Филологические науки / Этно-, социо- и психолингвистика

Аспирант Никитина Э.Г.

Уфимский государственный авиационный технический университет, Россия

Эффективные средства воздействия в телевизионном спортивном репортаже

Целью данной публикации является рассмотрение эффективных средств воздействия и характеристик телевизионных спортивных репортажей, которые влияют на зрительскую оценку сюжета.

Мы провели экспериментальное исследование, где попытались определить какие характеристики репортажа влияют на конечную зрительскую оценку. В качестве испытуемых выступили 100 студентов Уфимского государственного авиационного технического университета в возрасте 17-18 лет технических и гуманитарных специальностей.

Материалом для экспериментального исследования послужили телевизионные спортивные репортажи, прошедшие в эфире Башкирского спутникового телевидения и Вестей-Башкортостан. Репортажи выполнены разными авторами. Продолжительность каждого из них 3-5 минут. Тематика репортажей отличалась разнообразием. В них  были представлены хоккейные и футбольные  матчи, соревнования по народным и техническим  видам спорта, а также портретные сюжеты.

Для изучения воздействия на зрителя отдельных характеристик телевизионных спортивных репортажей нами был избран метод семантического дифференциала. Данный метод уже применялся для оценки телепередач «Сегодня в мире» в работах М.А. Бережной [Бережная 1985]. Как отмечает М.А. Бережная, «метод семантического дифференциала позволяет получить разработанную в деталях и в то же время целостную картину восприятия передачи зрителями» [Бережная 1985: С. 85].

В нашем эксперименте анализу были подвержены десять телевизионных спортивных репортажей. Подробное описание экспериментального исследования и обработка полученных результатов [ см.: Никитина 2011].

Таким образом, мы смогли предположить, что при просмотре телевизионных спортивных репортажей, зрители, прежде всего, оценивают видеоряд, а также большое внимание уделяют личности интервьюируемых, манере подачи  материала корреспондентом, его невербальным речевым умениям, особенно качеству речи.

При создании репортажа корреспонденту следует уделять особое внимание видеоряду. А.А. Леонтьев говорит, что зрительный образ воспринимается реципиентом как объективный и самодостаточный. Реципиенту кажется, что увидев происходящее своими глазами, он полнее и правильнее его понимает и истолковывает [Леонтьев 2008: С.162].

Как отмечает В.Л. Цвик, у телевизионного изображения три составляющих. Это свет, цвет и пластика изображения. Остановимся подробно на каждом из этих компонентов.

Свет – главное средство создания изображения. Восприятие глазом освященных фрагментов предмета и создает в нашем воображении словно бы копию этого предмета.  Но речь о свете применительно к телевидению идет не просто о достаточной освещенности картины, когда ее можно разглядеть в деталях, а о художественном освещении, «рисующем» портрет человека, образ предмета, определенной площадки студийного павильона. В.Л. Цвик подчеркивает, что при правильном освещении можно обеспечить наиболее выигрышный показ на экране любого человека [Цвик 2004: С. 189].

Необходимо отметить, что эстетическая природа цвета интересует и психолингвистов, анализирующих звукоцветовые соответствия и создающих звукоцветовые эффекты путем особой организации звуковой ткани текста [Рогожникова 2009].

Второй компонент телевизионного изображения цвет позволяет делать телевизионный кадр монохромным (одноцветным, точнее – черно-белым), полихромным (использующим полный спектр всех цветов) и тонированным (окрашенным в один тон какого-либо цвета) [Цвик 2004: С. 189]. Так, в спортивных сюжетах, проходящих на Башкирском спутниковом телевидении, используются подобные цветовые эффекты. Репортаж идет в цвете, а когда корреспондент рассказывает о детстве героя или обращается к истории того или иного события, используется черно-белый цвет.

Пластику экрана обеспечивает оператор, человек, владеющий экранным языком. А.Я. Юровский понимает под языком экрана – совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел [Юровский 2004: С. 102]. В арсенале операторского искусства имеются такие «инструменты»: план (масштаб изображения), ракурс (точка съемки, положение камеры относительно объекта съемки) и движение камеры.

Видео спортивных репортажей имеет свои отличительные черты.

В.М. Вильчек говорит, что в спортивном видео должно быть сочетание общих, «фоновых» планов с детализирующими врезками, которые не должны быть, однако, слишком частыми и затяжными, дабы не разрушать представления о композиции матча в целом [Вильчек 1972: С.6]. Подобные кадры мы видим в спортивных сюжетах Башкирского спутникового телевидения, когда речь идет о хоккейных, волейбольных или футбольных матчах. Во время рассказа корреспондента о событии, видео игры перебивается вставками табло, болельщиками на трибунах, крупными планами тренеров команд. Такие «перебивки» передают накал борьбы, напряженность, царящую во время матчей, тем самым  вызывая определенные эмоции у телезрителей: радость, сочувствие, отчаяние и т.д. В спортивном видео важна смена планов – от широкой панорамы футбольного поля до выхваченного кадра и крупного плана. Крупный план дает возможность проникнуть в психологию спорта. По мнению исследователей, мускулы тяжелоатлета в момент взятия веса, ноги конькобежца, обходящего соперника, искаженное лицо хоккеиста, потерявшего шайбу, когда, казалось бы, все решено, - это документальная правда, которая помогает воспринять спорт более полно и глубоко [Анастасьев А., Анастасьев 1972: С. 57]. В спортивных репортажах Башкирского спутникового телевидения крупные планы спортсменов используются довольно часто. Они дают возможность телезрителям увидеть более детально выражения лиц спортсменов в разных ситуациях, инвентарь атлетов, экипировку, а это для зрителя подчас интереснее, чем сам ход соревнований.

Зритель, сидящий перед экраном телевизора, лишен атмосферы стадиона, спортивного зала, футбольного поля, ледовой арены и т.д. Задача корреспондента и оператора спортивного жанра создать атмосферу присутствия, суметь передать дух события. Остальные средства воздействия на зрителя в телевизионных спортивных репортажах мы рассмотрим в следующих наших публикациях.

Литература:

1.     Анастасьев А., Анастасьев Н. «Рентгеном» телеобъектива // Телестадион. - М.: Из-во «Искусство», 1972. - С. 43-58.

2.     Бережная М.А. (в соавторстве с Бойковой Н.Г., Коньковым В.И., Поповой Т.И.) Восприятие телевизионной передачи «Сегодня в мире» в студенческой аудитории // Вестник ЛГУ, сер. История. Язык. Литература.  – 1985. -  №23. – С.85-89.

3.     Вильчек В. Глазами не-болельщика // Телестадион. - М.: Изд-во «Искусство», 1972. - С.59-74.

4.     Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ // Язык средств массовой информации. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – С. 146- 169.

5.     Никитина Э.Г. Экспериментальное исследование восприятия телевизионных спортивных репортажей // Вестник Череповецкого государственного университета. - №4. – С. 72-76.

6.     Рогожникова Т.М. Потенциал звукоцвета и звуко-цветовая оганизация текста // Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический аспекты (Материалы международной школы-семинара (V Березинские чтения). Вып. 15. - М., 2009.- С.214 – 222.

7.     Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 382 с.

8.     Юровский А.Я. Природа современного телевидения // Телевизионная журналистика. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 102-123.