольствия и страдания. Эти ассоциации могут быть как сознательными, так и подсознательными. Тело осознается как сложная форма, как структура, где отдельные элементы занимают свое специфическое место. Так сердце – это центр существа, как физический, так и духовный. В поэзии К.Д. Бальмонта образ сердца является частотным и значимым для понимания авторской позиции. Так в стихотворениях «Песня араба», «Зимой ли кончается год» сердце является вместилищем человеческой души, например: «Но слышало сердце…», «Но сердцем…не была позабыта», «сердце ее разглядело» [1]. Кроме того, в данном случае сердце выступает еще и в роли человеческого сознания, поскольку оно совершает то, что принято считать чем-то интуитивным, бессознательным.

Иначе раскрывается образ сердца в стихотворении «Разлученные». Здесь оно служит хранилищем дорогих образов и человеческих чувств: «Ты, родная и в сердце хранимая» [1].  Однако сердце лирического героя может испытывать разнообразную гамму чувств. Например, в стихотворении «Безглагольность» это чувство боли, грусти, которые заставляют сердце печалиться и плакать: «И сердцу так больно, и сердце не радо, И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно» [1].

Или в стихотворении «Когда я в сумерки у волн мечтаю долго» сердце является символическим источником переживаний, таких как любовь, сострадание, отзывчивость, радость: «А я хоть спал, – не спал – от нежной в сердце ранки» [1]. И из-за «ранки в сердце» лирический герой пребывает в пограничном состоянии между сном и явью.

Сердце может испытывать самые разнообразные чувства, например, ласку, нежность в произведении «Я видел ибиса в моем прозренье Нила» (1929) из сборника «Звездная сказка»: «И птица-флейта мне напела в сердце ласку» [1]. Таким образом, телесный образ сердца в поэзии К.Д. Бальмонта имеет достаточно широкий комплекс значений, которые служат отражением наиболее полного набора пережитых чувств лирическим героем.

В сердце человека заложены временные и пространственные характеристики. Так в стихотворении «Бездонное сердце поэта», сердце выполняет функцию хронометра: «У сердца особенный счет, Мгновенья я в годы вменяю» [1].

В произведении «В той части леса, где поёт…» из сборника «Соловей» сердце человека символизирует макрокосм и отражает пространственную вертикаль: «Как бог и сердце – вверх и вниз, как пел Гаканий и Гафиз» [1]. В этом сравнении с образом верха соотносится Бог, а низа – сердце, то есть человек.

Наконец, в стихотворении «К людям» сердце символизирует ту часть тела, которая управляет головой: «Я понял, но сердцем, - о нет, не умом» [1]. Однако, понимая истину не головой, а сердцем лирический герой отнюдь не глупое существо, а наоборот, разумное.

В произведении «Чую, сердце так много любило, …» (1929) не истерзанное душевными муками сердце – это тот мостик, при помощи которого можно обрести Бога: «Чую, сердце так много любило, Это сердце терзалось так много, Что и в нем умаляется сила, И не знаю, дойду ли до бога» [1].

Сердце символизирует силу человеческой души, его способность верить, а для веры нужны силы. В стихотворении «Хочу густого духа…» (1929) песня в сердце означает ту душевную силу лирического героя, благодаря которой он является властителем Вселенной: «Кто жаждет благолепий, В чьем сердце звучны хоры, Тому – от бога –  степи, Ему –  леса и горы».

Итак, символика образа сердца в лирике К.Д. Бальмонта многозначна. Под этим образом понимается и та часть тела, которая является хранилищем человеческой души, и тот орган, который может испытывать многообразную гамму чувств, подчас противоположную. Сердце координирует перемещение лирического героя во времени и пространстве.

 

Список литературы:

1. Бальмонт К. Стихотворения. – М., 1990.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев. – М., 1988. – т.2. К – Я. – 719 с.

3. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. – М., 2003. – 608 с.

4. Энциклопедия символов / сост. Рошаль В.М. – М., 2008. – 1007 с.