Политические науки/10. Региональные политические процессы

 

К.полит.н. Даракчян Г.О., к.полит.н. Петрова С.В.

Сочинский институт экономики и информационных технологий, Россия

Этнополитическая культура Кавказа: региональный и местный компонент

 

Кавказ в целом на протяжении всей своей истории является террито­рией интенсивных этнокультурных контактов. Мощные переселенческие вол­ны накатывались одна за другой. В результате здесь исторически сформиро­валась определенная открытость, восприимчивость к культурным ценностям иных этносов, проживающих в регионе. Даже в последние семьдесят лет, ко­гда в культурной политике преобладали установки на унификацию культуры, Кавказ в большей степени сохранил свое этническое разнообразие и особен­ности традиционных культур населяющих его народов, чем другие «совет­ские» территории.

Немаловажную роль в стабилизации обстановки сыграла деятельность органов власти, различных общественных организаций и политических объедине­ний по созданию условий для полноценного и взаимовыгодного развития культур народов, населяющих Кубань. Еще в 1992 г. краевым Советом народных депутатов была принята программа совершенствования межнациональных отношений. Дей­ствовали краевой, районные и городские советы представителей национально-культурных объединений. Культурно-этнические общества получили широкое развитие в Краснодарском крае. В Краснодарском крае создано 187 национально-культурных обществ. Центры национальных культур функционируют в городе Новороссийске, в Сочи, в Анапе.

Координационный совет армянских культурных обществ Краснодарско­го края занимается проблемами сохранения армянского этноса, его самобыт­ности, распространения знаний о культуре и истории армянского народа. От­деление общества армянской культуры «Севан» в городе Сочи является са­мым старым, в 2008г. ему исполнилось 20 лет.

Общество украинской культуры, функционирующее с 1996 г. заботится о сохранении культуры черноморских казаков как составной части кубанского казачества, воспитании подрастающего поколения на основе любви к истории и культуре Кубани, изучении и пропаганде литературного украинского языка, творчества украинских писателей Кубани, установления культурных связей с Украиной.

Общество русской культуры, открывшееся в 1993 г. способствует воз­рождению и развитию богатств национальной культуры в рамках взаимообо­гащения традиционных культур разных народов, укреплению связей между русскими общинами, отдельными лицами, объединению их усилий для защи­ты общероссийских, общенациональных ценностей, дружбы и сотрудничества со всеми народами России и русского зарубежья.

С 1992 г. работает краевое общество еврейской культуры «Шолом». В центре его внимания благотворительная деятельность, направленная на разви­тие еврейской национальной культуры, укрепление межнациональных связей.

Общество курдской культуры памяти Ахмеда Хани ставит своей целью содействие интернациональному воспитанию молодежи, достижение взаимо­понимания между народами, защита социальных и культурных прав членов общества, пропаганда и изучение курдской истории, культуры, языка. Краевой центр культуры народов Дагестана занимается проблемами в области совер­шенствования межнациональных отношений, укрепления дружбы между на­родами, осуществляет мероприятия по удовлетворению культурных, духов­ных потребностей дагестанского населения края.

Таким образом, национальные общественные объединения являются важными институтами в деле совершенствования и развития национальных отношений в Краснодарском крае. Проводимые вышеназванными организа­циями культурные мероприятия имеют главной целью сближение людей раз­ных национальностей - зная чужие традиции и национальные ценности, люди лучше понимают друг друга. Неправительственные общественные организа­ции - центры национальных культур, способствуют формированию граждан­ского общества, высокого уровня политической культуры, предупреждает ме­жэтнические конфликты.

Если общество будет развиваться в направлении гражданского общест­ва, то основой гражданской легитимации власти и политической стабильности как в республиках, так и на уровне федерации в целом, могут стать не этно-приоритетные, а только консолидирующие ценности. Основой общероссийской граж­данской идентичности и легитимности не только власти, но и всей политиче­ской системы многонационального российского общества в условиях пере­ходного периода может стать на наш взгляд, гражданский демократический патриотизм.

Высокая степень этнической культуры межнационального общения к людям иных национальностей кроется в понимании того, что люди разных национальностей равны.

В преимущественно моноэтничных городах ЮФО плот­ность этнических контактов, понятно, гораздо слабее и меньше, чем в городах с полиэтническим составом. Веро­ятно, отсутствием опыта культуры межнационального общения можно объяснить сравнительно низкий уровень толерант­ности, жителей ЮФО по поводу преимуществ полиэтнического общества по сравнению с моноэтническим.

Мы полагаем, что формирование культуры межнационального общения в современ­ных условиях необходимо вести, во-первых, не в абстрактной, а в конкретной форме, во-вторых, приоритетом должно быть не воспитание долга, а воспитание симпатии, доверительности и солидарности. В-третьих, формирование должно включать куль­тивирование различных форм индивидуального и группового сотрудничества. Кроме того, следует вести непримиримую бо­рьбу со СМИ, которые публикуют материалы, способствую­щие разжиганию межнациональной и межэтнической розни.

Можно сделать вывод о том, что взгляды граждан о необходимо­сти быть толерантным в сфере политики, экономики и мо­рали представляют собой скорее умозрительные истины о должном, чем адекватное отражение системы реальных жизненных отношений, скорее декларируемые ценности, чем реальные побудительные мотивы их поведения.

Степень распространения антикультурных и интолерантных представлений позволяет с известными оговорками проранжировать сферы религиозной жизни и межэтничес­ких отношений в зависимости от того, насколько каждая из сфер приемлема или неприемлема для респондентов.

Толерантные взаимодействия между представителями различных на­циональностей и соответствующих им культур обеспечивается взаимодейст­вием национальных школ. Еще выдающиеся педагоги мира отстаивали мысль о необходимости получения ребенком образования на родном языке. Кто не освоил материнский язык, вряд ли сумеет основательно изучить другие языки. Поэтому развитие национального образования оказывается важным со всех точек зрения. На национальную школу возложено сегодня решение задачи подготовки подрастающего поколения в жизни в условиях многонациональ­ной и поликультурной среды, приобретения навыков общения и сотрудниче­ства с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Постижение культуры своего народа формирует представление о многообразии культур, что впоследствии становится основой диалога культур и развития навыков терпимости, гуманного межнационального общения. Единство общечеловече­ского и национального в образовании особенно актуально сегодня, когда в мире наблюдается параллельное и одновременное развитие двух тенденций: интернационализация духовной жизни общества, возрастание взаимопроник­новения национальных культур, усиление миграционных процессов, с одной стороны, а с другой - повышение национального самосознания, стремление народов к самоопределению, усиление роли национальной школы в духовном становлении подрастающего поколения.

В Сочинском регионе осуществляется программа «Национальная шко­ла», задуманная как механизм создания такой системы образования. Целью разработки и реализации программы «Национальная школа» является созда­ние необходимых предпосылок и комплекса условий для развития националь­ного образования в Сочинском регионе посредством приобщения развиваю­щейся личности к этнокультурным традициям, духовным ценностям своего народа, для воспитания человека, способного к интеграции в мировое цивили­зованное общество.

Для решения проблем межнациональной стабилизации и гражданской самосознания необходимо использовать развитие подобной системы образо­вания. Поскольку именно образование является одним из ведущих механиз­мов формирования благоприятного климата межнациональных отношений в обществе. Краснодарский край обладает богатой культурной мозаикой из раз­ных народов. Их уважение и развитие является условием стабильного сущест­вования региона.

Неравенство и дискриминация вызываются социальными и политиче­скими условиями, а конфликты, нетерпимость возникают под воздействием соответствующего воспитания, идеологического воздействия и политической мобилизации. Воспитание в духе культурной толерантности является основой утверждения в обществе культуры мира и согласия.

Развитие таких тенденций позволит, на наш взгляд, значительно снизить этнонациональную конфликтность в культурном пространстве на более мас­штабном уровне региона - Краснодарского края, где на сегодняшний день распространено этноцентричное мышление и «ксенофобная» риторика крае­вых властей и даже среди представителей академической среды.

 

 

Литература:

1.         Даракчян Г.О., Петрова С.В. Этнополитическая культура Кавказа: гражданский и межнациональный аспекты. Сочи: Стерх, 2010.

2.         Даракчян Г.О. Формирование этнополитической культуры межнационального общения // LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co, 2011.