Право/1. История государства и права

Аспирант кафедры Теория и История права, Воронина Г.А.

Астраханский государственный университет, Россия

Законодательное оформление правового положения беременных женщин в Российской империи.

 

Изучение истоков становления правового положения как женщин в России в целом, так и беременных женщин в частности играет важную роль в осмыслении логики развития и специфики формирования правовых гарантий государственной охраны материнства и детства на современном этапе развития законодательства.

Историко – правовые аспекты категории правового статуса беременных женщин фиксирует представление об объеме и содержании тех прав и свобод, которые признавались за ними, закреплялись и гарантировались государством.

Большинство ученых - правоведов понимают правовой статус личности как систему прав, свобод и обязанностей, закрепленную в нормах права [5, с.127], [9,с.132-150]. Однако, до настоящего времени в науке отсутствует единство в интерпретации всех аспектов данной правовой категории (Е.А. Лукашева [7, с.30], Д.Ф. Латыпова [6, с.34], Т.Ф.Минязева [8, с.26]).    Н.В.Витрук, например, высказывал предположения, о разграничений понятий правового статуса и правового положения индивида, так как первое, по его мнению, является частью второго [3, с.63-73].

Правовой статус ассоциируется со стабильным правовым состоянием субъекта, а правовое положение рассматривается как постоянно изменяющаяся совокупность прав и обязанностей субъекта, обусловленная его вступлением в те или иные правоотношения [18,с.7-8].

        В то же время считается, что в таком разделении нет особой необходимости.  Категория правовое положение отражает общесоциальный смысл правоотношений и включает в себя наряду с закрепленными правами и свободами аспекты правоотношений, регламентируемых с позиции, например, обычного права, религиозных норм и др. В статье рассмотрены особенности становления правового статуса беременных женщин в ретроспективе истории исходя из правового положения характерного для них в период Российской империи. Каждая историческая эпоха отличается, в том числе и особенностями отношений к беременным женщинам, проявляющимися и в правовом регулировании этих отношений.

Правовое положение беременных женщин исторически складывалось под влиянием норм церковной морали. В первую очередь это выражалось в особом отношении церкви к еще не родившемуся ребенку, которое давало его матери право по сравнению с другими женщинами быть на особом счету у служителей церкви. Так,  например, беременные женщины, в отличие от остальных, могли не  делать в церкви земных поклонов: «не велите ей кланятися на коленях, ни рукою до земли, ни в великий пост: от того бо вережаются и изметают младенца» [14, с.77].

Но,  с другой стороны, православный церковный закон требовал наказывать тех женщин, которые пытались самостоятельно регулировать число деторождений, избегали нежелательных беременностей, прерывали их - отлучением от причастия, постами, поклонами, покаянием перед священником.

Устав князя Ярослава Мудрого, возникший приблизительно в 1051-1054 гг., расширил круг регулируемых церковным правом отношений. Статьи 5 и 6 Устава подтвердили негативное отношение церкви к случаям не только избавления от плода или младенца, в частности, незаконнорожденного, но и к случаям рождения внебрачного ребенка. За все эти деяния мать помещалась в церковный дом [17,с.168].  Согласно заповедям митрополита Георгия за это налагалась епитимия    трехлетний пост [4,с.509].

В Древней Руси детоубийство, к которому относилось и истребление плода,  долгое время считалось грехом, а не преступлением. Суровые наказания за это преступление в России появляются позднее, в процессе ужесточения всей системы наказаний за общеуголовные преступления. Впервые детоубийство в качестве «светского» преступления называется в Соборном Уложении царя Алексея Михайловича 1649 года [16,с.248-251].  По Уложению, отец или мать, убившие своего ребенка, заключались в тюрьму, сроком на  один год, после чего виновных приводили к церкви, где всенародно объявлялся их грех (ст.3.).

Более суровое наказание по Уложению было предусмотрено в отношении  женщин, убивших незаконнорожденных детей. Статья 26 Уложения имела кроме уголовно-правовых санкций и цель защиты и воспитания нравственности народа: « А будет которая жена жить блудно и скверно и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама или кто иной по ее велению погубит, казнить смертью безо всякой пощады, чтобы на то смотря, иные такого беззаконного и скверного дела не делали и от блуда унялись» [16, с.248-249].

Положительную динамику в становлении законодательства в области охраны прав беременных женщин начали испытывать на себе в период Российской Империи и женщины - крестьянки. Так, по данным Полного Собрания законов Российской Империи, в 1785 году появился закон «об освидетельствовании служанок, подозреваемых в беременности,  через повивальную бабку и о не принуждении их до воспоследования родов к тяжкой работе» [10].

 ПСЗ содержит Постановление Государственного Совета от 1853 года, согласно которому, помещики были лишены права по своему желанию отправлять в Сибирь беременных крепостных женщин «по дурному их поведению, равным образом в тех случаях, когда она по закону должна следовать в Сибирь за сосланными туда, по просьбе помещика, мужьями». Напротив, факт беременности предполагал состояние определенной свободы крепостной женщины в выборе места пребывания, в случае если «помещик не соглашается оставить тех женщин у себя» или же «сами жены сосланных не захотят оставаться до того времени у помещика, - то содержать их в богоугодных заведениях Приказа Общественного Призрения на счет самого владельца, впредь до истечения вышеупомянутых сроков, и потом уже отправлять в Сибирь для соединения с мужьями, если они туда отосланы» [12].

Свод законов Российской Империи 1832 года регламентирует правовое положение беременных женщин, которое находилось в неразрывной связи с правовым положением ее плода. Впервые в русском уголовном праве появляется термин «детоубийство».  Детоубийство в статьях 341-342 Свода законов определялось как убийство ребенка, находящегося в утробе матери. Убийство ребенка уже родившегося, именовалось «чадоубийством». Однако в последующем законодательстве термин «чадоубийство» более не употреблялся, Свод законов приравнивал детоубийство к общим видам убийства (в редакции того времени - «смертоубийства»). Жизнь беременной женщины и ее ребенка не была лишена общественной значимости: Кто, с обдуманным заранее намерением или умыслом, убьёт женщину беременную, зная, что она в сем положении, тот подвергается за сие, смотря по обстоятельствам дела: лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу или на время от 15 до 20 лет, или без срока [15].

Однако законодательство периода Российской Империи налагало также обязанность на саму беременную женщину воспринимать всю серьезность своего положения путем введения уголовной ответственности за умышленное произведение изгнания плода: сама беременная женщина, которая по собственному производству или по согласию с другим, умышленно производит изгнание плода своего, подвергается: лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных, прав и преимуществ и заключается в тюрьму на время от 4 до 5 лет.

Становление специфики положения беременных женщин шло по пути формирования правового неравенства по сравнению с положением иных лиц подлежащих уголовной ответственности. Беременные женщины, осужденные на пребывание в ссылке, либо в местах заключения освобождались от  работ «до разрешения их от бремени», после чего женщинам предоставлялся полуторагодичный срок на кормление грудью младенца, в течение которого работы, выполняемые ими, носили облегченный характер с прямой формулировкой в законе «для предупреждения вреда самой матери или питаемому ею младенцу» [11.]

 «Во избежание ошибок и самих злоупотреблений» с 1840 года действовало правило, согласно которому женщины «к наказанию подлежащие» проходили освидетельствование в беременности с помощью медиков, либо сами должны были давать показания о наличие или отсутствии у них беременности [13].

С появлением родильных домов у беременных женщин появилась возможность не только пользоваться квалифицированной медицинской помощью при родах, но также и право получить эту помощь тайно, желая, видимо, скрыть от близких либо факт появления незаконнорожденного ребенка, либо факт вступления в интимные отношения, либо руководствуясь иными личными мотивами. Так, в период Российской Империи официально были действующими как законно - родильное так и секретно – родильное отделения. При обращении в секретно-родильное отделение беременная женщина вручала Директору родильного заведения запечатанную записку, в которой указывала свое имя, состояние и жилище, и которую она получала обратно при успешном родоразрешении. Однако, «в случае же смерти ея Директор имеет право распечатать записку сию для уведомления родственников умершей». Секретно родильное отделение, конечно же, предоставляло дополнительную  возможность как самой матери скрыться от нежелательного для нее позора, так и  сохранить  жизнь себе и ребенку находясь под наблюдением врачей в случае наступлений осложнений при родах либо после них.  Однако материальная способность для реализации этого права у многих беременных женщин была весьма ограничена, поскольку по закону «Таковая женщина обязана платить Институту за содержание» [12]. Так по данным журнала учета рожениц и детей Родильного отделения губернской больницы Астраханского Приказа Общественного Призрения, 10 ноября 1880 года имеется запись о поступлении секретной роженицы, с которой было взято 750 рублей [1]. Сумма значительная. Для сравнения можно привести пример также основанный на данных ГААО, в котором,  в фондах дел имеется письмо от 16.01.1887 года Астраханской Казенной Палаты направленное в Астраханский Приказ Общественного Призрения, в соответствии с которым на содержание повивальной школы на 1887 год было выделено 2310 рублей (по 192 рубля 50 копеек в месяц) и 150 рублей на приготовление ящиков с инструментами для снабжения учениц окончивших курс, т.е. всего 2460 рублей [2].

Подводя итоги, следует сказать, что правовое положение беременных женщин исторически складывалось как система прав и обязанностей, под влиянием норм христианской морали, которые в дальнейшем нашли отражение в нормах права и гарантировались государством. Правовое положение беременных женщин находилось в неразрывной связи с положением ее плода, воспринимаемым в качестве человека, жизнь которого гарантировалась законом с момента зачатия в период Российской империи. Российская империя наделяла правовое положение беременных женщин рядом специфических черт, которые предоставляли им возможность пользоваться более широким объемом прав, но и налагали на них дополнительную ответственность, воплотившуюся в суровых формах наказания в случае умышленного избавления от плода. В целом, реформирование законодательства периода Российской империи представляло собой  лишь первые шаги на пути формирования будущего комплекса мер  по обеспечению государственной охраны материнства и детства в России, поскольку на начало  XIX века только около 5% рожениц пользовались квалифицированной медицинской помощью, однако по прежнему от послеродовых осложнений умирало тысячи женщин ежегодно.

ЛИТЕРАТУРА:

1.            АОГУ «Государственный архив Астраханской области» (ГААО). Ф.991. Оп.1. Д.1.

2.            АОГУ «Государственный архив Астраханской области» (ГААО). Ф20.Оп.1. Т 2. Д. 21

3.            Витрук Н.В. Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе / Н.В.Витрук и др.; под общ. ред. В.М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1987. – 231 с.

4.            Голубинский Е.Е. История русской церкви. М.: Университетская типография, Страстной бульвар, 1901. Т.1. 

5.            Кашанина Т.В.,  Кашанин А.В.  Основы Российского права. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. – 800 с.

6.            Латыпова Д.Ф. Правовое положение женщин: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01/ Латыпова Д.Ф. М., 2002.

7.            Лукашева Е.А. Правовой статус: понятие и структура/ Е.А. Лукашева //Общая теория прав человека. М.: Норма, 1996.–520 с.

8.            Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных / Т. Ф. Минязева. М. : Норма, 2001. – 306 с.

9.            Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с.

10.        ПСЗ. Т. XXII № 16178.

11.        ПСЗ. Т.XXIII № 16805.

12.        ПСЗ. Т.XXXI № 24695.

13.        ПСЗ. Т.XXVIII № 27602.

14.        Пушкарева Н.Л. Культ предков// Материнство.1998. №6.

15.        Свод Законов Российской Империи. Т.14. ст.261.

16.        Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года // Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.3.М., 1985.- 512 с.

17.        Устав князя Владимира  Святославовича // Российское законодательство X-XX в в. В 9 т. Т.1. М.,1984.- 432 с.

18.        Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. – 2003.- №4. С.5-10.