Н.Н. Плужникова, А.Е. Мелихова

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Неоязычество как теория и практика в современной культуре

Отличительной чертой современной культуры является массовое распространение различных оккультных, мистических и неоязыческих течений. Их распространение данных идей связано с одной стороны, с историей развития российского общества, а с другой стороны, с постмодернизмом как мировоззренческой матрицей современного общества и культуры.

Перестройка, давшая гласность и плюрализм, подготовила почву для неустойчивости в обществе, а она в свою очередь переросла в извечное русское желание поиска истины, о котором говорили многие классики и философы. Одним из результатов Перестройки стал рост религиозности, который выразился не только в возрождении традиционных конфессий, но и в появлении новых мистических учений, претендующих на абсолютность знания.

В российском религиоведении и философии проблемы нетрадиционных религиозных движений стали активно разрабатываться с середины 80-х годов XX века. Это обусловливалось ростом интереса молодежи и интеллигенции к внеконфессиональной мистике и оккультизму. Данные процессы совпали с аналогичными процессами на Западе (возросший интерес к религии кельтов и древних германцев). Но уже с 90-х годов XX века объектом изучения становятся объединения на территории России. За последние годы было написано множество статей, которые рассматривали данные проблемы с разных точек зрения [Cм.: 2].

При этом постмодернизм создает благодатную почву для распространения оккультных и неоязыческих течений. Отталкиваясь от отсутствия в реальности каких-либо метафизических, онтологических оснований, постмодернизм тем самым, способствовал появлению новых форм поиска человеком последних, и в то же время, духовных основ человеческого бытия. Как бы это не парадоксально звучало, но именно ситуация «смерти Бога», провозглашенная Ф. Ницше, утраты человеком последних фундаментальных оснований бытия, заставляет современного человека снова обратиться к духовному поиску. Подобным прибежищем «духа» и становятся различные оккультные течения, помогающие человеку обращаться к духовным основам бытия. Общеизвестно, что в постмодернизме вся реальность, окружающая человека мыслится как текст, а человек означивает эту реальность своими интерпретациями, придает ей смысл. В этой реальности именно личность является источником своего существования, поскольку она есть интерпретатор и творец своего бытия [Cм.:1]. Следовательно, любые тексты – эзотерические, религиозные, околонаучные могут иметь смысл в такой реальности, поскольку также порождены в ней текстуально. Даже «Бог Библии – не Бог как объективная реальность, а Бог, который реинтерпретируется верующими» [3, С. 169]. Сама церковь выступает как институт интерпретации. В итоге в постмодернизме получается, как справедливо замечает У. Эко: «те, кто верят в Бога, верят во все подряд». Человек, верящий «во все подряд», оказывается в ситуации безумного легковерия. В итоге наступает эпоха, в которой рождаются новые идолы. Человек обращается к оккультизму, поскольку в ситуации духовной неопределенности, симулятивности реальности, полисмысловых интерпретаций, единственным способом борьбы с собственными страхами, надеждами и иллюзиями оказывается религиозная вера, которая и рождает современные культы и неоязыческие объединения.

Наиболее распространенными видами культов в современном обществе являются следующие культы:

- Деструктивные культы восточной ориентации («Академия Йоги», «Белый Лотос», «Миссия Божественного Света»);

- Культы экологической ориентации («Нью Эйдж», «Озарение», «Зеленое Братство»);

- Коммерческие культы (Общество «Академия оккультных наук», «Гербалайф»);

- Сатанинские культы и организации («Юнивер», «Золотой Рассвет», Сайентология, «Серебряная звезда»).

Неоязычество представляет собой одно из современных направлений духовно-религиозных исканий; возрождение дохристианских форм мировоззрения как основы гармоничного взаимодействия с природой и обществом; новые или реконструированные древние языческие учения и духовные практики.

На сегодняшний день динамика численности неязыческих объединений за последние время показывает, что хотя по количеству последователей эти религиозные объединения уступают традиционным для территории России конфессиям по численности последователей, однако по темпам развития они опережают их. В каждом городе РФ можно найти одно или несколько общим неоязычников разных направлений, начиная от Родноверов и заканчивая Олимпийскими религиозными лигами. Это свидетельствует о прочном укоренении языческого менталитета у современных россиян. Исторически сложилась ситуация, когда православие, пришедшее на Русь не уничтожило исконную веру народа, а вступило с ней в своеобразный симбиоз, который сохранил на глубинном уровне сознания языческие образы мироустройства. Эти образы можно проследить на вере людей во всевозможных колдунов, провидцев, домовых и потусторонние силы.

Литература:

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика – М.: Прогресс: Универс, 1994 . – 616с.

2. Григорьева Л.И. Свобода совести и актуальные проблемы государственно-правового регулирования деятельности новейших нетрадиционных религиозных объединений. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. – 408 с.

3. Носачев П.Г. Постмодернистская философия религии. У.Эко и Дж.Ваттимо о месте религии в современном мире // Вопросы философии. - 2009. - № 1. – С. 166-177.