ВЫБРАННАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ

 

«Не истина расширяет человека, а человек расширяет истину».

Конфуций  

 

 

       Cегодня интерес к культуре и философии и их жизнедеятельности как продукта всего человечества черезвычайно актуален. Вопросы возникающие на каждом шагу приславутого прогресса, экологической ситуации, создание и «культивирование» новой личности, новые формы общения людей  заставляют и побуждают  нас к  изменению существующего уклада жизни, наших взглядов в отношении как прошлого , так и настоящего. Человеческое общество во все времена стремилось к интерпретация прошлого с намереньем извлечъ из него выгоду, в отдельный конкретно взятый  отрезок действительности, то есть в угоду современности и здесь не важно было ли прошлое хуже или лучше. Именно поэтому жизненный опыт и знания накопленные предшественниками трактуюся и рассматриваются по-разному, иногда в виде необходимого багажа,а иногда в виде непосильной ноши – абузы.

      Багаж и абуза слова на первый взляд несхожего значения имеют на сегодняшний день много общего. «Багаж» - вещи, груз, кладь; запас знаний, сведений. «Абуза» – тягостная доля, неприятная забота,тяжкая обременительная обязанность. Никто по определению не хочет иметь абузы, но каждый имеет багаж, пускай даже небольшой. И если абуза это доля,то багаж каждый может сдать в камеру хранения за определенную плату. Без него легче передвигаться, жить «сейчас», одним днем, как бы оправдывая себя тем, что багаж это привелегия старшего поколения, предмет прошлого и т.д. Как пример современная политическая и экономическая ситуация на Западе и в Европе, где из-за нарашивания кредитов в банковском секторе , экономика подобна «камере хранения», которая готова взять любой багаж (то есть дать любой кредит) под определенные проценты, но когда приходит время расплачиваться по счетам возникают проблемы, которые увеличиваясь могут привести к кризису не только экономическому, но и к культурному. Поэтому «катапультировать» в частности русское общество в новое экономическое, политическое, культурное измерение, выкроенного по западным меркам для нас уже не представляется таким «радужным». Поэтому  абуза не всегда хуже, чем багаж ведь ее невозможно сдать в камеру хранения.

Современная «индустрия сознания» сочетает в себе многие основополагающие ценности, способы обработки и переработки информации и многие другие функции. Г. М. Энценсбергер писал: «Она развивается в таких разнообразных формах, что перерасла нашу возможность понимать и управлять ею». Положительным фактором индустрии можно назвать возможность превращения абузы в багаж, но не для того чтобы его сдать, а разобрать. Понять какие «вещи» можно выбросить, какие обновить, какие оставить. Побуждая человека и общество к развитию  социальной и информационной среды, однако незабывая великие слова Ньютона: «Каждое действие рождает противодействие». И в этой связи Г. М. Энценсбергер сравнивает «индустрию сознания» с чудовищным явлением. «Чтобы ни вырабатывало наше сознание все становится «водой для мельницы» индустрии. Она способна любую мысль (в нашем случае «вещь») превратить в факт; лозунг – в вымысел». В результате чего можно видеть как рождается новый тип личности «авторитарного человека» описанный Т. Адорно которому «присуща двойственность поведения, неискоренимая разорванность сознания. Человек испытывает настроение подавленности, у него появляется потребность в грезах (виртуальная реальность, всевозможные компьютерные игры – от автора) и в дальнейшем психологическая реакция превращает тихоню в мятежника и психопата. Таким образом, два полюса современной массовой культуры порождены природой самого человека, совокупностью присущих ему духовно-психологичиских черт».

В Ветхом Завете, в новелле под заголовком "Иона", рассказывается о том, как Иона, будучи пророком вопреки своей воли, по завершении истории с китом начинает пророчествовать в Ниневии-причем с большим успехом. Жители города изменяют свое аморальное поведение, и предсказанные катастрофы не осуществляются. Пророчество Ионы оказалось успешным именно благодаря тому, что само себя уничтожило. Иона не мог уразуметь своеобразной диалектики собственного призвания-поэтому он и взроптал на Бога, отказывающегося уничтожить Ниневию. Как же поступил тогда Бог? Он сделал так, что в доме Ионы выросло растение, которое вскоре должно было погибнуть. И когда Иона за это разражается упреками, Бог задает ему примерно такой вопрос: ты, который так страждет из-за смерти одного-единственного растения, хочешь, чтобы я разрушил целый город, а вместе с ним множество невинных людей и зверей? Примирительный конец этого добродушнейшего и милейшего сочинения трогает не только потому, что здесь одно из немногих, если не единственное, место в Ветхом Завете, где Бог проявляет непосредственный интерес к животным, т. е. преодолевает свой обычный антропоцентризм. Привлекает также мягкая и мудрая критика ожесточения пророка-его классического deformation professionelle. В течение ближайших десятилетий многие наши этические представления изменятся и для этого понадобится много пророков. Так пусть же па мять об Ионе убережет их от того, чтобы вскоре, ради убедительнейшего доказательства своей правоты, они не по желали того, от чего сами же и предостерегали.

Таким образом пути философии и культуры должны остаться рычагами для человечества, которыми оно сможет управлять. При этом вспоминая об Ионе, у людей было время, чтобы осознать, понять и помыслить то, что происходит. Действуя в настоящем и не забывая о возникновении противодействия и воздействия, которые сливаются в некое подобие «триединства», создают и организуют выбранную нами современность.