Философия/ Социальная философия

К. культурологии Яковлева Е.Л.

Институт экономики, управления и права (г. Казань), Россия

Негативное влияние мифотворчества современной культуры на институт семьи

     В современности распадается институт семьи, а развод становится привычным и обыденным символом времени. Об этом говорят и цифры статистики. По итогам 2011 г. в Республике Татарстан число разводов возросло на 5,6% и составило 14750 актов. (Заметим, в течение 2011 года в Республике Татарстан вступили в брак 36103 пары). Основная доля разводов (до 40%) приходится на молодые семьи, чей стаж семейной жизни составляет от 1 до 5 лет. Более того, сегодня огромное количество распавшихся семей живут под одной крышей, не оформляя официального развода, и статистика по этому виду существования развалившейся семьи вообще отсутствует.

     Среди множества (экономических, социальных, психологических) факторов, влияющих на процесс распада семьи, можно назвать и философско-культурологический. Этот аспект не в последнюю очередь связан с мифотворчеством. Миф выступает удобной конструкцией, в которую можно вместить любую информацию, в том числе содержащую в себе модель современных отношений, нравов, семейных устоев и принципов. Доказано: избавиться от мифа невозможно, он является врожденной установкой, поэтому  человек с рождения до смерти погружен в мифологизированное пространство культуры. Одно из ключевых значений мифа заключается в том, что он несет/ должен нести в себе определенное содержание, имеющее ценностную наполненность.

      Мифы активно эксплуатируются в науке, политике, искусстве, СМИ, рекламе. Постоянно повторяемые мифологические формулы воздействуют на сознание и подсознание человека. При этом необходимо заметить, что в  современности мифы создаются намеренно и рационализировано, существует специально наработанная «техника» мифотворчества, а сам миф может нести как положительный, так и отрицательный заряды. Поэтому творцам мифов необходимо задумываться не только об эстетической составляющей своих творений (сегодня можно говорить даже о гиперэстетичности культурного пространства, если вспомнить мифы о гламуре, метросексуалах, «it girl»).

      Изначально в мифе, наряду с эстетической составляющей, существовал еще и этический компонент, о котором сегодня говорить не принято, потому что он обязывает человека быть существом моральным, а это довольно обременительно. Любой миф должен нести и внедрять в жизнь этическое содержание, что сегодня становится актуальным особенно по отношению к мифам, эксплуатирующим ценности семьи. Медийное пространство современности продуцирует огромное количество текстов, в своей основе содержащих разного рода мифы, которые не способствуют укреплению института семьи. Современные СМИ намеренно эксплуатируют мифологические формулы и клише, которые воздействуют на массы и воспринимаются как  руководство к действию. Но в современности содержание текстов огромного количества рекламы, ситкомов, «желтых изданий» показывают изнанку семейной жизни с нелицеприятных сторон, что опошляет и обесценивает институт семьи. Стирается граница личного пространства, интимности и все становится общедоступным, а половая связь становится заурядным явлением вроде физзарядки. Для подрастающего поколения семейки (не семьи) и модели их поведения из сериалов «Счастливы вместе», «Моя прекрасная няня», «Воронины» и др. становятся не самым лучшим образцом для подражания. Далее сюжеты и персонажи ситкомов идут в «тираж»: на их основе создаются разного рода игры, выпускаются книги/ журналы с сопровождающей атрибутикой. Актеры, исполняющие роли раскрученных персонажей, становятся экспертами и участниками ток-шоу, рекламы, о них пишут различные издания. Именно растиражированные медийные лица «задают тон», создавая модные тенденции и эталон жизни. Но сама жизнь «звезды» представляет собой бесконечную вереницу безумной череды страсти-любви-скандалов-расставаний, которые выносятся на всеобщее обозрение.

     Современные ток-шоу, например «Дела судебные», «Час суда» (где разбираются семейные проблемы, оканчивающиеся словесной, и не только, потасовкой), «Улетное видео» (показывающее семейные видеоролики через призму смеха), так же не способствуют укреплению института семьи. Людям наглядно иллюстрируется, каким нелицеприятным образом могут решаться семейные проблемы и конфликты.

      Помимо этого в жизнь молодого поколения активно внедряется родительский сценарий: «родился-выучился-женился». Поэтому к ситуации создания семьи подходит не сам молодой человек, а его подталкивают к этому родственники. В результате люди, вступая в брак неподготовленными, воспринимают его как форму фактически детских отношений, где каждая из сторон думает, что она «подарок жизни» для другой. Как справедливо пишет Вяч. Корнев, «вступая в брачный альянс, каждый полагает, что не только получает нечто особенно ценное, но и сам щедрым жестом дарит другому свою субъективность» [1, с. 103]. В этом проявляет себя  мифологичность сознания человека, которое досталось нам в наследство из древности.

      Сегодня можно выделить несколько разновидностей мифов, внедряющихся в сознание масс и становящихся сценарием жизни, в том числе семейной, и нередко приводящих к разрушению семьи и краху брака. Так, СМИ и киноиндустрия эксплуатируют миф о безоблачной супружеской жизни, наполненной счастьем, где присутствует любовь и достаток. Именно на такой основе развивается и заканчивается каждый сериальный проект или очередная «исповедь жизни звезды» (заметим, что все проблемы, возникающие внутри развития сюжета, воспринимаются как надуманные и даже далекие от реальности). Все это способствует внедрению в сознание людей, что брак, супружеская жизнь – это оазис счастья. Но при этом идея, что «семья – это постоянная работа, как над собой, так и совместно с партнером учиться жить вместе» звучит обременительно и тяжеловесно. Поэтому, вступая в брак, люди верят в красивый миф о вечном и безоблачном счастье, забывая о проблемах и постоянно возникающих задачах реальной жизни.

       Современность, особенно TV, пропагандирует образ семьи с точностью до наоборот, где каждый ее член преследует только свои узкоэгоистические цели, не считаясь с другими, живет обманом, интригами и подставами. Понятие «семья как семь Я», где «один за всех и все за одного» оказывается забытым.

      Сегодня медийное пространство практически все старается перевести в русло несерьезного, шуточного, в том числе институт семьи и его ценностные ориентиры. Современный слоган комедийных ток-шоу и сериалов гласит: «Мужчина должен вырастить кактус, сколотить скворечник, воспитать хомяка». Подобная установка воспринимается буквально, поэтому увеличивается число одиноких людей, предпочитающих в своем «скворечнике» разводить цветы, следить за хомяками (рыбками, собаками и пр.), проводить свое свободное время за компьютером, сублимируя в социальных сетях путем создания мифов о себе.

      СМИ, ток-шоу, жизнь медийных лиц внедряют в сознание обывателя идею о том, что «семейная жизнь – это череда смен сексуальных партнеров», что ведет к извращенному понятию брака, а сама измена становится нормой жизни, якобы «укрепляющей узы брака». Поэтому идея измены, овладевая человеком, начинает восприниматься им как «норма жизни».

       Миф обладает игровой природой, а сама игра мифологична: она создает особый, выдуманный мир, воспринимаемый акторами/ игроками как реальный. Современность стала полем тотальной игры и даже карнавализации. Это привело к тому, что игра покинула строго отведенное ей место и стала проникать в работу, религию, семью. Современные люди все чаще стали играть на чувствах, играть в любовь (подобно ток-шоу «Дом-1», «Дом-2») из-за выгоды (на кону стоят большие деньги) или просто так, ради игры или забавы. Поэтому ситуация быстро сменяющих друг друга браков и разводов в жизни современного человека сегодня не является катастрофой, а воспринимается как «вполне естественное состояние дел», в рамках которых люди совместно проводят небольшой промежуток времени, объясняя все фразой «ничто не вечно под луной». Более того, подобная установка способствует не столько законному браку, сколько его симулякрам – «гражданский брак», «гостевой брак». Идея «игры в любовь» подменяет истинные отношения неискренностью, лживостью, видимостью, что опять-таки не способствует существованию семьи.

       Не способствуют укреплению института семьи и мифы о кризисах определенного возраста (вспомним, «седина в бороду – бес в ребро», «в сорок пять – баба ягодка опять») или кризисах брака, что способствует быстрому распаду семьи и образованию новых связей (или их череды), не дающих удовлетворения человеку.

       Еще один миф так же не содействует существованию института семьи. Дело в том, что мы становимся потребителями постоянно возобновляющегося и навязанного нам эсхатологического мифа – мифа о конце света, который периодически переносится (последний «перенесен» с 21 мая 2011 года на 21 декабря 2012 г.). Этот миф, постоянно внедряемый посредством киноиндустрии, рекламы, СМИ, способствует тому, что человек живет в ожидании скорой катастрофы в виде конца света и у него формируется жизненная установка – «после меня хоть потоп». Вследствие этого, человек пускается во все тяжкие, устраивая разнузданный пир перед катастрофой, меняя сексуальных партнеров и не обременяя себя семьей или обязанностями перед ней.

      Именно развод в современном инфантильном мире выступает как обряд инициации, посвящения во взрослую жизнь с ее проблемами, нередко выполняя функцию большой катастрофы и жизненного потрясения. Человек оказывается перед сложным выбором классической дилеммы: «развестись нельзя остаться», неся экзистенциальную ответственность за то, куда поставить запятую, и какой вираж после этого произойдет в его жизни. Развод наносит сокрушительный удар по индивидуальному, можно сказать  нарцисстическому, мифу личности, вскрывая ее недостатки и изъяны, неспособности быть ответственным за свои поступки и семью. Развод ввергает человека в бездну одиночества и неустойчивого, неравновесного состояния. Как следствие этого, человек начинает искать более устойчивую платформу собственного бытия, погружаясь нередко в бесконечно-затягивающую трясину пьянства, наркомании, оргий, оправдывая это либо поиском идеала, либо его отсутствием.

      Чтобы развод не стал укоренившимся и обыденным символом времени, чтобы пророческая фраза Лолиты, сказанная в ток-шоу «Без комплексов» («Сегодня диво не то, что женятся, а то, что живут»), не имела почвы для своего существования, необходимо срочно разрабатывать и внедрять меры по предотвращению распада института семьи и его возрождению.

      В рамках сложившейся ситуации можно предложить следующие практические рекомендации, благодаря которым может быть возрожден институт семьи. В воспитании подрастающего поколения на всех возрастных уровнях сделать акцент на нравственную составляющую, прививая детям идеи добра, правды, справедливости, дружбы, порядочности, верности и т.д., иллюстрируя это позитивными образцами жизни семьи на примере мульт- и кинофильмов, литературных произведений. Ввести цензуру, создав этический комитет, контролирующий и наблюдающий за современными деятелями культуры и искусства, СМИ. Именно в полномочия этого комитета входит пресечение, табуирование аморальных, с точки зрения семейных ценностей, материалов. Так же необходимо ограничить количество материалов, связанных с беспорядочной интимной жизнью медийных лиц. Сегодня назрела ситуация создания этического кодекса, регулирующего деятельность репортеров, журналистов, писателей и пр., пресекающего аморальность смысла содержания произведений культуры и искусства, двусмысленность. Необходимо сокращать количество мифологизированных текстов культуры, далеких от реальности или уводящих от нее, не способствующих здоровой жизнедеятельности и полноценной самореализации личности. Большое внимание уделять социальной рекламе, в которой будут пропагандироваться ценности семьи, основанной на Любви, Добре, Порядочности, Уважении. Создавая подобную рекламу, следует отходить от гламурных канонов современности, богатства и роскоши, отказаться от участия топ-моделей, а привлекать к рекламе реальные, среднестатистические семьи и лица. Направить внимание деятелей и создателей различных видов искусства, в том числе и татарской культуры, на создание семейных сериалов, книг, музыки, картин, воспитывающих людей в рамках позитивного мифотворчества и создающие модели традиционной семьи и ее устоев.

      Литература:

1.     Корнев В. Философия повседневных вещей. – М.: «Юнайтед Пресс», 2011. – С. 103.