Филологические науки / 8. Родной язык и литература.

К. филол. н. Перцева В.А.

Харьковский университет внутренних дел, Украина

 

«СУДЕБНЫЕ ОЧЕРКИ» Н.П.ТИМОФЕЕВА

 

Судебная реформа 1864 года в хронике русской дореволюционной жизни занимает особое место. Неоднозначное отношение к новым судам и адвокатуре стало проявляться не только в реакционных, но и в либеральных органах печати. В 1881 году, через 15 лет после введения судебной реформы, Николай Петрович Тимофеев публикует серьезное юридическое исследование «Суд присяжных в России», выступая в защиту судебных нововведений. А выйдя в отставку, пытается уже в легкой литературной форме обратиться к отображению результатов судебной реформы в России. Наиболее известными произведениями Тимофеева стали роман «Волны житейские» и цикл рассказов «Судебные очерки».

Тимофеев  назвал свои «Судебные очерки»  «результатом личных наблюдений, которые представляют собою существенную важность, констатируют факты, взятые прямо из жизни, затрагивают вопросы о деятельности присяжных заседателей в самых разнообразных условиях и касаются этой их деятельности со всех доступных для наблюдения сторон». Установка на объективное отображение жизни давала повод современной Тимофееву критике говорить о «созерцательной»  позиции автора. Между тем, именно объективная манера, как она выразилась в цикле «Судебные очерки», несла большой заряд неприятия жизни, скрытого лиризма. Эта форма общения с читателем была не менее эффективная, чем открыто публицистическая.

Фактический материал описывается Тимофеевым с точностью юридического документа, вместе с тем, писатель верен форме очерка-исследования. Каждая деталь, каждый факт, каждая фраза целенаправленно подчинены созданию правдивых картин жизни русского общества. В приемах повествования он нередко обращался к художественной детали, к пейзажу, портретной зарисовке, постоянно заботился о выразительности языка. В таких очерках, как «Любушка», «Легенда о присяжном», «Голос издалека» Тимофеев охотно отвлекается от центральной сюжетной линии, включая сцены общего порядка (общественная, экономическая жизнь провинции).

Каждый очерк – это маленькая история, герои которой - преступники и судьи. Здесь необязательна история развития характера. Пропорции общечеловеческого и социального различны. Первой проблемой, на которую обратил внимание Тимофеев в рассматриваемых нами произведениях, является анализ того, как внешние условия повлияли на мысль и поведение человека, совершившего преступление, и человека, призванного судить за это преступление. Прослеживаются определенные динамические связи человека и обстоятельств в их буднично-повседневном воплощении. Как автор, Тимофеев задается не столько исследованием самого события преступления, сколько установлением нравственных мотивов, его вызвавших. Однако более серьезное значение имеет для писателя оценка нравственной стороны дела на суде. Авторский интерес к внутренней стороне жизни суда, мысль о том, что новый суд, суд присяжных – это «суд непринужденной человеческой совести», как рефрен проходит через весь цикл.

О чем бы ни шла речь, Тимофеев всегда умел оставаться предельно лаконичным и сдержанным. Он только мимоходом останавливал внимание на словно бы случайно подвернувшихся ему фактах. Автор не дает от себя героям никаких характеристик и оценок, ни одним словом не касается их прошлого, их занятий, стремлений. Даже внешность героев обрисовывается писателем весьма кратко. Об их прошлом, о том, где они живут, чем заняты, читатель узнает от них же самих. А говорят они о себе скупо и неохотно, либо когда спросят, либо когда придется к слову. Характеры и убеждения людей, их взаимоотношения выявляются в «Судебных очерках» из их поведения и разговоров. Писатель дает своим героям возможность самим раскрывать себя по мере того, как они занимаются своими повседневными житейскими делами, живут своими обычными заботами. Чуждо Тимофееву также и обращение к исключительным личностям и положениям. Герои его – люди самые обычные, типичные представители своего класса, своей социальной группы.

Еще одним немаловажным объектом литературного анализа для Тимофеева был образ  присяжного заседателя. Неоднократно Тимофеев  обращался к вопросу о профессиональной пригодности присяжных в своем научном труде «Суд присяжных в России», но именно в его очерках не только выделяются психологические типы присяжных, но и складывается некий собирательный образ присяжного. Складывается этот образ из отдельных более или менее индивидуально обрисованных характеров героев по воле судьбы и обстоятельств ставших присяжными. Тимофеев никогда не упускал случая подметить или уловить в решениях присяжных руководивший их совестью мотив, анализировал способы нравственной оценки присяжными личностей подсудимых. Тема ответственности присяжных за судебные ошибки неоднократно поднималась  в «Судебных очерках». «Суд людской ошибиться может, суд же Божий – никогда», - говорит одна из героинь Тимофеева, ложно обвиненная подкупленными присяжными в попытке отравления своего свекра. А в «Легенде о присяжном» тема вины за судебные ошибки погружена автором в глубины не только христианского сознания, но  народной морали и внутренней сути человека, ибо «суд отбыть надо безупречно, по правде и совести». В таких очерках, как «Да, виновна – нет, не виновна», «Легенда о присяжном», «Тайна сердца», «Умалишенная», «Катря», писатель обращает внимание на момент принятия присяжными жизненно важного решения о виновности или невиновности подсудимого. Этот момент, по мнению Тимофеева, в сознании человека должен быть инспирирован проявлением двух важных феноменов. Первый феномен  индивидуальный - это человеческая совесть, второй, и он же наивысший, ибо ему подотчетен человек во всех своих поступках, - это «трансцендентальная совесть», то есть вера в Бога.

Рассматривая тематику, обстановку и ситуации очерков Н.П.Тимофеева, выбор изображаемого объекта, а иногда и манеру изложения, можно провести аналогии с творчеством многих известных российских очеркистов. Однако четко выявляются и новаторские качества творческого метода Н.П.Тимофеева, писателя. Это подчеркнутая социальная направленность изображения, отказ от медитативности и описательности в пользу наглядности, конкретности; увеличение роли объективного момента, изображение повседневной жизни  общества без попытки ее идеализации.

Очерки Тимофеева составляют своего рода дневник судейского чиновника, где последний постоянно наблюдает и излагает свои впечатления.  Это – отклики на злобу дня, описания быта и нравов провинции, позволившие писателю лучше понять время, отношения, характеры изображаемой среды, а, главное, яснее донести до читателя свои мысли по поводу судебной реформы, подвести к единственно верному выводу. Понимая, что каждый из читателей - это потенциальный  присяжный, писатель обращает внимание на то в судебном процессе, что удивило или возмутило его как человека, бросилось  в глаза своей нелепостью или недобросовестностью.

В цикле «Судебные очерки» Тимофеевым было впервые так наглядно затронуто несколько важных проблем, касающихся психологической стороны судебного процесса, а если еще точнее, то проблем, затрагивающих этические и узко профессиональные стороны нового суда - суда присяжных заседателей. Писатель типизировал не только путем выделения характерных черт профессии судьи, но и проникновением в социальную сущность связанных с ней явлений. А обращение Тимофеева к жанру очерка диктовалось, в первую очередь, просветительскими интересами и стремлением писателя слить в единое повествование личные наблюдения, публицистическую оценку фактов и  их художественную трактовку. Именно в очерке Тимофеев видел оперативный жанр, позволявший активно воздействовать на общественное мнение по важным проблемам современности.

Литература:

1. Скабичевский А.М. История новейшей русской литературы. – 7-е изд. / А. Скабичевский. - СПб., 1909. – 296 с.

2. Тимофеев Н.П.  Судебные очерки / Н. Тимофеев. – СПб, 1881. – 636 с.