Политология/10. Региональные политические процессы

Домбровский К.Г.

Донецкий национальный университет, Украина

История распространение новых религиозных движений

В последнее десятилетие украинское общество столкнулось с проблемой, появившейся на Западе еще 20–25 лет назад: интенсивное и массовое освоение сомнительными личностями такой сферы для преступной деятельности, как психика и душа человека.

Организуются различные группы, которые обещают своим приверженцам духовные, социальные, материальные блага в обмен на полное подчинение идеологии и дисциплине такой группы и поклонение ее лидеру. Условия этого обмена никак не предъявляются вербуемому и тщательно от него скрываются. Фактически осуществляется никем не контролируемое ложное рекламное заманивание. В качестве наживки для этого бесстыдно используются значимые для людей ценности.

В зарубежной, прежде всего американской, литературе это явление обозначается понятием «деструктивные культы», а процесс десоциализации и навязывания личности культовой структуры — понятиями «контроль сознания» или «реформирование мышления» [1, с.77]. В Украине чаще применяется термин «тоталитарные секты», поскольку внимание общественности и немногочисленных исследователей привлекают в основном религиозные разновидности таких групп.

К наиболее опасным деструктивным культам, действующим на территории Украины, относят Церковь унификации (мунисты), «Церковь сайентологии», «Международное общество сознания Кришны», "Белый лотос", «Церковь Христа» (Бостонская церковь), «Богородичный центр», «Дети бога» («Семья» Д. Берга) и весьма популярное среди украинской элиты «Посольство Божье» (Церковь Сандея) [2, c. 697].

Однако в Украине существует огромное количество сект, которые представляют меньшую опасность для личности, но при этом они более распространены и их опасность менее заметна. Их проповедников можно встретить на каждом углу, но, в отличие от сатанистов или «белых братьев», они выглядят более благообразно, их организации зарегистрированы, и человеку труднее понять, что он имеет дело именно с деструктивной сектой. На сегодняшний момент более миллиона граждан Украины вовлечены в деятельность тоталитарных сект. Большинство из них — молодежь.

Типичной тоталитарной сектой считается «Международный институт души Атма», «Великое Белое братство». Лидеры «Белого братства» (другие названия — юсмалиане, юсмалетяне) в основу вероучения положили отдельные догматы йоги, буддизма, теософии, антропософии, доктрины розенкрейцеров и христианские ереси. Деятельность организации жестко координировалась, а для поддержания дисциплины применялись наказания (запрет носить белую одежду, отлучение от проповеди и тому подобное). Руководители культа настраивали адептов против близких, называя их «приспешниками сатаны», пытались спровоцировать физические столкновение отцов «белых братьев» из различных городов стран СНГ и в 1993 году прибегли к силовому захвату Национального историко-культурного заповедника «София Киевская».

Адептами вероучения отрабатывалась линия поведения в тюрьмах, изоляторах временного содержания и психиатрических больницах. В отдельных случаях «братья» получали установки на самоуничтожение при попытке задержания правоохранительными органами.

По выводам специалистов, руководство «Белого братства» испытывало на своих подчиненных методы насильственного управления психикой и поведением, вследствие чего их полная реабилитация наблюдалась только после двух лет интенсивного лечения [2, c. 697].

Имеют место попытки нелегального распространения в Украине центров опасной и наиболее активной в антиобщественных проявлениях идеологии сатанизма путем распространения произведений идеологов современного демонизма Ш.Лавея, А.Кроули, Б.Бартона.

Сатанисты — незарегистрированная и наиболее криминогенная разновидность деструктивных религиозных культов. Его адепты поклоняются злу, рассматривают христианские ценности как пороки, а пороки как ценности. Культ поклонения Сатане, известный как сатанизм, имеет достаточно разнообразные формы. Черная магия, черная месса, некоторые виды субкультуры наркоманов, кровавые жертвоприношения – все это так или иначе связано с сатанизмом. Религиозная сатанистска догматика и культовые действия выступают своеобразным антиподом христианству и построены на зеркальном отображении последнего [3, c. 37]. Основа культа — принесение жертвы. Настоящая жертва для них — не убийство, а смертельные мучения живого существа. Ритуалы, во время которых активно используются наркотические и психотропные средства, осуществляются в «комнатах интеллектуального раскрепощения». Одной из наиболее многочисленных групп, среди которых сатанисты вербуют неофитов (членов), являются наркоманы, хотя в вероучения втянуты представители различных слоев общества, возраста, рода занятий и образования. Проявления деятельности сатанистских сект фиксировались в Киеве, Донецке, Харькове, Крыму, Черновцах, Львовской, Полтавской и Николаевской областях. Контингент составляют лица школьного и среднего возраста, стремящиеся к острым ощущениям, утратившие жизненные ориентиры, имеющие отклонения в психике или отбывавшие наказание. В 1998 году сатанисты в Киеве глумились над Аскольдовой могилой. В 1999 году на территории Николаевской, Одесской и Кировоградской областей обнаружены центры сатанистской организации под названием «Темные отцы», члены которой поклоняются «темным силам» Люцифера и не признают христианской морали и общественных устоев [4, с. 117]. В 2000 году в Черновцах проводили сатанистские «шабаши» и сексуальные оргии на местах погребений людей и совершили акт вандализма на еврейском кладбище [4, с. 118]. Кстати, на Западе сторонники сатанизма отнесены согласно изменениям в действующем законодательстве к разновидности криминальных группировок.

Появление и становление деструктивных культов в духовно религиозном пространстве Украины объясняется не столько послаблением влияния традиционной религиозности, сколько общим религиозным возрождением после эпохи тоталитарного атеизма.

В Украине сторонниками деструктивных культов становятся преимущественно неверующие, а иногда – и прежние воинственные атеисты, то есть те, кто не был достаточно знакомым с религиозной традицией и не имел религиозного опыта. Большинству распространенных на территории Украины деструктивных культов свойственный ряд общих черт. Это – универсализм, синкретизм, ориентация на общий мистический опыт, открытость для последователей разных религий и религиозно философских систем, ориентирования прежде всего на молодежь и достаточно образованную часть общества, широкое использование новейших средств пропаганды и тому подобное.

Таким образом, темпы распространения и именно существования новейших религиозных течений и культов в Украине в значительной мере зависят от иностранных финансовых, материальных и человеческих вливаний. Последние осуществляются через самые разнообразные иностранные миссии, братства, культурно просветительские заведения и отдельных проповедников.

 

Литература:

1.                Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах// Журнал практического психолога. - 1996. - № 3. - С. 76-82. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/sekta4.htm

2.                Ломака І.І. Релігійна ситуація в Україні// Держава і право: Зб. наук. пр.: Юрид. і політ. науки. – К., 2008. – Вип. 30. – С. 696-702.

3.                Матковська О.В. Суспільно-політична і культурно-освітня діяльність братств в Україні// Збірник наукових праць. – Л., 2007. – Вип. 2/2007. – С. 36-40.

4.                Огородник Д. Аналіз негативного впливу деструктивних релігійних організацій на суспільство // Право України. – 2007. – №5. – С. 116-118.