Борисенко О.А.

Забайкальский государственный университет, Россия

От диалога культур - к политическому диалогу: фактор глобализации

Появлению новых международных общественных организаций, ориентированных на диалог  способствуют как глобализация, так и проблемы на фоне современной международной картины мира. Если с глобализацией связаны гражданское общество, права и свободы, рыночные отношения, то международная карта – представляет собой достаточно серьезное явление. Таким образом, диалог культур подготовил человечество к новому витку своего развития – к политическому диалогу, который и стал возможен благодаря глобализации.

Так как политический диалог – вид диалога культур, то в его основе  – сократический диалог, природа которого определяет основные подходы к политическому.  К ним можно отнести: Горизонт вопроса, Последовательность мыслей, Наставление примером, Наставления знаниями наставления в трудности.

1. Горизонт вопроса. Открытость политического вопроса в диалоге никогда не бывает безграничной, здесь важно увидеть и проследить грань. «Задающий вопрос должен обратиться к чему-то, лежащему за сказанным в диалоге, выйти за пределы. Политический вопрос становится актуальным, когда его горизонт указывает развилку мнений, обозначает определенное «так или этак». Фиксируются несомненные политические предпосылки, где основания в пользу одного решения соперничают с основаниями в пользу другого. Необязательно существование только двух взаимоисключающих решений, их может быть несколько. Тем самым вопрос с самого начала обозначает основные направления политической дискуссии. На этом основана существенная связь между вопрошанием и знанием».

2. Последовательность мыслей. Не следует искать слабые стороны в ответах у собеседника, а следует продемонстрировать свое мышление. 

Диалог культур в собственном и строгом смысле слова как сотрудничество, соединенность людей, принадлежащих к разным культурам, имеет место именно во втором случае, когда площадка диалога, соединяющее их дело, находится в пространстве между культурами.

Политический диалог выполняет важнейшую функцию поддержания баланса в обществе.  В связи с тем что, одним из признаков глобализации является «расслоение мира»[6], и формируется общемировая социальная структура, увеличивается разрыв в уровне и качестве жизни между жителями различных стран. Следствием этого, по мнению Сусоколова А.А., являются возрастание межнациональных конфликтов.

Мир развивается и меняется со стремительной скоростью. «Одновременно с глобализацией возможностей человечества глобализируются и его проблемы. Остро заявляют о себе нетрадиционные вызовы и угрозы безопасности, создающие крайне неблагоприятный фон для застарелых территориальных споров и межгосударственных конфликтов» [2]. В данном случае в процессе политического диалога достигается согласие, вырабатывается программа политической деятельности.  Следовательно, можно признать, что доминирующий принцип ведения политического диалога заключаются в следующем: признание равенства и взаимного уважения, участвующих в политическом диалоге сторон.

Искажение этого принципа диалога приводит к политическому авантюризму и авторитаризму, так как нарушается главное требование политического диалога - нахождение согласованного решения, обеспечивающего преодоление конфликтов и трений в реализации политических интересов.

Сферы регулирования политического диалога как вида культурного диалога затрагивают все объекты жизнедеятельности человека. Культура присутствует во всех сферах социальной жизнедеятельности. 

Современная картина культурного пространства показывает роль и положение политического диалога на международной арене. Во втором параграфе отмечалось, что большинство конфликтов возникают по причине не знания или не правильного истолкования традиций, ценностей и особенностей народов. Именно принципы политического диалога, могли бы послужить тем средством, который бы равномерно выстраивал картину международных отношений, но в большинстве своем, не всем культурам удается «сделать шаг» к этому. К примеру, Восток столь гибкий к принятию новшеств, где, тот же ислам в Китае, вливается и спокойно уживается с традиционными верованиями. При создании необходимых условий, может реализоваться влияние той или иной культуры, а политический диалог как раз и становится тем фундаментом.

В процессе политического диалога - стремление к достижению согласия между субъектами. Так, например, НАТО углубляет политический диалог с Пакистаном, цель которого борьба с международным терроризмом[3].  «Вмешавшись в конце ХХ века в события на Балканах, США в конечном итоге добились создания в Косово американского стратегического плацдарма для военно-политического давления на Европу, включая Кавказ, а также на Ближний и Средний Восток»[1], а это уже не политический диалог.

В ходе политического диалога, отношения «государство – человек» реализуются в культурных программах. Столь популярными стали проведения «года России» со странами Европы и Азии. К примеру, Год российской культуры и русского языка в Италии и Год итальянской культуры и итальянского языка в России, проводимые в 2011 году, – кульминация многовековых связей между Москвой и Римом. Федеральный министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой подписали 19 июля 2011 г. в рамках германо-российских межправительственных консультаций в Ганновере совместное заявление о намерениях о проведении Года Германии в России и Года России в Германии в 2012-2013 г. В 2008г. проведение Года России в Индии существенным образом способствовало расширению двусторонних торгово-экономических связей и диверсификации форм и направлений российско-индийского сотрудничества, расширению взаимодействия в социально-гуманитарной сфере, укреплению деловых контактов двух стран, постепенно выходящих на качественно более высокий уровень.

Проведение культурных международных мероприятий, конференций, симпозиумов и дискуссий содействуют развитию программ по культурным обменам и установлению политического диалога.  Большое количество  некоммерческих организаций осуществляют свою деятельность на международных фестивалях и конкурсах.

В России с 2001г. проводятся Международные Лихачевские научные чтения, в соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина «Об увековечении памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева» № 587 от 23 мая 2001г. В 2008 году Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов совместно с МИД РФ приступили к реализации дипломатической программы Чтений «Международный диалог культур», в рамках которых выступают крупные дипломаты современности.

Понимая роль культуры в современном мире ООН объявила 2010г. Международным годом сближения культур и предложила ЮНЕСКО «играть видную роль в подготовке к проведению Международного года», опираясь на свой богатый 60-летний опыт в деле поощрения «взаимного обмена знаниями и взаимопонимания между странами и народами»[4]. Председатель Исполнительно совета ЮНЕСКО Митрофанова Э.В. говорит: «В ХХI веке миссия ЮНЕСКО актуальна более чем когда-либо: содействовать всеобщему уважению к «плодотворному культурному многообразию», то есть разделить со всеми позитивный образ разнообразия, что означает, больше чем просто его признание, поскольку это создает систему связей между нациями, сообществами, группами и людьми»[5].

Работа общественных организаций и фондов по развитию, популяризации национального языка и культуры  для соотечественников в зарубежных странах. С 2007г., согласно Указу Президента РФ, был создан фонд «Русский мир». Целевая программа Фонда, направленная на создание за рубежом благоприятных условий для получения информации о Русском мире и совершенствования языковых навыков. Одна из задач работы Фонда, это организация общественных, научных, творческих конкурсов как средству повышения интереса к углублённому изучению русской истории, культуры и привлечения к сотрудничеству и взаимодействию компетентных, активных, творчески мыслящих людей.

В партнёрстве с ведущими российскими высшими учебными заведениями фонд «Русский мир» организует стажировки иностранных студентов, изучающих русский язык, и зарубежных преподавателей русского языка. В рамках стажировок читаются лекции и  проводятся практические занятия, по окончании участникам выдаются сертификаты.

Современность диктует такие правила, когда государства должны взаимодействовать друг с другом на уровне культурных, экономических и политических отношений. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами, их взаимосвязь и решение глобальных проблем. На мировой арене возрастает роль многосторонней дипломатии, с новыми формами воздействия государств. Одним из примеров можно представить Азиатско-Тихоокеанский Регион (АТР), с весомой ролью политического диалога Шанхайской организации сотрудничества.

Наблюдается тенденция, что роль национальных государств медленными темпами уходит на второй план, где их опережают  международные организации. В условиях глобализации сложно «выжить» государству как таковому. Результатом процесса является создание единого экономического пространства -  общие рынки, валюта и т.п., законодательной базы, военной многонациональной силы и т.д.

Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Через созданные международные организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданных международных организаций дают определённые гарантии в решении международных конфликтов т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношениях между собой.

Подводя итог, мы отмечаем, что переходя на новый уровень отношений, диалог выстраивает такую политику отношений, которая позволяет цивилизациям учиться жить рядом в мире, учась друг у друга, и выстраивать отношения на уважении. Отсутствие диалога может привести к непониманию, напряженности  и столкновениям. Международный политический диалог, является надежной мерой предупреждения столкновения цивилизаций. Диалог возможен лишь между теми, кто способен преодолеть горизонт своей идентичности, способен подняться над ним, включившись тем самым в процесс коммуникации. 

Литература:

1.                      Агафонов Г. ШОС самостоятельно решит проблемы региона (25.08.08) [Электронный ресурс] / Г. Агафонов // Сайт новостей NEWS1 - Режим доступа: http://www.1news.az/analytics/20080825063203681.html, свободный – Загл. с экрана.

2.                      Барский К. ШОС: новое слово в мировой политике (22.08.11) [Электронный ресурс] / К. Барский //Центральный интернет-портал Инфо-ШОС - Режим доступа: http://infoshos.ru/ru/?idn=8692, свободный – Загл. с экрана.

3.                      Замараева Н. Пакистан – НАТО: углубление политического диалога (14.07.10) [Электронный ресурс] / Замараева Н. // Центр-Азия - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1279089660, свободный – Загл. с экрана.

4.                      Международный год сближения культур (04.03.10) [Электронный ресурс] / Официальный сайт ООН - Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/iyrc2010,  свободный – Загл. с экрана. 

5.                      Митрофанова Э.В. Роль ЮНЕСКО в развитии культурного многообразия и сближения культур (04.06.11) [Электронный ресурс] / Э.В. Митрофанова // «Международный диалог культур» Дипломатическая программа Чтений / Интернет портал «Площадь Д.Лихачева» интернет портала «Площадь Д.Лихачева». - Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/Dip_Programma/015_EV_Mitrofanova_lek.pdf, свободный – Загл. с экрана.

6.                      Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. – М.: SPSL – «Русская панорама», 2006г.с.195