К.филос.н. Аюшеева Д.В.

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Россия

 

Тибетский буддизм на Западе: особенности и перспективы развития

(Работа выполнена при поддержке РГНФ по проекту № 11-13-03002аТ)

 

Цель данной работы – проследить основные особенности и тенденции распространения и становления тибетского буддизма на Западе и выявить перспективы его развития.

Распространение тибетского буддизма на Западе можно назвать успешным. Свидетельством тому – многочисленные центры этой религиозной системы и растущее из года в год количество адептов. Существуют все основания для утверждения, что тибетский буддизм на сегодняшний момент достиг институционального закрепления в странах Западной Европы и Америки и предпринимает активные попытки содействия решению проблем западного человека, оказывая таким образом влияние на состояние социума в целом. Иными словами, тибетский буддизм выработал комплексную стратегию своего развития в условиях инокультурной среды, в основу которой положен учет особенностей новой для него политической, социальной и духовной структуры и пребывающей в ней личности.

Условием успешного движения тибетского буддизма на Запад стали следующие факторы:

1. Основополагающим  из них является тот факт, что на момент появления на Западе религиозных деятелей из Тибета, в 60-70-е годы ХХ века, буддизм уже обрел здесь свое теоретическое обоснование и практическую реализацию. Выделяя медитативную сторону тибетского буддизма как особенный объект пристального внимания и интереса западного адепта, заметим, что буддийские психопрактики также не были оригинальным для Запада явлением, поскольку в предшествующий тибетскому буддизму период широкое распространение получили здесь созерцательные методики, в основном дзен-буддистского толка. И все же, несмотря на волну известности, буддизм за рамки контркультуры в основном не выходил и был одной из многих ее составляющих в потоке общего увлечения Востоком.

2. Ситуация изменилась в конце 60-х в начале 70-х годов, когда на западной сцене появляются тибетские учителя-эмигранты, которые оказались вынужденными в первую очередь решать задачу выживания собственной религии и культуры в целом. Заметим, что ни одно из предшествующих тибетскому буддизму направлений буддизма не решало подобной задачи, потому только внедрение в новую среду и укоренение в ней рассматривалось тибетцами как единственный способ достижения поставленной цели.

3. Успешная адаптация тибетского буддизма на Западе обязана самому догматическому комплексу его философии, заложенному в концепции реализации сострадания ко всем живым существам. Оставаться вне сложившихся на Западе проблем духовного, мировоззренческого толка тибетский буддизм не мог, иначе это было бы нарушением всей его концептуальной основы. Тибетцы смогли предложить свою помощь в различных областях в самых разнообразных формах, способных удовлетворить любого западного адепта.

4. Основным же приложением усилий тибетского буддизма стало разрешение мировоззренческого конфликта западного человека с окружающей его повседневной реальностью. Конфликт этот был вызван потерей смысла (цели) в жизни, когда материальное благополучие, стандартные формы деятельности и обращение к другим духовным традициям не приносили более удовлетворения. Тибетский буддизм предложил новую для запада модель личностного счастья – нравственное совершенствование ради блага всех живых существ. При этом был назван единственный способ для достижения цели – работа с собственным сознанием. Таким образом, не навязывая свои догмы, тибетский буддизм предоставил западному человеку  возможность самому, на собственном опыте, постигать реальность.

5. Немаловажным для активного распространения тибетской религиозной традиции является тот факт, что буддизм согласуется с современной наукой, поскольку оперирует такими категориями, как познание, метод познания, обладает стройной системой логики. Буддизм попадает в круг интегральных исследований в области философии, политики, медицины, экологии, образования, физики, биологии, трансперсональной психологии и т.д., удовлетворяя, таким образом, рациональное мышление западного человека с его «научным складом» ума (научными подходами)

6. В большей степени, чем другие способствующие факторы успешной адаптации тибетского буддизма, стало присутствие в его системе Учения тантры, поскольку медитативная практика как основной ее метод вызвала огромный интерес западной аудитории, склонной к мистическим, созерцательным практикам.

Таким образом, рассмотренные нами факторы  стали условием успешного внедрения тибетского буддизма в социокультурную среду западного общества.

Следующим аспектом нашего исследования стал анализ особенностей и тенденций процесса распространения тибетского буддизма на Западе. 

Среди особенностей мы выделяем – 1) равное участие всех школ тибетского буддизма в процессе его рецепции на Западе, в отличие от ситуации доминирования школы гелуг в Тибете. Подобное стало возможным благодаря особой предрасположенности западных адептов к буддийской эзотерике, которая преобладает в школах карма, сакья и ньингма. Гелуг, основу которой традиционно составляло монашество, вынуждена была трансформировать и свои привычные  институты, и формы передачи Учения.

2) Многообразие школьных традиций, в равной степени популярных в западной аудитории, обусловило и разнообразие институциональных форм, которыми сегодня представлен тибетский буддизм. В настоящее время  наряду с повсеместно распространенными и многочисленными дхарма-центрами появляются различные образовательные учреждения, и в том числе обладающие правом подготовки бакалавров и присуждения магистерской степени, монастырские комплексы, ретритные и иные медитативные центры, центры тибетской медицины. Таким образом, мало говорить о том, что тибетский буддизм удовлетворяет духовные потребности  западного человека, он становится институтом личностной социализации, что позволяет рассматривать его не альтернативным явлением в западной культуре, а ее структурным элементом. Иными словами, тибетскому буддизму удалось вписаться в культурную реальность Запада.

3) Тот факт, что институты тибетского буддизма функционируют на Западе как элементы своей, собственной, традиции подтверждается значительным количеством Учителей – выходцев из западных стран, по рождению своему, европейцев или американцев. И среди них уже сформировался особый тип наставника, получившего весь комплекс образовательных дисциплин и посвящений вне религиозных учреждений Тибета или Индии. Эта специфическая особенность тибетского буддизма на Западе вполне способна повлиять на его дальнейшую трансформацию.

4) Специфическими чертами обладают в системе тибетского буддизма на Западе его адепты, коренным образом отличающиеся от исконных приверженцев этой религии. Западные адепты владеют обширными теоретическими знаниями самых разнообразных сторон буддизма. С одной стороны, это помогает значительному усвоению буддийского учения и практики, а с другой, становится препятствием из-за чрезмерно критического отношения к некоторым аспектам философии буддизма; в максимальном проявлении это критическое отношение выражается в возникающих у западного адепта сомнении и нежелании признать и принять истинную ценность учения. Из-за высокого уровня образованности западных адептов тибетским наставникам приходится изменять традиционные методы передачи учений.  

В результате наложения друг на друга особенностей западного общества и доктринальных принципов тибетского буддизма сформировались следующие тенденции в процессе его развития на Западе:

1. С приходом тибетского буддизма на Запад буддизм начинает осваиваться как практический метод, который может произвести глубокие перемены внутри самого человека, а также создать определенный образ повседневной жизни. Этот практический метод представлен сакральным Учением тантры. По мнению самих тибетцев, этот метод особенно подходит для западного образа мышления, так как является самым быстрым из всех путей, потому и привлекает западного человека. При использовании тантрических техник, согласно буддийскому учению, можно достичь конечной цели (просветления) в течение одной жизни. Суть этой методики заключается в трансформации сознания. Принцип трансформации энергии знаком западному человеку. Это не ожидание какого-то спасения в будущем, а реальная работа с негативными эмоциями, которые собственно есть у каждого.

2. Следующая тенденция нашла отражение в распространившейся на Западе практике неоднократных посвящений в тайные тантрийские практики многочисленной аудитории. Подобная практика не в последнюю очередь вызвана теми проблемами и трудностями, с которыми тибетцы неизбежно столкнулись в процессе внедрения своей религии в среду западных адептов.

Первоисточником знакомства западных адептов с тайным тантрическим Учением  часто являлись не сами носители этой религиозной традиции, а многочисленные книжные публикации, написанные западными учеными и энтузиастами часто без должного понимания учения в целом. Самостоятельное изучение подобных изданий, некоторые из которых носили характер «инструкций», стало для многих причиной неправильного понимания тантрической практики. Для того чтобы преодолеть эту негативную тенденцию тибетские учителя оказались перед необходимостью трансформировать механизм и даже сам принцип передачи сакрального Учения. В результате, ритуал посвящения, а вслед за ним и принятие обетов стали доступными многочисленной аудитории. Весьма распространенной в настоящее время является практика, когда известный Учитель дает посвящения сразу сотням и тысячам людей, многие из которых имеют довольно смутное представление даже о буддизме, не говоря уже о той ответственности, которая возникает при принятии обетов (нарушение тантрийских обетов, неизбежно влечет за собой тяжелые кармические последствия). Для того чтобы предотвратить неизбежное нарушение обетов, тантрийский Учитель вынужден периодически давать повторные посвящения, поскольку каждое повторное посвящение обладает сильным очистительным эффектом. Создается, таким образом, некоторая тенденция к «оригинальному» способу буддийского совершенствования, которая для западного адепта сводится главным образом к множественным тантрийским посвящениям. Тантрийские Учителя, очевидно, идут на это вполне сознательно, считая, что польза значительно превышает возможный вред, поскольку неоднократные посвящения большой по количеству принимающих их людей аудитории, во-первых, ведут к постепенному улучшению как общей, так и личной кармы адептов, а во-вторых, способствуют нарастающей подготовленности неофитов к реализации тантрийской практики.

3. Доступность Учения для массовой западной аудитории неизбежно меняет модель взаимоотношений «Учитель – ученик», базирующейся на беспрекословной преданности духовному наставнику. Тибетцы ясно отдают себе отчет в том, что подобная модель взаимоотношений Учителя и ученика далека от приятия современными западными людьми и не позволит привлечь к Учению потенциальных адептов. Вследствие чего, отношения учителя и ученика становятся более демократичными.

4. Трансформируется среди западных приверженцев и традиция длительного уединения (от трех до двадцати лет), поскольку они в силу своей социальной занятости не имеют на то физической возможности. На Западе практикуются кратковременные, к примеру, однонедельные двухнедельные, месячные ретриты.

Анализ состояния, особенностей и тенденций в процессе распространения тибетского буддизма на Западе позволяет определить перспективы развития этой религиозной системы:

1.                     Дальнейшее развитие будут получать институциональные формы существования тибетского буддизма на Западе: дхарма-центры, монастыри, образовательные, медитативные и ретритные центры, центры тибетской медицины.

2.                     Растет число наставников из среды западных адептов, которые в перспективе могут изменить традиционный стиль передачи учения, близкий к западной культурной традиции, в связи с этим неизбежно будет меняться модель «Учитель – ученик».

3.                     Как считают западные исследователи, будет формироваться новая, западная, буддийская традиция, которая предполагает соединение нескольких, традиционных, буддийских систем (элементов Тхеравады, Дзэн-буддизма, тибетского буддизма).

4.                     С развитием современных информационных технологий усиливается значимость Интернета как канала распространения информации. Интерактивность Интернета позволит как носителям традиции, так и адептам поддерживать связи, проводить видео-встречи и конференции с буддийскими учителями, вести с ними переписку, проводить заочное обучение, сдавать экзамены, прослушивать лекции, и даже проводить ретриты. Несмотря на некоторые положительные моменты, существует опасение сохранения чистоты учения, которая гарантировалась при непосредственном живом общении с учителем.

Таким образом, анализ распространения тибетского буддизма на Западе свидетельствует о том, что особенностью этого процесса является некоторая трансформация, предопределенная специфическими характеристиками западного человека и общества в целом. Изучение этого взаимодействия представляют актуальность и для российской буддологии, поскольку процессы распространения тибетского буддизма в России и на Западе во многом схожи.