Филологические науки. Этно-, социо- и психолингвистика.

К.ф.н. Доброва С.И.

Воронежский государственный педагогический университет, Россия

Типология символических образов

в фольклорном тексте:

принципы разграничения и механизмы формирования

Исследователи песенной символики неоднократно подчеркивали неоднородный характер символа и необходимость разграничения символического предмета и символического действия [Колпакова, Еремина, Астафьева-Скалбергс и др.].

В обозначенном направлении особый интерес представляет анализ концептуального и языкового своеобразия композиционного приема образного параллелизма (ОП), определяющего жанровую специфику народной лирической песни. ОП базируется на одном из наиболее значимых композиционных принципов произведений устной стихотворной поэзии – принципе симметрии. В первой части текста или его фрагмента приводится картина природы, во второй – эпизод из человеческой жизни.

Материал исследования, извлеченный из двенадцати авторитетных собраний народной лирики от П.В.Киреевского и А.И.Соболевского до современных записей (всего более 11 тысяч песенных текстов), дает основание выделить в рамках композиционной фигуры образного параллелизма три типа символической образности: образ-символ, символическое действие и символическую картину. Задачей настоящей статьи является определение принципов их разграничения, способов и механизмов формирования.

Символическая образность представляет собой систему различных видов символического замещения, каждый из которых отличается спецификой своей функциональной направленности. Виды символических замещений в структуре ОП предопределяются характером и спецификой символизируемой субстанции. Символизируемое в ОП (образы реальной параллели, их типовые действия и функции) унифицировано: человек, персона; действие человека (обрядовое или связанное с изображением внутреннего эмоционального состояния человека: опосредованное раскрытие чувств лирического героя через изображение его внешнего поведения, его отношения к другим персонажам или событий, с ним происходящих); эмоциональное состояние человека.

Унифицированный характер символизируемой субстанции позволяет выделить узловые точки процесса символизации (символических замещений), формирующихся в структуре ОП символических связей.

Инвариантная модель реальной картины, ее содержательно ведущее предикативное звено схематично представим следующим  образом (сравн.: актантная структура мифа [Мелетинский 1986:21-22] и типичные для фольклорных текстов актантные структуры [Никитина 1993:88 и др.]:

S <––––––––––  Д  ––––––––––> О

(субъект)    (типовое действие,    (объект)

актант              функция)               актант

Основу процесса символизации в ОП составляет соотношение актантных (субъект и объект) и/или функциональных (типовое действие, функция) компонентов частей ОП.

В основе принципов разграничения типов символической образности фигуры ОП лежит определенный набор компонентов (актантных и/или функциональных), характеризующихся в ОП символическим типом соотношения.

1. Символический тип соотношения актантных членов параллелей формирует образ-символ как особый тип символической образности ОП.

Сосна, верба – персонифицированные образы-символы девушки.

У ворот сосенушка зеленая, - / У Данила жена молодая. (К.,364).

Наша верба / Часовая, Моя Настасьюшка / Вековая. (К.,662).

Полынь – образ-символ печали, горя.

Ты, моя ль полынь, трава горькая,

Да моя ль тоска, печаль черная. (В.78,90).

2. Символический тип соотношения функциональных компонентов частей ОП формирует символическое действие как особый тип символической образности ОП.

Косить, жать (растение) – любить, брать в жены (девицу).

Ой-да никто травушку не скосит,… / И ни, ой-да никто не сожнет,…

Ой-да никто Машеньку не любит

И ни, ой-да никто замуж не берет. (В-93,с.177) и др.

3. Символический тип соотношения одновременно актантных членов и функциональных компонентов параллелей ОП формирует символическую картину как особый тип символической образности ОП.

Рябина шатается – девица печалится.

Ты стой, моя рябинушка, / Ты стой, не шатайся,

Живи, моя сударушка, / Живи, не печалься. (К.,382).

Обозначенные типы символической образности (ТСО) являются основными и играют важную структурообразующую роль в организации композиционной фигуры ОП и в реализации ее функциональной направленности.

Символика периферийных компонентов ОП (локализатор, темпоральный член, каузатив, атрибут и т.д.) не играет структурообразующей роли в организации ОП и занимает подчиненное положение по отношению к основным ТСО (фактически обслуживает их функциональную сферу).

В структуре ОП выявлены особые способы и механизмы формирования каждого из трех основных ТСО (образа-символа, символического действия и символической картины). Описание способов, механизмов формирования основных ТСО позволяет определить инвариантную модель строения их семантического комплекса.

Принципиально важным в методике исследования является следующее положение: способы, механизмы формирования ТСО в структуре ОП выявлены на базе изучения специфики взаимосвязи актантного и функционального уровней соотношения компонентов в композиционных частях ОП. Однако определяющую роль в организации семантического комплекса различных ТСО играет именно функциональный уровень соотношения компонентов, поскольку основу механизма формирования того или иного ТСО составляет определенный константный набор глагольных компонентов композиционных частей ОП.

Основу описания механизмов формирования различных типов символической образности в ОП составила категориальная классификация глаголов, представленная в работах Е.Б.Артеменко и ориентированная автором на другие цели [Артеменко, 26-31]. Глагольный ряд (ГР) включает в себя семь базовых компонентов.

Первый компонент ГР (ГР-1) образуют глаголы движения, положения и изменения положения в пространстве, бытия (идти, ходить, бежать, ехать, лететь, плыть; сидеть, стоять, лежать; быть; жить; расти (находиться в состоянии внутреннего движения); иметь и др.).

Второй компонент ГР (ГР-2) образуют глаголы со значением «каузировать перемещение (resp. движение) или определенное положение предмета в пространстве» (нести, вести, везти, держать, сажать, брать и др.).

Третий компонент ГР (ГР-3) образуют глаголы со значением восприятия (видеть, слышать и др.).

Четвертый компонент ГР (ГР-4) отличается отсутствием строго детерминированной семантики, характерной для других компонентов ряда (в основном это акциональные глаголы со значением физического действия и воздействия и др.).

Пятый компонент ГР (ГР-5) представлен глаголами со значением эмоционального состояния и эмоционального воздействия (плакать, тужить, горевать, кручиниться, радоваться , любить, жалеть; веселить; а также ронить слезы, сердце ноет, болит; тоска-горе обуяла; скучно, грустно и т.д.).

Шестой компонент ГР (ГР-6) образуют глаголы со значением мыслительной деятельности, состояния сознания (думать, помнить, забыть, верить, надеяться, ждать и др.).

Седьмой компонент ГР (ГР-7) образуют глаголы и глагольные сочетания с общим значением или семой речевой деятельности (говорить, сказать; звать, кликать, просить, спрашивать, хвалиться; велеть и др.).

Обозначенный Е.Б.Артеменко глагольный ряд ориентирован в основном на действия и состояния человека. В связи с этим возникает вопрос о возможности установления ряда аналогий между типовыми действиями, функциями природных объектов и человека и выявления на их основе определенных тенденций соотношения частей ОП. Можно думать, что для осуществления подобных транспозиций имеется ряд веских оснований. Во-первых, в структуре ОП сопоставление образов из мира природы и мира человека происходит на базе общности (параллелизма) их семантических признаков, в том числе и функциональных, благодаря чему вполне целесообразным видится проведение соответствующих аналогий между типовыми действиями объектов природы и человека (например, в тематической группе образов «Орнитонимы» глаголы со значением «издавать характерные крики, звуки» (куковать, щекотать, рассвистаться, кликать (птица) тяготеют к семе говорения в широком смысле и – соответственно – квалифицируются нами как глаголы седьмого компонента глагольного ряда (ГР-7). Во-вторых, в рамках ОП достаточно широко распространен вариант антропоморфизации («очеловечивания») природных объектов, связанный с наделением образов природы способностью производить действия, испытывать чувства и состояния, свойственные исключительно человеку, что на формальном уровне выражается, как правило, в наличии тождественных функциональных компонентов в обеих частях ОП:

Благословлялся светел месяч / Около яснаго солнушка,

Благословлялась княгинюшка / У государя батюшки… (К.,137)

В-третьих, изначально вся композиционная фигура ОП ориентирована в первую очередь на «человеческую» картину как концептуально доминирующую в пределах целой песни или песенного фрагмента и содержательно детерминирующую «природную» часть, которая представляет собой особую ипостась эпизода из человеческой жизни.

В рамках исследования определяющая роль глагольной семантики в организации типов символической образности находит свое выражение в следующих тенденциях соотношения функциональных (глагольных) компонентов в композиционных частях ОП. Базовые схемы соотношения различных компонентов глагольного ряда составляют основу разграничения образов-символов, символических действий и символических картин.

Образ-символ

I. Абсолютно преобладающей в организации образа-символа как особого типа символической образности в ОП является следующая схема соотношения компонентов ГР в параллелях ОП:

ГР-1 (символическая часть) / ГР 1 (природная картина)

В обеих частях ОП функциональные компоненты представлены глаголами со значением движения, положения и изменения положения в пространстве, бытия.

1) Основу обеих картин ОП составляют глаголы движения: тождественные глагольные лексемы (идти – идти, ходить – ходить; плавать – плавать); нетождественные глагольные лексемы (лететь – ехать; слетаться – съезжаться; плавать – ходить; поналететь – понаехать; катиться – идти; закатиться – перейти, съезжать и др.).

Шло солнушко по залесью / Шла Аннушка по застолью. (К.,829)

Плавала утушка все по заморью, / Ходила Аннушка по застолью. (В-74,64)

2) Основу обеих картин ОП составляют глаголы положении и изменения положения в пространстве: тождественные глагольные лексемы (сидеть – сидеть, стоять – стоять; остановиться - остановиться; спать – спать); нетождественные лексемы (лежать – сидеть).

На горе стоить елка, / На горе стоить Катюша. (К.,442)

3) Основу обеих картин ОП составляют глаголы бытия (расти – «находиться в состоянии внутреннего движения», расти, цвести и т.д. – «бытие в процессе внутреннего движения»): тождественные глагольные лексемы (расти – расти; уродиться – уродиться; оставаться (расти без верха) – оставаться – (жить без дочери); нетождественные лексемы (цвести, расти – жить; раскинуться, расцвести – расти, вырасти и др.).

Земляничка спела… / На пригорочке росла, / Супроти солнца цвела.

У нас то Анна умна. / На у матушки росла. (К.,447)

II. Особую группу составляют образы-символы, формируемые с помощью сопоставления неакциональных глагольных лексем, выражающих посессивные отношения (принадлежности) между субъектом и объектом владения: «у кого-то что-то имеется» (в тексте представлены безглагольными синтаксическими конструкциями).

Бел заинька, горностаинька! / Почто тебя в зеленых лугах нет?

Аль у тебя привадушка есть?...

Добрый молодец! / Почто-ж тебя на беседе здесь нет?

Аль у тебя привадушка есть? (К.,521)

У красна солнца лучи ясные, / У Петры-то у князя кудри русыя. (К.,171)

Особо подчеркнем, что все безглагольные конструкции  формируют образы-символы: ГР – 0.

Сколько на печи печины, / Столько на сердце кручины. (К.,1186)

III. Образы-символы создаются посредством сопоставления в параллелях ОП тождественных глагольных лексем (или наличием общей глагольной лексемы для обеих картин ОП). В этом случае задействованы различные компоненты глагольного ряда. В результате объекты природы, как правило, антропоморфизируются («очеловечиваются»).

ГР 7 – 2 / ГР 7 – 2

(7) Хвалилась вот козушка /Перед серым волком:

(2) «Волчушка,серый зверек, /Ты меня не возьмешь».

(7) Молодому Никите Маринушка хвалилась:

(2) «Ты меня не возьмешь». (В-91,130).

ГР 6 / ГР 6

(6) Не забудь меня, цветок,… / (6) Не забудь меня, мой друг… (П.,75).

ГР 3 – 5 / ГР 3 – 5

(3) Одна услыхала /Зеленая дубрава, / (5) И та испужалась

(3) Настасья услыхала, / (5) И та испужалась… (К.,72)

ГР 5 – 3 / ГР 5 – 3

(5) Как тебе, рябинушке, как тебе не скучитца

(3) На все луга глядючи!...

(5) Молодая молодушка, как тебе не скучитца

(3) За старым мужем, /На стараго глядючи! (К.,2205)

Скучиться – безличн. соскучиться, скучать (Даль  4, 213).

Функциональная направленность рассматриваемых конструкций заключается в выделении символизации актантного уровня соотношения компонентов в картинах ОП. Использование в обеих частях ОП семантически подобных глаголов (общность компонентов ГР) или отсутствие глагольных компонентов (безглагольные синтаксические конструкции ОП) репрезентируют несимволический тип соотношения функциональных компонентов в рамках ОП. Данные схемы фактически представляют собой базовые способы нейтрализации функционального уровня в системе формирующихся в ОП символических связей, что рождает в структуре ОП образы-символы как особый тип символической образности.

В зависимости от специфики выражения актантных членов в ОП выделяются следующие разновидности образов-символов, которые отражают различные этапы эволюции этого ТСО, обусловленные развитием народного мировосприятия [Доброва].

1) Персонифицированные образы-символы лирических персонажей (напр., см. выше тексты К.,72 и К.,2205).

2) Образы-символы, лишенные персонифицированного характера и направленные на символизацию чувств и эмоций лирических персонажей (иногда в структуре символической картины): капли, струички, ручейки, ключи, пчелы, жемчуг, капли воска – слезы.

Течет речка ручейками, / Плачет девка слезочками. (К.,2578)

3) Абстрактные образы-символы эмоций: повилика – кручина.

Не повеликой ноги спутаны, / Спутаны кручинушкой… (К.,857)

Символическое действие и символическая картина

Два других типа символической образности – символическое действие и символическая картина – принципиально противопоставлены образам-символам в том плане, что формирующие их схемы сопоставления различных компонентов ГР в композиционных частях ОП репрезентируют символический тип соотношения функциональных компонентов, представляют собой базовые способы символизации функционального уровня соотношения компонентов.

Символические действия и символические картины в плане организации функционального уровня отличаются сходным набором схем соотношения различных компонентов ГР в частях ОП.

Для ОП, основанных на символике действия, характерны совсем иные (по сравнению с образами-символами) типы соотношения глагольных компонентов в частях ОП. Важно подчеркнуть, что эти схемы отличаются очень большим разнообразием. Целенаправленное определение базовых способов и механизмов организации ТСО обусловливает необходимость выявления и анализа доминантных схем символики действия.

Специфика компонентов ГР реальной параллели обусловлена тем фактом, что в исследуемых ТСО в качестве символизируемого на уровне соотношения компонентов «типовое действие, функция» актантных членов частей ОП выступают в первую очередь обрядовое действие (ГР-4) и эмоциональное состояние человека (ГР-5).

Выделяются три ведущие схемы символики действия.

I. ГР 4 (символическая параллель) / ГР 4;5 (реальная картина)

Компоненты ГР-4 символической параллели ОП отличаются отсутствием строго детерминированной семантики.

В качестве символизирующих обряд выступают акциональные глагольные лексемы со значением физического действия и воздействия человека или символического животного на природный объект.

ГР 4 / ГР 4

(4) Не можно березыньку подрубити под корень.

(4) Не можно мне старому присвататься. (К.,2399)

(4) Где ни взялся сам ясен сокол, /Он поймал-удрал белу лебедушку.

(4) Где ни взялся добрый молодец, /Он поймал, поймал красну девушку. (К.,2861)

В качестве символизирующих эмоциональное состояние человека выступают следующие компоненты ГР-4, которые репрезентируют функции природных объектов или единого семантического субъекта (человек в обеих параллелях ОП).

ГР 4 / ГР 5

1) Акциональные глаголы со значением физического действия и воздействия (чело­век воздействует на природный объект): ко­сить (траву); пахать (пашню); запрудить (речку цветами); сажать (сад).

(4) Ой-да никто травушку не скосит,…

(5) Ой-да никто Машеньку не любит. (В-93,с.177)

2) Глаголы, обозначающие процессуальное состояние или свойство природного объекта или артефакта, которое является результатом производимых с ними действий человека (реже – животного): гореть (свечи, мост, дубрава); растопиться (баня); гнуться, не сломаться (жердочка) и т.д.

(4) Затопися, баненка, /Раскалися, каменка,

(5) Расплачься, княгиня душа, /По своей родной сторонушке… (К.,150)

3) Глаголы, репрезентирующие такое состояние или свойство природного объекта, которое обусловлено изменением его природных свойств и качеств в сторону отклонения от нормы, в результате чего он становится нежизнеспособным, гибнет, разрушается. Но эти изменения происходят без прямого участия человека или в результате отсутствия необходимого воздействия человека на природный объект: сохнуть (трава); засыхать (сад); привянуть (венок); помутиться (вода); померкнуть (месяц); потускнеть (солнце) и т.д.

(4) А в Дунае вода /Помутилася. / (5) Красна девица /Загрустилася. (В-74,12)

4) Реже (в основном в необрядовой лирике) – глаголы, обозначающие непостоянное, ситуативное процессуальное состояние природного объекта, которое возникло у него под воздействием природных сил (без участия человека): шуметь, греметь (бор; море; река).

(4) Сырой бор шумить, шумить; / (5) Молодец слезьми заливаитца. (К.,2289)

II. ГР 1 (символическая параллель) / Гр 5 (реальная картина)

(1) Ах, цвели, цвели в поле цветики,… / (5) Любил парень девушку… (К.,2202)

(1) Раскачалась грушица…/ (5) Расплакалась Авдотьюшка. (К.,1016)

III. ГР 7 (символическая параллель) / ГР 5 (реальная картина)

(7) В саде лебедушка кликала, / (5) В тереме Оленушка плакала… (К.,341;604)

(7) Вскаганули гуси, лебеди,… / (5) Уплакнула да Настасья. (К.,671)

(7) Во сыром бору кукушечка кукует,

(5) В нас во тереме молодушка горюет. (К.,2138)

Остальные схемы сопоставления компонентов ГР в композиционных частях ОП менее частотны, и их формирование связано в первую очередь с опосредованной репрезентацией в реальной картине ОП двух ведущих символизируемых субстанций: обрядового действия и эмоционального состояния лирического персонажа.

Опосредованная репрезентация обрядового действия в реальной части ОП характеризуется тем, что различные компоненты ГР обозначают не номинацию обрядового действия (сватать, замуж брать и т.д.), а обозначают обряд через конкретные действия его участников.

ГР 1 / ГР 7

(1) Восходил светел месяц перед зорюшкою,

(7) Величался Яков Федорович перед женушкою. (К.,856)

Величаться – «чествовать поздравительной песней – свадебный народный обряд» (Ожегов, Шведова, 73). «Величальный обряд, на девичнике, где поются величальные песни» (Даль 1,176).

ГР 4 / ГР 2

(4) Что подсекли березу в перепутии: / (2) Взяли девушку с высока терема. (К.,136)

Опосредованная репрезентация эмоционального состояния персонажа в реальной части ОП связана с тем, что чувства человека раскрываются не непосредственно, а опосредованно: через изображение внешнего поведения лирического героя, отношений между персонажами, которые в ряде случаев представлены в рамках определенного события, позволяющего выявить специфику этих взаимоотношений и их эмоциональный подтекст. В реальной параллели представлены действия персонажей, опосредованно выражающие их чувства и эмоции.

ГР 7 – 4 / ГР 7 – 4

(7) (4) Змея шипит, укусить хочет. / (7) (4) Жена журит, извести хочет. (К.,2391)

ГР 1 / ГР 3

(1) Хожу я по травушке – не нахожусь, (3) Гляжу я на милого – не нагляжусь. (К.,1877)

В зависимости от специфики выражения актантных членов в данных ОП выделяются следующие ТСО.

1. Символическое действие (при несимволическом соотношении актантных членов).

(4) У ворот трава притолочена: / (4) Я у батюшки запоручена. (К.,1285)

2. Символическая картина (символический тип соотношения актантных членов).

1) В обрядовой лирике – персонифицированный образ-символ лирического персонажа из мира природы в сочетании с символическим действием:

(1) (4) Светил светел месяц, /Светил, да померкнул;

(5) Веселилась душа девица, /Веселилась, да приуныла. (К.,924)

2) В необрядовой лирике:

- ослабление персонифицированного характера образа-символа в структуре символической картины и формирование единого нерасчлененного семантического комплекса картины:

(1) Во садике калинушка /Стелется, плетется,

(5) У молодца сердечушко /Трепещется, бьется. (К.,1597);

- символические картины с образами-символами, лишенными персонифицированного характера:

(1) Не огонь горит, не смола кипит, / (5) Что кипит сердце молодецкое. (К.,1828).

Глагол гореть (огонь) тяготеет к семантике ГР-1 (способ существования, бытия).

 

Таковы основные способы, механизмы формирования различных типов символической образности, представляющие собой инвариантные модели строения семантического комплекса образов-символов, символических действий и символических картин.

Литература:

1. Артеменко Е.Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж,1988. – 174с.

2. Астафьева-Скалбергс Л.А. Символика в русской народной лирической любовной песне. Автореф. дис. … канд. филол. наук. М.,1971. – 21с.

3. Воронежские народные песни в современной записи. Воронеж,1978. – 87с. (В.-78,№).

4. Воронежские народные песни (в современной записи). Воронеж,1991. – 134с. (В.-91,№).

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М.,1995. Т.1. – 800с. Т.2. – 784с. Т.3. – 560с. Т.4. – 688с.

6. Доброва С.И. Эволюция художественных форм фольклора в свете динамики народного мировосприятия: монография. Воронеж, 2004. – 175 с.

7. Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.,1978. – 184с.

8. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М.;Л.,1962. – 468с.

9. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.,1986. – 318с.

10. Народные песни Воронежского края. Антология. Воронеж,1993. – 280с. (В.-93,с.).

11. Народные песни Воронежской области. Воронеж,1974. – 143с. (В.-74,№).

12. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.,1993. – 187с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1997. – 944с.

14. Песни Печоры. М.;Л.,1963. (П.,№).

15. Песни, собранные П.В.Киреевским. Новая серия. Вып.1. М.,1911. – 355с. Вып.2.,ч.1. М.,1917. – 125с. Вып.2.,ч.2. М.,1929. – 389с. (К.,№).