ст. Жимолостнов И. В.

Ульяновский государственный технический университет

Философия как способ проблематизации бытия

 

Прежде чем перейти к раскрытию темы, попробуем составить определение для словосочетания "проблематизация бытия". Для этого рассмотрим ряд терминов, приведенных ниже.

Философский энциклопедический словарь дает следующее определение понятию "бытие": Бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания, воли и эмоций человека. Философское понимания бытия и его соотношения с сознанием человека определяет решение основного вопроса философии. Понятие бытия одно из главных философских понятий. Оно активно используется такими разделами философии как онтология, гносеология, этика и эстетика.

Термин "проблема" - означает объективно возникающий в ходе развития  познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.  По сути,  все развитие человеческого познания  представляет собою переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Замечательно, что одной из форм решения проблемы может служить доказательство ее неразрешимости. 

В отличие от понятия "проблема" понятие "проблематизация" имеет некоторые смысловые отличия.   Проблематизация – это формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении.  

Исходя из данных положений, можно составить собственное определение "проблематизации бытия", которое будет означать формы и методы постановки проблемы понимания существующей реальности.

Итак, само понятие бытия возникло практически одновременно с возникновением греческой философии в качестве ответа на сакраментальный  вопрос: «может ли человек получить представления и знания о действительности только при помощи своих мыслительных способностей?» и стало мерилом объективности мышления. Сама возможность мысли о бытии как таковом показывает, что мышление не может быть полностью субъективным процессом, и в нем обязательно содержится, хотя бы как момент, неизбежная объективность. В рамках античности возникла и основная антиномия понятия бытия: имеет ли оно право на существование? Не бессодержательно ли? Конечно, оно дает большие возможности мышлению, придает характер доказательности ряду концепций, ведет к аксиомам, от которых греки никогда не отказывались ("Ex nihilo nihil, ex nihilo nihil fit" - "Из ничего ничего не происходит"). Но оно удваивает мир, делает одну из его частей неизбежно иллюзорной. Какую именно — чистое бытие или конкретно существующее многообразие? Это зависит от того, что все же дает нам понятие бытия.

«Бытие» как философское понятие возникло в период самоопределения философии, когда важно было решить, в состоянии ли теоретическое мышление достичь истинных результатов независимо от опоры на опыт. Мысль о бытии как таковом греческие философы расценили как искомую точку совпадения мышления и бытия, обеспечивающую автономию философии. Возможности для становления категории бытия предоставил язык: с одной стороны, связка «есть» является формальным элементом языка и вступает в необходимые отношения с понятийностью, с другой — ее функции не обусловлены содержанием связуемых понятий. Оперируя понятием «бытие», философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Это была реальность, данная в мышлении, но тем не менее имеющая доказуемое объективное значение.

В истолковании этой реальности философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что «бытие» открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что «бытие» — это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Первое течение в свою очередь делилось на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Второе — на тех, кто замещает «пустые» построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики. Как признающие, так и отрицающие значимость категории бытия периодически, как показывает история философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или догматической объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые теряли интуицию сверхопытного единства мира, что приводило к распаду мышления — теоретически и исторически — на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную волю, бесцельное воображение и т. д. Из исторического опыта кризисных периодов онтологии и наиболее значимых попыток их преодоления следует, что понятие бытия не является гипостазированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности. Оно — не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров. Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью (что соответствует и роли глагола «быть» в языке) и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла. Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, «бытие» строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы прафеноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием — своего рода хранителем целостности универсума в мышлении — в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых — единственным) способом мыслимости абсолюта.

Литература:

1. Философский Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. 1983.

2.  Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко – М., 2009.

3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.