Доктор философских наук, проф. Нурышева Г.Ж.

 

       Казахстанско-Британский технический университет,        

                                                                             

                                                                                Казахстан

 

Женские образы в творчестве

 казахских поэтов и жырау

 

           Дискуссии о роли и месте женщины в обществе берут свое начало с античности и продолжаются по сей день, так как гендерные исследования остаются одной из самых актуальных и острых тем современности.  

           Мужское и женское начала являются источником развития жизни, оставаясь ярким олицетворением единства и борьбы противоположностей.

           Отношение общества к женщине никогда не было однозначным. Если обратиться к древним источникам, можно заметить, что порой возникали вопросы о том, можно ли считать женщину человеком. Даже представители знаменитой греческой философии, где зарождались основы гуманизма, Платон и Аристотель считали, что в социальной иерархии женщина занимает нижнюю ступень после мужчины. Например, Аристотель утверждал, что в вопросе рождения ребенка женщина играет только материальную роль, а мужчина способен дать ребенку душу, поэтому мужчина выше женщины. По его мнению, женщина тоже обладает душой, способной к росту и движению. Ей характерна и рациональность, но эта рациональность не имеет силу. Рассуждая в этом ключе, Аристотель заключает, что у женщины отсутствует энтелехия, дающая душу ребенку, поэтому женское тело является только коробом, где временно хранится новая жизнь. Он уверен, что душа, дух – активная сила, и только дух, мужской принцип порождает жизнь, поэтому женщина не спосбона повлиять на формирование положительных качеств и способностей ребенка. 

           Данное первоначальное несовершенство ограничивает возможности совершенствования ребенка, а реальный уровень совершенства зависит от отца ребенка и передается ему только от мужского родителя. По мнению Аристотеля, женщина есть временное пристанище ребенка на пути его появления на свет и преобладание в женщине материального является причиной его будущего нравственного несовершенства. Поэтому женщина должна подчиняться мужчине и четко выполнять все его указания. Такое положение мужчины и женщины в обществе Аристотель не считает социальным неравенством, наоборот, оно является нормальным состоянием [1, 340 с.].

           Даже мудрый Сократ свое понимание роли женщины излагал следующим образом: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Тем самым он демонстрирует свое пренебрежительное отношение к женщине. Такие рассуждения античных философов, особенно Аристотеля, о роли женщины в обществе в дальнейшем оказало существенное влияние на формирование  представлений о женщине средневековых религиозных философов. Они рассматривали женщину как несовершенное существо, как объект низкой похоти.

           Крупнейший представитель философии Нового времени, отличающейся передовыми взглядами в рассмотрении проблемы свободы, Рене Декарт. выдвигая метод чистого мышления открыто заметил, что этот метод подходит и женщинам ( в том смысле, что его и женщины поймут). Его метод заключается в движении мышления от общих универсалий к частным и основан на чистом разуме, без влияния физического тела.  Декарт не отрицает, что женщина обладает не только телом, но и разумом. Но он обращает внимание на то, что среди философов нет женщин и заключает, что настоящий философ – это тот человек, который полностью посвятил свою жизнь философии, как, например, Сократ, а женщина не способна на такой поступок.

           Классик мирового уровня, создавший в своих произведениях прекрасные женские образы, Лев Толстой рассматривает женщину как биологическое существо. По его мнению, цивилизация извратила божественную истину и человеческую природу и метафизическим началом такого падения мира является мстительная деятельность женщины, ставшей объектом рабства и наслаждения. То, что мужчины используют женщин как средство наслаждения, Толстой считает главной причиной женского рабства [2, 129 б.].

           Женщина стремится отомстить мужчинам за такое отношение к себе и старается заколдовать их своей чувственной природой. Такую половую любовь Толстой рассматривает как признак несовершенства человека и считает, что она является преградой на пути развития человечества и объединения его на основе добра и любви, поэтому ее надо уничтожить. Без сомнений, что данная идея Толстого подталкивает к пониманию женщины и ее чувственной природы как определенного зла. Он пишет, что миллионы мучжин, рабов пашут на фабриках, являются жертвами чудовищного труда только для того, чтобы удовлетворить прихоть женщин и женщины, как
царицы, держат в плену рабства и тяжелого труда девять десятых рода
человеческого
[2, 17 с.]. 

           Современная Европа, считающаяся символом свободы, также отличается дискриминацией женщин. Даже в ХХІ веке можно наблюдать такой парадокс: в мировых политических процессах стараются обходиться без активного участия женщин.

           На самом деле, как по физическому потенциалу, так и  по интеллектуальному развитию женщина ни в чем не уступает мужчине, она имеет полное право заниматься интеллектуальным и физическим трудом. Ни один закон ни одной страны не должен ограничивать свободу женщин.

           Многие государства мира достигли положительных результатов в этой сфере. В таких странах, как Америка, Германия, Франция, Испания женщины принимают активное участие в управлении государством, такую же тенденцию можно наблюдать и в Казахстане. Традиции известных женщин казахской степи Томирис, Айша Биби, Домалак Ана, Айганым находят прекрасное продолжение в деятельности современных казахских женщин, что подтверждается яркими примерами из всех сфер деятельности нашего общества. Достаточно вспомнить 90-ые годы, когда основной груз забот о семье в условиях экономического кризиса лег на хрупкие плечи казахской женщины и она достойно справилась с такой необыкновенно сложной и трудной задачей.

           Но надо признать, что женская проблема не нашла своего полного решения как на уровне человечества в целом, так и в нашей стране, она остается актуальным объектом философского анализа.

           Вопросы относительно гендерных исследований поднимаются до сих пор как в западной, так и в отечественной философии. Есть ученые, которые согласны с тем, что женщина является объектом философии, но никак не поддерживают идею о превращении ее в субъект философии. На научной конференции в Алматы из уст одного философа прозвучала мысль о том, что в нашей стране резко увеличилось число философов-женщин и это является абсурдным явлением. На наш взгляд, такие утверждения, как и другие некорректные рассуждения о роли женщин в обществе, являются совершенно необоснованными и некорректными. Мы решили доказать свое мнение через изучение образа женщины в произведениях поэтов-мыслителей казахской степи – жырау.

           При рассуждении о роли женщины в обществе вспоминаются слова Маркса о том, что об общей культуре человека можно судить на основе его представлений о женщине. Ему вторит Энгельс, утверждая, что уровень эмансипации женщины в обществе есть природный показатель эмансипации вообще.

           Идеи известного казахского писателя-философа Мухтара Ауэзова дополняют мысли основоположников марксизма. Определяя роль мужчины в обществе, он пишет, что в любую эпоху, у любого народа, самым необходимым условием достижения высокого уровня развития на пути к знаниям является наличие смелых мужей. Они ведут свой народ по пути развития и без них невозможно движение к цели. Но роль женщин в жизни народа он оценивает еще выше.

           М.Ауэзов выделяет два вида человеческой деятельности. Первый – салахият, это деятельность по достижениею прибыли и хвалы, второй – инсаният, путь человечности. Человек, выбравший второй путь, стремится только к добру, старается быть источником добра. Цель такого человека – помочь, по возможности, всему человечеству. По мнению Ауэзова, если не вступить на этот путь, все доброе превратится в зло. Только женщина научит ребенка выбрать путь человечности, только женщина спсособна превратить его из животного в человека [3, 327 с.]. Потому что воспитанием ребенка в основном занимается не отец, каким бы ученым он ни был, а мать, даже если она занимается простым домашним хозяйством и то воспитание, которое она даст своему ребенку будет таким же основательным и крепким, как камень.

           Роль женщины в обществе и равноправие женщин были одними из основных социальных тем, нашедших отражение на страницах  изданий  «Айкап» и «Казах», созданных передовой казахской интеллигенцией. Наряду с обсуждением вопросов, касающихся государства, хозяйства, науки и образования, здравохранения, культуры, они одними из первых подняли проблему о положении казахской женщины. Следует подчеркнуть, что такая острая тема нашла горячий отклик у народа, о чем свидетельствуют потоки писем читателей.

           Читая эти содержательные послания, лишний раз можно убедиться, что женская тема волновала не только образованную казахскую интеллигенцию.   Например, одна из читательниц пишет: «Вы обучаете только мальчиков, утверждая, что образование портит девочек. Разве образование может испортить человека? На самом деле, именно девочек надо обучать, так как она в будущем станет матерью семейства. Если мать необразованна, она не сможет дать хорошее воспитание» [4, 33 с.].        

           Известные казахские поэты-жырау в своих произведения рассматривали женщину именно как социальное существо. Женщина, воспетая ими, в первую очередь красивая женщина. Несомненно, красота – природное свойство женщины. Как писал современный казахстанский философ Гарифолла Есим: «Бытие женщины заключается в ее существенном отличии от мужчины. Если рассуждать о том, где же отражается такое отличие, находим, что оно в красоте женщины и в ее бесконечном стремлении быть красивой. В этом она похожа на ребенка. Женщина, не стремящаяся к красоте, выступает против своей природы.  Некрасивых женщин не бывает» [5, 76 с.].

           Такое понимание созвучно с натуралистской или биологической трактовкой сущности женщины, берущей свое начало в античном мире. Данное направление рассматривает человека как существо, состоящее только из материального содержания и исходя из такого понимания утверждает, что законы природы распространяются на все существующее на земле, поэтому ими определяется  уровень человечности. По их мнению, духовные качества человека зависят от чувственных качеств, поэтому женщина в первую очередь является объектом красоты, страсти и наслаждения и только по этой причине мужчина обращает внимание на женщину.

           Обратим внимание на схожие взгляды в казахской поэзии. Почти все казахские поэты-жырау воспевают женскую красоту, в их числе такие жырау, как Мурат Монкеулы, остро ставивший в своих произведениях социальные вопросы, связанные с колониальной политикой России, Доспамбет, Актамберды и другие жырау, обсуждавшие тему защиты страны от внешних врагов. В истории казахов много примеров, когда батыры и ханы в качестве спутниц жизни выбирали жен своих врагов, не задумываясь о последствиях таких поступков. Это свидетельствует о понимании женщины как биологического существа.

           Но казахские жырау не ограничивались воспеванием только красоты женщины, объясняемым чисто мужским интересом к женщине как к объекту наслаждения. Поэты-жырау воспринимали женщину не только как идеал красоты и совершенства, но и как хранительницу семейного очага, воспитательницу будущего поколения нации. Казахский народ особо ценил вышеназванные функции женщины, отлично понимая, что будущее нации, взаимопонимание между родственниками, единство страны в целом зависит от ее деятельности. Жырау утверждали, что в сущности женщины главенствующее место должно занимать социальное содержание, женщина – активный гражданин общества, поэтому особо важна ее социальная деятельность.  

           В понимании казахов, женщина в первую очередь верная жена и хранительница очага. Выбор спутника жизни, создание семейного союза являются особой сферой человеческих отношений и казахский народ придавал важное значение этому событию. Именно  поэтому казахские жырау в своих произведениях мужчинам давали подробные советы о выборе будущей супруги. Они предлагают в первую очередь обратить внимание на характер женщины (по-казахски – «мінезді»). В казахской семье строго распределены обязанности жены и мужа. Мужчина – глава семейства, а женщина – его мудрая помощница, поддерживающая его своими советами в сложных жизненных перипетиях. Женщина с хорошим характером, «мінезді әйел», именно такая жена, которая понимает свое место в семье и обществе. Она – воспитанный, культурный, мудрый человек и старается лишний раз не встревать в мужские дела.   

           Казахская женщина такого типа воспета в произведениях продолжателя традиций жырау, известного поэта Шал акына. Даже названия его творений –«О девушках», «Характеристика женщины», «Старик и девушка», «Две снохи» говорят сами за себя. Если задуматься о причине преобладания женских образов в его произведениях, то можно понять, что это неслучайно и закономерно.

           Шал акын, родившийся в 1748 году в Кокшетауской степи, жизнь свою прожил в бедноте. Вспоминая известную казахскую пословицу: «Хорошая жена обеспечит своему мужу почет, а плохая жена доведет до гроба», можно предположить, что причиной его жизненных неудач было отсутствие хорошей жены и поэтому он, мечтая о такой жене, старался воспеть ее образ в своих стихах.

           На наш взгляд, он прекрасно раскрыл сущность казахской женщины. Он применяет различные методы: это и  спокойное назидание, где-то горькая ирония, но его конечная цель – довести до слушателя, что выбор супруги является крайне ответственным шагом в жизни каждого человека, так как будущее каждого из нас и нации в целом находится в руках женщины.

           Он прекрасно понимал, что украшением семьи и нации является сноха, жена сына. Для казахов, где в одной семье живут вместе представители нескольких поколений, было важным воспитание хорошей дочери, в будущем чьей-то снохи. В произведении «О женщине» он выделяет несколько таких видов женщин: «чуткая женщина», «женщина-мастерица», «женщина-лентяйка» и отмечает, что несчастен тот мужчина, который соединил свою судьбу с женщиной из последней категории.

           Для характеристики качеств человека он использовал понятия «добро» и «зло». Эти же понятия мы встречаем у него при описании сущности женщины. По его мнению, хорошая, добрая женщина подобна земле, такая же плодородная, основательная и крепкая. Она такая же быстрая как любимая лошадь, верный спутник казаха. Хорошая жена приумножит твое богатство, приветливо встретит твоих гостей и незлопамятна. А злая жена постоянно вмешивается в мужские дела, она подобна лающей собаке, ее повозка постоянно в конце каравана [6, 126 с.].

           Известный жырау Майлыкожа верно подчеркивает, что экономическое состояние семьи в первую очередь зависит от хранительницы очага, «она сохранит и прошлогоднюю иголку, подаренную ей тобою», говорит он образно. [7, 38 с.]. 

           Следует ососбо подчеркнуть, что у казахов особое, трепетное отношение к дочери. Соблюдая принципы строгого воспитания дочери («Сорок запретов девушке», гласит казахская пословица), казахи в то же время оказывали большие почести своим дочерям как до замужества, так и после того, как она стала членом другой семьи.  Например, у казахов есть обычай «төркіндеп келу». Так называется обычай, когда девушка, переступившая порог другого дома, специально приезжает домой. К этом важному событию тщательно готовятся обе стороны. Девушка, уже молодая сноха другого рода и ее новые родные готовят ценные подарки, а родители и родственники девушки сделают все, чтобы девушка чувствовала себя прекрасно в кругу своих близких, буквально носят на руках,  чтобы снова вспомнила свое прекрасное и беззаботное детство.  

           Трепетное отношение к женщине выражено и в одном из лучших пожеланий для любого казаха – «Чтобы ты состарился вместе со своей женой». В тяжелые времена воины-жырау прежде всего горевали о своих женах, об их одинокой судьбе в случае смерти мужей. Известный воин Доспамбет, верный советник Тауке-хана Бухар-жырау в своих произведениях рассуждают о том, что жизнь и смерть с любимой женой – одно из высших смыслов жизни человека [7, 83 с.].

           Но в процессе колонизации изменились как само казахское общество, так и социальная роль казахской женщины. Конечно, было бы ошибочно рассуждать, что отрицательные черты казашек появились в них только в результате колониальной политики России. Все же нельзя отрицать, что с изменениями быта и способа хозяйства они усилились.

           Русские миссионеры, активно действовавшие в казахской степи в 19-веке, обратили внимание на то, что казахская женщина играет особую, где-то даже решающую, роль в семье. Учитывая все эти обстоятельства, они продвигали политику создания смешанных браков. Их дальновидность заключалась в том, что ребенок, воспитанный русской женой,  забудет свой язык, казахские обычаи и традиции, у него сформируется другой менталитет. Чтобы сохранить целостность нации, казахские жырау именно в данный период развития казахского общества остро обсуждали женский вопрос.

           Можно с уверенность сказать, что изучение женской тематики в творчестве казахских поэтов-жырау имеет огромное значение для современного казахского общества. В произведениях жырау ярко отразился  высокий социальный статус казахской женщины как хранительницы очага, образца воспитания, мудрой советницы главы семьи и бесценного достояния нации и страны. Последнее определение не является случайным. Если обратиться к истории человечества, можно заметить, что счастливо то общество, где счастлива женщина. Эту истину хорошо усвоил наш народ. Он  всегда оберегал свою прекрасную половину и сумел  превратить данное гуманистическое понимание роли женщины в обществе в незыблемый элемент национального самосознания. Казахская женщина достойна всякой похвалы. Она не требует особого труда по предоставлению ей свободы и прав, она сама способна их освоить. Достаточно усилить поддержку со стороны государства и можно достичь торжества демократических ценностей в обществе в целом.

          К сожалению, в современной литературе и искусстве постепенно преобладает тенденция, характеризующая казахскую женщину слабой, глуповатой, необразованной, бесчеловечной, преследующей только материальные ценности. Не стоит доказывать, что до нас уже дошли образцы общечеловеческого разврата. Но неверным толкованиям сущности казахской женщины мы смело можем противопоставить прекрасные примеры лучших ее образов, воспетых в произведениях казахских поэтов-жырау и эти примеры находят свое продолжение в современной реальной жизни казахского общества.

 

Литература:

 

1. Женщины, познание, реальность. М.,2005. РОССПЭН, - 444 с.

2. Толстой Л. Н. Собр. соч. М., 1985. Т. 11.-485 с.

3. М.Әуезов. Таңдамалы. Алматы, 1997. - 512 б.

4. Айқап. Алматы, «Қазақ энциклопедиясы», 1995. -367 б.        

5. Ғарифолла Есім. Адам-зат. Алматы, 2002. -312 б.     

6. Бес ғасыр жырлайды. Алматы, 1989, 2-том. -496 б.

7. Бес ғасыр жырлайды. Алматы, 1989, 1-том. -384 б.