Философия/ 2. Социальная философия

К.ф.н. Киселева Н.А.

Забайкальский государственный университет, Россия

Переломные исторические события как способ изменения направления развития социальной системы.

Деятельность человека обусловлена социальной и естественной составляющей его природы. Эти естественная и социальная стороны сущности человеческой природы определяют интересы, потребности, и как следствие, поступки человека. Таким образом, они же выступают своеобразным импульсом, двигателем человеческого поведения. Человек воздействует на окружающую его социальную среду посредством определенных действий и поступков, объективируя, таким образом, для себя окружающую социальную реальность. В результате деятельности человека, а, стало быть, и социальных действий происходят изменения в какой-либо отдельно взятой общественной сфере, или же изменения затрагивают несколько сфер общественной жизни человека одновременно. Не все, но определенное большинство этих изменений лежат в основе общественно-исторического развития. Следовательно, социальное развитие реализуется посредством происходящих социальных действий – исторических событий, которые являются своего рода средством и способом реализации социальных изменений. В этой связи можно выделить особую роль в процессе социального развития общества переломных исторических событий, которые изменяют направление и траекторию развития социальной системы и общества.

Переломные исторические события подготавливаются широким спектром проблем, назревших в обществе. В общественной жизни на протяжении определенного периода времени может происходить накопление нерешенных проблем в различных сферах общества и, как следствие, происходит событие, имеющее воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Такое событие может начаться в одной сфере общества и потом послать свой импульс в другие, таким образом, что большинство сфер общества будут находиться на стадии перемен в развитии.

Появление переломных исторических событий во многом связано с синхронизацией, одновременностью различных социальных процессов и изменений. Как правило, в переломных точках исторического развития одновременно сходится, пересекается, целый ряд социальных процессов, изменений и трансформаций. Так, к примеру, в октябре 1917 года в России сошлись одновременно Первая мировая война, аграрный кризис, политический и экономический кризисы. В СССР в 1991 году произошло пересечение таких процессов, как, перестройка, крушение системы социализма в Восточной Европе, экономический кризис, межнациональные конфликты в союзных республиках и многое другое. В результате всех этих процессов возникли переломные исторические события, круто изменившие ход социального развития.

Известный американский политолог С. Хантингтон называет такой процесс «снежным комом», когда одни процессы и изменения по нарастающей вызывают другие, и в результате получается «снежный ком» или «лавина». По мнению Хантингтона, «весть о значительных политических событиях все чаще разносится по всему миру почти мгновенно, поэтому событие x в одной стране все чаще бывает способно практически в то же время спровоцировать сопоставимое событие в другой стране. Возрастает возможность действия демонстрационного эффекта. Некая своеобразная, даже уникальная в своем роде причина a1 может вызвать x1 в одной стране, затем x1 – дать толчок сопоставимым событиям в других странах, а те, в свою очередь, могут воздействовать еще на какие-то страны, и так далее, подобно снежному кому» [4, С. 44]. Наиболее ярко, по мнению Хантингтона, эффект «снежного кома» проявился в Восточной Европе. Он считает: «После того как Советский Союз примирился с приходом к власти некоммунистических сил в Польше в августе 1989 г., а может быть, даже способствовал ему, прилив демократизации  захлестнул одну за другой Венгрию в сентябре, Восточную Германию в октябре, Чехословакию и Болгарию в ноябре, Румынию в декабре. Демократизация некоторых стран льстила самолюбию их соседей» [4, С. 117].

Несмотря на то, что Хантингтон рассматривает эффект «снежного кома» применительно к процессам демократизации, этот эффект можно легко применять и к процессу социального развития в целом.

Руководствуясь принципом синхронизации, В.И. Пантин отмечает, что «переломным периодам в изменении климатических условий соответствовали крупные сдвиги в культурном и цивилизационном развитии человечества: конец II - начало I тыс. до н.э. – начало ”железного века”, переселение дорийцев в Греции, время Гомера, образование Израильского государства, начало периода Чжоу в Китае; …середина II тыс. н.э. – великие географические открытия, Ренессанс и Реформация, падение Византии, образование Османской империи» [2, С. 57]. Эти крупные сдвиги в культурном  и цивилизационном развитии человеческого общества происходили в периоды «потепления», по мнению В.И. Пантина. Продолжая рассуждать о принципе синхронизации,
В.И. Пантин утверждает, что «переломные, критические для существования системы точки (периоды) развития являются неотъемлемой закономерностью эволюции сложных природных и социальных систем. Эти критические точки можно называть точками перелома, точками фазового перехода, точками бифуркации» [2, С. 58].

Таким образом, можно сказать, что в подобных критических точках развития одновременно включается множество внутренних  и внешних факторов и механизмов по отношению к определенной социальной системе. Этот процесс может носить лавинообразный характер, и далеко не всегда можно проследить какие-либо причинно-следственные связи между включением этих факторов. Начало ХХ века – пример критической эпохи, когда следовали друг за другом различные социальные потрясения и катаклизмы.

Для объяснения причин возникновения переломных исторических событий можно воспользоваться концепцией «вызова-и-ответа» английского философа и историка А.Дж. Тойнби.  Исследуя причины генезиса цивилизаций, он утверждает, что «чем мощнее сдерживающая сила инерции, тем больший импульс следует ожидать от силы с обратным вектором, и, каков бы ни был источник этой силы, именно он запустил маховик человеческой жизни. Эту неизвестную силу мы определим как позитивный фактор: раса и среда» [3,
С. 101].  Дело в том, что всякое общество (у Тойнби – цивилизация), сталкиваясь с вызовами, дает на них ответы, решающие, но, как правило, не полностью, возникшие проблемы. «В невозможности дать успешный ответ на вызов заключена сущность катастрофы социального надлома, который прерывает процесс роста, порождая процесс распада. Распадающееся общество не в состоянии дать ответ на брошенный ему вызов, а пока вызов остается без ответа, он неумолимо напоминает о себе обществу» [3,
C. 488] – говорил Тойнби. Далее он продолжает: «Вызов, на который дается успешный ответ, порождает новый вызов, на который вновь следует успешный ответ, и так до надлома – формула прогрессивного роста. Вызов, на который дается безуспешный ответ, порождает другую попытку, столь же безуспешную, и т.д., вплоть до полного уничтожения» [3, C. 489].  В результате постепенно накапливается груз «недорешенных» проблем, неполных «ответов» на «вызовы», которые рано или поздно приводят к глубоким кризисам и переломным историческим событиям.

Идея Л.Н. Гумилева о переломах в развитии этносов также может послужить примером для объяснения причин и происхождения переломных событий в общественном развитии. Как известно, Гумилев выделял несколько фаз в жизни этноса: фазу пассионарного подъема и перегрева, фазу надлома, фазу инерции, фазу обскурации и гомеостаза. По мнению Л.Н. Гумилева «избыток пассионарного напряжения этнической системы далеко не всегда бывает ей полезен, но исчезновение пассионарности еще более губительно»
 [1,
C. 418]. Когда при смене фаз соотношение между пасссионариями нарушается, система становится восприимчивой к ударам извне. В итоге Л.Н. Гумилев приходит к такому выводу: «в этнических процессах участвуют два ведущих фактора: потеря инерции первоначального толчка – старение, и насильственное воздействие соседних этносов или других сил природы – смещение. Последнее всегда деформирует запрограммированный самой природой этногенез, но только в моменты фазовых переходов смещение может быть катастрофическим» [1, C. 435]. Таким образом, именно фаза надлома, берет на себя функции переломности в развитии этносов и в развитии общества.

Одними из самых ярких переломных событий в общественно-историческом развитии являются Французская буржуазная революция 1789 года и социалистическая революция в России 1917 года. Прежде чем произошли сами события революции, им предшествовало длительное вызревание, проявляющееся в различного рода кризисах, довольно быстрое наступление и масштабные, или лавинообразные последствия для социального-исторического развития общества.

Может возникнуть вопрос – насколько возможно прогнозирование переломных исторических событий в социальном развитии? С определенной вероятностью это возможно, хотя следует указать не точный момент их наступления, а примерный интервал времени. Так, переплетение различных кризисов и утрата управляемости социальными процессами неизбежно приведет к переломному событию, и если мы наблюдаем подобные процессы, то возможность происхождения переломного события в ближайшем будущем сильно возрастает.

Применительно к историческим событиям, функция переломности социального развития тесно связана с функцией изменения в развитии общества. Но отождествлять эти две функции, на наш взгляд, неправомерно. Изменения происходящие в обществе не всегда носят характер переломности социального развития, поэтому функция переломности присуща не всем историческим событиям, а лишь тем, которые коренным образом меняют устои общественной жизни. Однако обе эти функции тесно связаны со степенью и масштабами изменений в общественном развитии.

В качестве вывода необходимо отметить, что поскольку процесс социального развития представляет собой совокупность множества явлений, событий, действий, именно они и лежат в основе изменения вектора направления развития общества. И одну из ведущих ролей в данном процессе играют переломные исторические события, которые изменяют направление и траекторию развития социальной системы и общества в целом.

Литература:

1.                 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 2002.

2.                 Пантин В.И. Волны и циклы социального развития. Цивилизационная динамика и процессы модернизации. – М., 2004.

3.                 Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2002.

4.                 Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М., 2003.