Философия/3. История философии

Мирошкин М.А.

Российский экономический университет (Уральский филиал)

Русская идея

Русская идея сегодня переживает второе рождение, становится культурной реальностью нашего времени, Одни считают ее философией будущего. Иные относятся, напротив, отрицательно. Чтобы судить о ней, необходимо ознакомиться с сутью дела.

Важнейшая проблема в русской философии – судьба Родины. Должна ли Россия идти дорогой западного прогресса или искать собственные пути? Поиск ответа на этот вопрос разделил русскую интеллигенцию на два стана – славянофилов и западников.

Славянофилы проповедовали любовь к России как к матери, тогда как западники утверждали, что Россия – это дитя, которое нуждается в опеке и воспитании. А научиться этому можно у «взрослого» Запада.

Но что важно, Герцен А.И., который являлся западником, отмечал «мы были противниками их (славянофилов), но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное  чувство… чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума.   И мы как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно» [5].

Бердяев Н.А. же говорил, что «западничество есть явление более восточное, чем западное. Для западных людей Запад был действительностью и нередко действительностью постылой и ненавистной. Для русских людей Запад был идеалом, мечтой. Западники были такие же русские люди, как и славянофилы, любили Россию и страстно хотели для нее блага» [9].

Православие – важнейший источник русской идеи. Благочестие в России сочеталось с безбожием. Споры о боге прошли в интеллигентской среде через весь ХIХ век. «Ибо Православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и в системе христианства» [8].

Из нашей философской литературы видно, что православие более, чем западные ветви христианства, наделяет человека свободой воли. Если человек захочет, то, уповая на Бога, он может сдвинуть гору. Важно не то, что это произойдет, а что человек убежден в этом. Отсюда следующие пассажи у Ильина И.А. и  Бердяева Н.А.: «Православный русский верит в свободную волю и свободную совесть» [6]. «В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещенных народов Запада… Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе, и сней связана «русская идея» [1]. «Свободе принадлежит абсолютный примат» [2].

Сегодня часто можно услышать призывы «учится у Запада» его индивидуализму и  свободе. Но «русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской легкости и непринужденности, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всем [7].

Достоевский Ф.М. всем своим творчеством стремился разбудить и укрепить присущее русской душе личностное начало. В этом смысле «Достоевский – антипод толстого, который видел благо в роевом начале» [6]. Достоевский Ф.М. глубже проник в суть дела. И в русскую душу. Личностное начало испокон веку присуще русской культуре.

Таким образом, христианская идея свободной личности изначально была принята православием. Каждая душа сама принимает решение и отвечает за него.

Это основа русской идеи. Поэтому центральное понятие русской философии – соборность, означающие органическое единство общего и единичного.

Собор – это церковь. В храм приходят все вместе, следуют общему ритуалу, но при этом каждый остается самим собой и несет что то свое, особенное и держит личный ответ за свои деяния в этом миру.

В православных кругах в основном придерживаются точки зрения, что «Соборность – это понятие, содержащие в себе две абсолютно полярных системы:  абсолютный индивидуализм и абсолютный коллективизм» [10].

Соборность – слияние социального и индивидуального. Бердяев Н.А. пишет, что «коммюнаторность (общинность) и соборность всегда признают ценность личности и свободы. Религиозная коммюнаторность противоположна всякому авторитарному пониманию церкви. Соборность означает высокую качественность сознания. Соборность всегда предполагает свободу» [4].

Соборность Росси отличается своей открытостью и человечностью.

Таким образом, русская мысль перевела разговор в область этики и религии, подала соборность как интуитивную очевидность. Веками воспитанную православием в народе. Хомяков А.С. писал «…в вопросах веры нет различия между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным, рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар ведения, младенцу дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в свободном единстве живой веры, котрое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи собора» [6].

В дальнейшем, после революции, в среде русской эмиграции возникает новое идейное течение – «Евразийство». Для евразийцев Россия – это Запад и Восток одновременно, «синтез двух с преобладанием последнего» [11].  Европейская цивилизованность и азиатская самобытность вот наше предназначение. Русским присущи открытость другим культурам, терпимость, стремление понять и принять инакодумающего и инаковерующего. Ужиться с ним. Симбиоз двух культурных регионов, постоянный диалог между ними в пределах одной страны определил лицо нашей культуры.

А вот мнение Бердяева Н.А.: «Русский народ не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира; всегда в русской душе боролись два начала – восточное и западное» [1]. «Россия должна преодолеть односторонность западноевропейской культуры с ее позитивизмом и материализмом, самодовольство ее ограниченных горизонтов. Наш русский провинциализм и замкнутость нельзя преодолеть европейским провинциализмом и замкнутостью. Мы должны перейти в мировую ширь. Восток по-новому должен стать равноценным Западу. Россия должна стать для Европы внутренней, а не внешней силой, силой творчески-преображающей. Для этого Россия должна быть культурно преображена по-европейски. Но западничество есть заблуждение детского возраста, и оно находится в противоречии с мировыми задачами России» [3].

Таким образом, русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. Она родилась в России, но опиралась на западную культуру. Ее источники: русский исторический опыт, православная религия, немецкая диалектика. Русская идея имела целью объединить человечество в высокую общность, преобразовать в фактор космического развития. Сегодня русская идея возрождается и становится тем неиссякаемым источником, который помогает соединить нам связь времен, пробудить народную память и найти верные ориентиры для будущей деятельности.    

 

    

 

Литература:

1.     Бердяев, Н.А. Русская идея. - М., 1997.

2.     Бердяев, Н.А. Самопознание. – М., 1997.

3.     Бердяев, Н.А. Судьба России. – М., 1997.

4.     Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря. – М., 1997.

5.     Герцен, А.И. Собр. соч. Т. 15. – М., 1959.

6.     Гулыга, А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 2003.

7.     Ильин, И.А. О русской идее. – М., 1992.

8.     Ильин, И.А. Россия есть живой организм. – М., 1992.

9.     Россия и Европа: опыт соборного анализа. – М., 1992.

10. Струве Н. Православие и культура. – М., 1992.

11. Флоровский Г. Евразийский соблазн // Новый мир. - №1. – С. 206.