Философия/4. Философия культуры

Кандидат филологических наук Кутеева Н. Э.

Башкирский государственный университет, Россия

Идея культурного прогресса Герберта Спенсера

Культурологические идеи английского философа Герберта Спенсера (1820-1903) отражают общую тенденцию «позитивной философии», согласно которой законы эволюции и сопутствующие им процессы интеграции и дифференциации, процессы вторичных изменений, представляющие собой  превращения однородного в разнородное, простого в сложное, низшего в высшее, совершаются во всей Вселенной: в неорганической и органической материи, в растительной и животной массе и в культурных процессах – языке, религии, этике, эстетике, искусстве, «в сознании, обществе, во всех продуктах социальной деятельности» [1, 620].

Спенсера называли «Аристотелем викторианской Англии», исследователей поражала широта охвата материала, «многосторонность и детализированность осуществленных описаний» [2, 96]. Несмотря на  определенный «физикализм» мировоззрения, философ проявлял пристальное внимание к проблемам культуры и внес существенный вклад в развитие гуманитарного знания, что и позволило американскому историку Крейну Бринтону назвать его «героем культуры» [3, 158].

Концепция культуры и эстетические взгляды Спенсера нашли свое отражение в таких работах, как «Философия слога», «Польза и красота», «Источники архитектурных типов», «Грациозность», «Личная красота» и многих других. Наиболее полно, на наш взгляд, культурологические идеи английского философа, отразились в статье «Прогресс, его закон и причина» («Progress, its Low and Cause»), которая впервые была напечатана в апреле 1857 году в «Westminster Review». Впоследствии с некоторыми изменениями она была опубликована в первом томе издания, названного им «Опыты научные, политические и философские»(«Essays: Scientific, Political and Speculative»).

Культурный прогресс и развития человеческого сообщества, как и развитие биологических организмов, по мнению Спенсера, зависит от внешних условий и внутренних предпосылок. Подобно биологическому сообществу, культура развивается в процессе адаптации внутренних условий к внешним. Структура культуры включает в себя ряд подразделений, регулирующих соподчинение ее элементов, создающих продукты, способствующие поддержанию культуры.

В статье «Прогресс, его закон и развитие» Спенсер определял параметры культурной эволюции: «Говоря о нравственном и умственном прогрессе, мы относимся к состоянию той личности и того народа, в котором он проявляется; рассуждая же о прогрессе в науке или искусстве, мы имеем в виду известные отвлеченные результаты человеческой мысли и человеческих действий» [1, 22]. Подлинный культурный прогресс, утверждал философ, свидетельствует об увеличении познания, которое в свою очередь, способствует наиболее полному материальному и духовному процветанию человеческого сообщества. «Только те изменения считаются прогрессом, - полагал он, - которые прямо и косвенно стремятся к возвышению человеческого счастья; и считаются они прогрессом только потому, что способствуют этому счастью» [1, 23].

Cчитая  закон органического прогресса законом всякого прогресса, Спенсер приходил  к выводу о том, что прогресс культуры также заключается в постепенном переходе от разнородного к однородному. Исследование эволюции культурно-исторических процессов философ предварял подробным экскурсом в историю развития неорганической и органической материи: формирование планет Солнечной системы, геологические и биологические процессы, эволюцию растений и животных и, наконец, человека: «В период заселения Земли  человеческий организм становился все более и более разнородным в образованных частях своего вида и что весь этот вид, как целое, становился разнороднее в силу умножения рас и дифференцирования этих рас одной от другой» [1, 30].

Подтверждением «культурности», или, в терминологии Спенсера, «цивилизованности», «образованности» нации или расы, является большая разнородность и дифференцированность от простейших форм, как в биоантропологическом, так и в духовном смысле. Отталкиваясь от антропологических параметров, философ устанавливал универсальные закономерности развития человеческой культуры. Культуры дифференцируются между собой степенью развития, и цивилизованный человек отличается от нецивилизованного размерами конечностей, величиной черепа, более сложной нервной системой, высоким научно-интеллектуальным   и духовным уровнем.

По мнению Спенсера, как все человечество проходит путь от дикости к цивилизации, так и каждый человек претерпевает своеобразную культурную эволюцию в процессе своей индивидуальной жизни. В доказательство  культурной дифференциации человеческого сообщества он приводит антропологические различия между детьми и взрослыми: «Европейское дитя имеет несколько черт, резко сходных с чертами низших человеческих рас, как например, плоскость крыльев носа, вогнутое переносье, расходящиеся и раскрытые спереди ноздри, форму губ» [1, 31]. В процессе взросления ребенок теряет эти черты, что, с точки зрения философа, является продолжением перехода однородного в разнородное и доказательством пути, по которому прошли все культурные расы.

Переходя от частного к общему, философ создавал ретроспективную картину культурного развития человечества от древнейших эпох (Египет, Ассирия, Греция) до современности. Полагая, что переход от однородного к разнородному одинаково проявляется как в прогрессе всей культуры в целом и каждого народа в частности, Спенсер утверждал, что этот процесс продолжается постоянно с возрастающей быстротой. Начиная анализ дифференциации с первобытных племен, Спенсер отмечал политическую и социальную эволюцию в выделении из однородной племенной массы вождей и правителей, в чьих руках концентрируется власть.

Далее Спенсер, подобно многим философам и культурологам, усматривал истоки культуры в религиозных представлениях. Причем, по его мнению, власть политическая и религиозная имеет общие корни и цели.  Затем, культура, изначально зародившаяся в недрах культа, постепенно отделяется от него, перестает быть однородной, единой, разделившись на религиозную и светскую. Процесс дифференциации в культурной сфере, по мнению Спенсера, не прекращается и, чем развитее культура, тем ее отрасли более сложны и разнообразны. Так образуется  культурное сообщество, «вырабатывается в высшей степени сложная агрегация обычаев, нравов и временных обыкновений, принятых целым обществом и получающих руководящее значение в тех обыденных сношениях между личностями, которые не определены ни гражданским, ни религиозным законом» [1, 34].

Разнообразные доказательства наличия эволюции в культурной сфере, подтверждаются у Спенсера исследованиями в области языка. Рассматривая происхождение языков и наречий от отдельных восклицаний, через преимущественное использование имен и глаголов и дальнейшее словообразование, философ доходит до вершины развития языка как свидетельства высокого культурного развития человеческого сообщества, подтверждающего его основную мысль о том, что «прогресс языка человеческого подчиняется одному и тому же закону, как в развитии языков, так и в развитии семейств слов, и в развитии частей  речи» [1, 37].

Культурологические теории Спенсера, тесно связанные с его философскими концепциями, недаром названы им синтетическими, ибо в них синтезируются данные развития всех материально-духовных достижений человечества. И теория языка (письменного и устного) связана с развитием искусства, которое в его древнейшей синкретической основе объединяет достижения пластических видов искусства с системой управления и духовных представлений. В частности, «переходя от устного языка к письменному», философ обнаруживает, что «письменный язык сроден с  живописью и скульптурой», так как «в начале все эти три отрасли были дополнением архитектуры и стояли в прямой связи с первобытной формой всякого правительства – теократией» [1,37]. Механистический подход  позволяет ему рассматривать  искусство, не только как средство выражения народного самосознания, но и как средство управления народом.  Спенсер констатировал синтез живописи, скульптуры и архитектуры с религиозными представлениями, нераздельность их сакральной функции.

Не ограничиваясь функциональным подходом к проблемам развития человеческой культуры, Герберт Спенсер стремился посредством анализа множества социальных, этнографических и исторических явлений, обобщить опыт религиозно-эстетической деятельности человечества и выявить общие, универсальные закономерности  развития культуры.

Литература:

1.     Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск. Современный литератор, 1999.

2.     Танчер В., Ручка А. Г. Спенсер – первый гранд социологии //Философская и социологическая мысль. 1992. №1.

3.     Brinton C. The shaping of modern Mind. Mentor ed. N.Y., 1958.