Тошоманова Д.О.

КГУ им.А.Байтурсынова, г.Костанай, Казахстан

 

ОБЛИЧИТЕЛЬНО-САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС ТВОРЧЕСТВА  М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»)

 

                                          Значение его сатиры огромно, как по правдивости

                                          ее, так и по тому чувству почти пророческого

                                          предвидения тех путей, по коим должно было 

                                          идти и  шло русское общество…

                                                                                                           М.Горький

За Салтыковым-Щедриным утвердилось название «знаменитого сатирика».  Сатирическим пафосом пропитаны многие произведения М.Е.Щедрина. К таким именно произведениям принадлежит и роман «Господа Головлевы».

«Бывают семьи, - пишет Щедрин, - над которыми тяготеет как бы обязательное предопределение. Особливо это замечается в среде той мелкой дворянской сошки, которая без дела, без связи с общей жизнью и без правящего значения сначала ютилась, под защитой крепостного права, рассеянная по лицу земли русской, а ныне, уже без всякой защиты, доживает свой век в разрушающихся усадьбах. В жизни этих жалких семей и удача и неудача – все как-то слепо, не гадано, не думано… Вдруг, словно вша, нападает на семью не то невзгода, не то порок, и начинает со всех сторон есть… точить поколение за поколением. Появляются коллекции слабосильных людишек, пяниц, мелких развратников, бессмысленных празднолюбцев и вообще неудачников. И чем дальше, тем мельче вырабатываются людишки, покапока, наконец, на сцену не выходят худосочные зауморыши…которые, при первом же натиске жизни, не выдерживают и гибнут».

Стремясь понять и отобразить в своих произведениях особенности российской жизни, Салтыков-Щедрин берет один из наиболее характерных пластов российской жизни — быт провинциальных помещиков-дворян. Обличительный пафос произведения распространяется на все сословие, представители которого любят произносить "благонамеренные речи" в защиту "священных принципов" государства, церкви, собственности, семьи, постоянно их нарушая.

Вот как характеризует ключевых героев романа сам Салтыков-Щедрин.

«Глава семейства, Владимир Михайлович Головлёв, еще смолоду был известен своим безалаберным и озорным характером, и для Арины Петровны, всегда отличавшейся серьезностью и деловитостью, никогда ничего симпатичного не представлял. Он вел жизнь праздную и бездельную, чаще всего запирался у себя в кабинете, подражал пению скворцов, петухов и т. д. и занимался сочинением так называемых «вольных стихов»… Арина Петровна сразу не залюбила этих стихов своего мужа, называла их паскудством и паясничаньем, а так как Владимир Михайлович собственно для того и женился, чтобы всегда иметь под рукой слушателя для своих стихов, то понятно, что размолвки не застали долго ждать себя. Постепенно разрастаясь и ожесточаясь, размолвки эти кончились, со стороны жены, полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту, со стороны мужа — искреннею ненавистью к жене, ненавистью, в которую, однако ж, входила значительная доля трусости».

«Арина Петровна - женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей свое воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлёвским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброходствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет? Вообще имеет характер самостоятельный, непреклонный и отчасти строптивый, чему, впрочем, немало способствует и то, что во всем головлёвском семействе нет ни одного человека, со стороны которого она могла бы встретить противодействие».

Степан Владимирович, старший сын, … слыл в семействе под именем Степки-балбеса и Степки-озорника. Он очень рано попал в число «постылых» и с детских лет играл в доме роль не то парии, не то шута. К несчастию, это был даровитый малый, слишком охотно и быстро воспринимавший впечатления, которые вырабатывала окружающая среда. От отца он перенял неистощимую проказливость, от матери - способность быстро угадывать слабые стороны людей. Благодаря первому качеству, он скоро сделался любимцем отца, что еще больше усилило нелюбовь к нему матери. Часто, во время отлучек Арины Петровны по хозяйству, отец и подросток-сын удалялись в кабинет, украшенный портретом Баркова, читали стихи вольного содержания и судачили, причем в особенности доставалось «ведьме», то есть Арине Петровне. Но „ведьма“ словно чутьем угадывала их занятия; неслышно подъезжала она к крыльцу, подходила на цыпочках к кабинетной двери и подслушивала веселые речи. Затем следовало немедленное и жестокое избиение Степки-балбеса. Но Степка не унимался; он был нечувствителен ни к побоям, ни к увещаниям и через полчаса опять принимался куролесить. То косынку у девки Анютки изрежет в куски, то сонной Васютке мух в рот напустит, то заберется на кухню и стянет там пирог (Арина Петровна, из экономии, держала детей впроголодь), который, впрочем, тут же разделит с братьями».

«Порфирий Владимирыч известен был в семействе под тремя именами: Иудушки, кровопивушки и откровенного мальчика, каковые прозвища еще в детстве были ему даны Степкой-балбесом. С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать. Неслышно отворит, бывало, дверь маменькиной комнаты, неслышно прокрадется в уголок, сядет и, словно очарованный, не сводит глаз с маменьки, покуда она пишет или возится со счетами. Но Арина Петровна уже и тогда с какою-то подозрительностью относилась к этим сыновним заискиваньям. И тогда этот пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным, и тогда она не могла определить себе, что именно он источает из себя: яд или сыновнюю почтительность».

"Совершенную противоположность с Порфирием Владимирычем представлял брат его, Павел Владимирыч. Это было полнейшее олицетворение человека, лишенного каких бы то ни было поступков. Еще мальчиком, он не выказывал ни малейшей склонности ни к ученью, ни к играм, ни к общительности, но любил жить особняком, в отчуждении от людей. Забьется, бывало, в угол, надуется и начнет фантазировать. Представляется ему, что он толокна наелся, что от этого ноги сделались у него тоненькие, и он не учится. Или - что он не Павел-дворянский сын, а Давыдка-пастух, что на лбу у него выросла болона, как и у Давыдки, что он арапником щелкает и не учится. Поглядит-поглядит, бывало, на него Арина Петровна, и так и раскипятится ее материнское сердце».

Реальная действительность второй половины Х1Х века предопределила спрос на сатирические произведения. Сатирический пафос романа «Господа Головлевы» направлен, прежде всего, против крепостного права. На примере нескольких поколений Головлевых М.Е.Салтыков показал причины разложения семьи: пьянство, прелюбодеяние, пустомыслие и пустословие, неспособность к какому-либо созидательному труду.

 

Список использованной литературы

1.А.И.Введенский. Сатиры Щедрина. Господа Головлевы. // М.Е.Салтыков-Щедрин. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1989.

2. М.Е.Салтыков-Щедрин. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1989.