Голобурдина Олеся Юрьевна

Ставропольский государственный университет, Россия

Актуализация гомодиегетического типа повествователя в классификации лирического сюжета в творчестве М.Ю. Лермонтова по нарративной системе

 

Основной проблемой, поставленной нами в данной статье, является то, как диегетический тип повествователя актуализируется в классификации лирического сюжета в творчестве М.Ю. Лермонтова по нарративной системе. Стоит отметить, что лирика в принципе не является сюжетной, так как переживание, изображенное в стихотворении, не всегда событийно. Но и отрицать его наличие нельзя.

Большинство исследователей считают, что лирическое произведение не может быть бессюжетным (Чумаков Ю.Н., Мануйлов В.А., Коровин В.И. и другие). Но сюжет в лирике весьма своеобразен. События в ней воспроизводятся лишь в той мере, какая необходима для их эмоциональной оценки. Следствием подобной установки и является фрагментарность, «схематичность», «бессобытийность» и другие особенности лирического сюжета, резко отличающие его от сюжета в эпосе. Мы же придерживаемся точки зрения, что лирический сюжет – это развитие в лирическом стихотворении не фабульного события (там, где оно есть) и не рассказывания самого по себе (которое ведётся с «фиксированной точки»), а именно то самое «подвижное соотношение» между ними, которое представляет собой не что иное, как рефлексию [Тамарченко: 354].

В работе «Заметки о лирике» Т.И. Сильман предложено при анализе лирического сюжета использовать сюжетные «точки отсчета», в которых происходит наибольшая концентрация лирического «я» (лирическое «я», от лица которого пишется стихотворение; лирическое «я», принадлежащее другому лирическому субъекту; лирическое «я», которое нельзя отождествлять с «я» автора и т.д.). В свою очередь, Хализев В.Е. рассматривал сюжет как разработанную автором цепь событий, выстроенную семантически, включая систему нарратива, структурная семантика которой также нацелена, как и все остальные компоненты поэтики, прояснить авторскую позицию [Хализев: 162]. Следует учитывать, что в роли нарратора (того, кто произносит) могут выступать или лирический герой, или сам автор, или лицо, которое не всегда персонифицировано. Следовательно, при анализе лирического сюжета необходимо учитывать роль нарратора и указанные выше сюжетные «точки отсчета».

К одной из форм сюжета в классификации по нарративной системе можно отнести ту, в которой лирическое «я» актуализируется как выражение авторского мироощущения. Н.В. Журди в статье «Основные категории нарративного анализа» называет этот тип повествования диегетическим, и, в частности, гомодиегетическим, так как он является одной из форм так называемого «традиционного нарратива», повествование в котором ведется от первого лица, и в нем сильно авторское начало (субъект принадлежит речи).

Многие лирические произведения сохраняют известные нам факты и события лермонтовской судьбы. В лирике сильны воспоминания детства, отклики первых волнений сердца, дружеских симпатий. Так, Лермонтов стремится убедить в невыдуманности, неподдельности юношеских романтических чувств и прибегает для этого то к прямым указаниям на правдивость запечатленных событий, то к форме дневника или исповеди, то к введению собственных портретных и возрастных характеристик (например, стихотворение «Портреты»). Той же цели – жизненной и поэтической достоверности – служат упоминания о местах, где происходили те или иные события (например, стихотворение «Видение»). Коровин В.И. и Миллер О.В. в статье в «Лермонтовской энциклопедии» говорили о том, что автобиографизм становится принципиальной установкой раннего творчества поэта, начальной ступенью личностной передачи романтических чувств. Лермонтовский автобиографизм, помимо тенденции к жизненной и художественной достоверности, к нравственной оправданности собственных переживаний, заключал в себе последовательное стремление поэта подчеркнуть личностный характер философских размышлений своего лирического героя (например, стихотворение «1831-го июня 11 дня». Сосредоточенность на идее личности как субъекте лирических переживаний обусловила прорыв Лермонтова из общеромантического круга эмоций к неповторимо индивидуальным.

Первоначально лирическое «я» у Лермонтова, по мнению Эйхенбаума Б.М., еще во многом условно. Его своеобразие создавалось вкраплениями биографических деталей. Это подтверждается тем, что на раннем этапе творчества поэта мы можем встретить стихотворения, которые имеют вид датированной дневниковой записи (медитативная лирика) («1831-го июня 11 дня», «1830. Майя. 16 число», «1830 год. Июля 15-го», «10 июля. 1830» и др.). Лирическое «я» предстаёт в противоречии между героической натурой, жаждущей сверхчеловеческих целей, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах [Эйхенбаум: 256]. Так, в стихотворении «1831-го июня 11 дня» гомодиегетический тип повествователя актуализирует концентрацию вокруг лирического «я» последовательности биографических фактов, рефлексию над ними с помощью эмоций и чувств, усиливает интерес к самопознанию личности. Основной особенностью стихотворений данной разновидности является именно то, что нарратор, лирическое «я» которого  является выражением авторского мироощущения, проявляется с помощью приемов именно лирических, а не эпических жанров. Но не только медитативная поэзия Лермонтова может служить иллюстративным материалом для актуализации данного типа повествователя. К стихотворениям с аналогичным типом можно отнести «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно», «Как часто, пестрою толпою окружен» и другие.

Можно сделать вывод, что наличие лирического «я» как выражения авторского мироощущения характерно для творчества любого поэта вне времени его существования, ибо вечные темы, тревожащие их, являются неизменными. Различен лишь способ их передачи.

 

Литература:

1.     Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2т. Т.1. М., 2004.

2.     Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.

3.     Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.