Филологические науки/8. Родной язык и литература

К.ф.н. Барашкова А.В.

Ивановская государственная текстильная академия, Россия

Славянская фэнтези как феномен современного литературного процесса

Жанр фэнтези является одним из наиболее интересных явлений современного мифопоэтического направления в литературе. Поиск новых способов и возможностей наполнения литературы фэнтези актуальным содержанием стало причиной того, что в конце XX – начале XXI веков российские писатели начинают проявлять интерес к славянской фольклорно-мифологической традиции, а произведения классической фэнтези, основанные на западноевропейском и кельтском фольклоре, начинают уступать по популярности романам фэнтези, имеющим тесную связь с русскими народными сказками. В рамках российского литературного процесса рождается и развивается славянская фэнтези. Славянские фольклорно-мифологические образы и мотивы нашли свое отражение в творчестве таких писателей, как М.В. Семенова, А. Лазарчук, А. Прозоров, Ю. Никитин и других, однако возникновение славянской фэнтези как особого направления связано с выходом в 1995 году романа М.В. Семеновой «Волкодав». Ее произведения «Волкодав» (1995), «Валькирия» (1995), «Поединок со змеем» (1996), энциклопедия «Мы – славяне!» (1998) повлияли на дальнейшее развитие славянской фэнтези.

Переработанный комплекс славянских фольклорно-мифологических образов и мотивов составляет основу художественного мира произведений славянской фэнтези. Так, между миром людей и миром богов существует четкая граница, пересечение которой возможно практически в любом месте при определенных обстоятельствах, например, во время обрядовых действий. Низшие мифологические существа принадлежат потустороннему миру, и их главной характеристикой является невидимость. Духи могут являться героями произведений славянской фэнтези, но их переход в мир людей должен сопровождаться уходом человека в мир богов, при котором мифологическое существо получает его душу.

Традиционные фольклорно-мифологические мотивы, претерпевшие изменения в ходе развития историко-литературного контекста, в произведениях славянской фэнтези под влиянием авторского замысла подвергаются дальнейшему переосмыслению. Реализация одного и того же мотива у разных писателей существенно отличается и зависит от функции самого мотива или его центрального образа в тексте романа. Особенности преобразования фольклорно-мифологических мотивов способствуют раскрытию авторской позиции и организации скрытого смысла произведения, его подтекстового плана. Так, вера в Перуна может реализовываться как собственно вера и обращение к его помощи в случае необходимости, либо как непосредственное соотнесение образа главного героя с данным богом, становящимся его покровителем. Оба варианта являются олицетворением героического начала в произведении, которое во втором случае усиливается за счет обожествления героя. Образ Сварога связан с реализацией отцовско-сыновних чувств, а также чувства справедливости. Варианты мотива веры в богиню Живану, представленные в виде веры героя в культ матери, либо как победа жизни над смертью, имеют связь с архетипом «Анима» и формируются под воздействием переосмысления мифопоэтической традиции. Упоминание в произведении бога Чура и его изваяний акцентирует внимание на мотиве дальних перемещений и путешествий, объединяющих сюжеты большинства романов фэнтези. Мифологема Рая в произведениях славянской фэнтези отражает мотив одиночества, тоски по умершей семье или же мотив дороги и путешествия, а Беловодье ассоциируется с поисками героем своего места в мире, попытками познания самого себя и с его духовным перерождением. Мотив оборотничества в литературе славянской фэнтези реализуется в виде непосредственного перевоплощения героя либо посредством наделения его характерными чертами животного-покровителя, дав тем самым возможность мотивировать выдающиеся способности героя и снизить героический момент в структуре повествования.

Родство славянской фэнтези и русской волшебной сказки определяет преемственность их поэтической организации. В женских образах литературы славянской фэнтези присутствуют черты, характерные для сказочных героинь. Также наблюдается соответствие между функциями героев фэнтези и функциями сказочных героев. В образе главного героя фэнтези реализуются основные функции главного героя сказки, функции сказочного антагониста выполняет отрицательный герой фэнтези, а спутники главного героя выступают в роли сказочных дарителей. При этом функции сказочных героев в структуре произведений фэнтези претерпевают определенные изменения, попадая под влияние авторского замысла и специфики художественного мира романов.

Использование славянской мифопоэтической традиции позволяет современному российскому читателю приобщиться к национальному фольклорно-сказочному наследию. Возрастающая популярность славянской фэнтези связана с необходимостью удовлетворения читательской потребности в духовно близком национальном герое, а также со стремлением сформировать новый взгляд на современную российскую действительность. Таким образом, процесс эволюции формально-содержательной модели жанра фэнтези, результатом которой стало появление направления славянской фэнтези, является естественным ответом на изменение запросов и интересов современных читателей.

Литература:

1. Афанасьева Е.А. Мифологические мотивы в трилогии Марии Семеновой «Волкодав» // Официальный сайт М. Семеновой. www.semenova.olmer.ru.

2. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Изд. 2-е, испр. и доп. Тверь, 2001.

3. Жаринов Е.В. «Фэнтези» и детектив – жанры современной англо-американской литературы. М., 1996.

4. Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. М., 2004.