Филологические науки /9. Этно-социо- и психолингвистика

К.ф.н. Кондратьева О.Н.

Кемеровский государственный университет, Россия

Метафоры ценности как средство репрезентации концепта «душа» в русской лингвокультуре

Человек, познавая мир, выделяет ценности в своей практической и духовной жизни, что напрямую отражается и в языке. Ценностный мир всякой национальной культуры имеет свой исторически сложившийся характер, некий лишь этой культуре присущий образ, отражающийся в особом типе ментальности.

Данная статья посвящена рассмотрению фрагмента метафорической системы, основанной на понятии ценности, репрезентирующего концепт «душа» в русской лингвокультуре. Названный концепт входит в группу ключевых, являющихся «константами не только русской национальной культуры, но и вершиной, средоточием духовного состояния русского человека» [2, 114], поэтому метафоры ценности являются одним из основных средств его концептуализации.

Как отмечает Л.В. Балашова, метафорическая система, связанная с понятием ценности, формируется уже в древнерусском языке. При этом она «активно «притягивает» к себе слова из других пластов лексики (наименования веществ, предметов быта, украшений, одежды), традиционно оцениваемые и с точки зрения их материальной ценности» [1, 340-341]. Анализ языкового материала показал, что для демонстрации высокой ценности души в русской лингвокультуре активно используются метафоры, в которых сферой-источником выступают такие вещественные реалии, как драгоценные камни и металлы. Рассмотрим их роль в характеристике души.

1. Драгоценные камни. Минералогические наименования драгоценных камней репрезентируют прототипические признаки   ценности, совершенства, величественности. Метафоризации подвергаются лексемы алмаз, жемчуг, перлы. Душа может прямо сравниваться с драгоценным камнем:  Душа его как резьбою украшенная и лоснящаяся слоновая кость, как обделанный и ограненный драгоценный камень; совершенство его есть собственное его дело (Д.И. Фонвизин. Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию) или драгоценностью: С тех пор, как граф явил ей веру свою во всем блеске, графиня только и думала о том, чтобы наградить его и в то же время спасти его драгоценную душу присоединением ее от ереси Лютера ко греко-восточному православию (Н.С. Лесков. Захудалый род).

Распространение получают и конкретные наименования драгоценных камней, в частности алмаз и жемчуг. Алмаз – драгоценный камень, блеском, твердостью, долговечностью и ценностью превосходящий все остальные минералы. Сопоставление души с алмазом  указывает на ее особую природу, величие, сияние: Мы с детства слушали рассказ Его простой, прелестной музы, И в нашем сердце крепли узы С душою, светлой как алмаз… (С.А. Андреевский. Кончина Тургенева); Душа твояона горит алмазом, Раздробленным на тысячи крупиц В величьи дел, неуловимых глазом (Н.А. Некрасов. Мать).

Метафоры жемчуга также  реализуют значение особой ценности: Вы перед ним самые лучшие перлы души высыпаете, а он знай себе головой кивает да погмыкивает (А.И. Куприн. К славе); Кроме того, жемчуг зачастую выступал как эталон красоты и ценности, символ совершенства, мудрости, невинности и чистоты: умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старцам родителям, родившим их (Н.В. Гоголь Тарас Бульба); Земная жизнь так много значит, Что в мглах Небесного ковша, Земную вспомнив боль, заплачет Моя   жемчужная   душа (Т. Смертина. Земная жизнь так много значит).

2. Драгоценные металлы. Основной прототипический признак данных металлов – высокая ценность. Из всех драгоценных металлов (золото, серебро, платина) в изученном нами материале при описании души человека задействовано исключительно золото: Когда душа твоя сияет добродетелию, яко злато; когда она издает благоухание милости и щедрот, яко ливан; когда, как смирна укрепляет вещи, так она любовию к себе привлекает всех: тогда сии души твоея свойства все то превосходить будут, что ни есть в мире сем драгоценно (архиепископ Платон (Левшин). Слово на Рождество Христово).

Золото во все времена ценилось из-за яркого блеска, неподверженности ржавчине, прочности и ковкости. Его особая ценность становится базой при метафорической характеристике души: Ах, маменька, маменька! золотая у вас душа – право! Кабы не вы – ну что бы я в эту минуту делал! (М.Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы); Письмо это передаст вам девушка, у которой золотая душа и брильянтовое сердце (А.Ф. Писемский. Люди сороковых годов); К И точно, карахтеру у ней было много… душа была, золотая душа! (И.С. Тургенев. Петр Петрович Каратаев); Николай-то Иваныч золотая душа, ежели его в руках держать (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы); Золотая душа твоя Полина Кондратьевна, право, золотая… (А. В. Амфитеатров. Марья Лусьева).

Таким образом, позитивные смыслы метафорических концептов «алмаз», «жемчуг», «золото»  определяются природными свойствами этих драгоценных камней и  металлов, их особой ценностью. Традиционно «то, что обладает большой материальной ценностью, ассоциируется с большой нравственной, общественной значимостью» [1, 340]. Соответственно, активное использование подобных метафор  подчеркивает значимость концепта «душа» в системе ценностей русской нации.

Литература

1. Балашова Л.В. Роль метафоризации в становлении и развитии лексико-семантической системы  (на материале русского языка ХIXX веков). Дисс. … докт. филол. наук.  Саратов, 1999.

2. Шаклеин В.М. Понятия душа, дух, духовность в современном лингвокультурном универсуме // Культура народов Причерноморья. Симферополь, ТНУ им. В.И. Вернадского. 2004.  С. 114-117.